Лекция 1. Введение в предмет.




План:

1. Предмет изучения социальной психологии.

2. Методы социальной психологии.

3. Структура социальной психологии.

 

Социальная психология – наука относительно молодая. Как наука социальная психология возникает в середине 19 века, но ключевая дата 1908г., т.к. в этом году вышла книга английского психолога У.Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» (первая публикация по социальной психологии).

Социальная психология – это наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Социальная психология основана на двух дисциплинах – психологии и социологии, каждая из которых рассматривает социальную психологию как свою составную часть. В отечественной науке существует два ключевых направления социальной психологии: первое занимается социологической проблематикой, второе – психологической.

 

«В 1954 г. в одном из университетов США был проведен эксперимент: половине студентов курс социальной психологии читал лектор-социолог, второй половине – лектор-психолог. После окончания курса студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, т.к. студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно разные курсы лекций по различным дисциплинам».

 

Люди часто путают социальную психологию с социологией. Социологи и социальные психологи действительно имеют общие интересы, изучая как ведут себя люди в группах. Но социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до очень больших), а социальные психологи – индивидов (что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним).

Что же касается происхождения социальной психологии из психологии, то нужно сказать следующее: в центре внимания и социальной психологии и психологии личности находится индивид. В этом их сходство. Разница же заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни индивиды более агрессивны, чем другие. А социальные психологи концентрируются на общей массе людей, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформным или независимым, испытывать симпатию или предубеждение.

 

 

1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Будучи научной дисциплиной, социальная психология имеет несколько предметов изучения:

· Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) индивида как субъекта социальных отношений (общительность, конформность, толерантность, агрессивность, совместимость, конфликтность и т.д.)

· Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований (социально-психологический климат и атмосфера в группе, структура группы, управление, групповые процессы, групповые нормы и т.д.)

· Взаимодействие между людьми и его частная форма – общение (межличностное, внутригрупповое, межгрупповое и т.д.)

· Массовые психические явления (социально-психологические явления), такие как паника, слухи, массовые страхи, мода, обычаи, традиции, феномен лидерства, подражание, стереотипное восприятие человека, проявление конформности и т.д.

· Психологические механизмы социального влияния на человека и его окружение (механизмы убеждения, внушения, принуждения, подражания, заражения и т.д.)

 

Механизмы, которые лежат в основе функционирования социально-психологических феноменов:   1. Механизм подражания. Подражание – социально психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону или образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении вешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей. Подражание рассматривается в 2-х планах: подражание какому-либо конкретному человеку и подражание нормам, выработанным какой-либо группой. Нормы есть общие, характерные для многих групп, а есть характерные для конкретной группы. Среди разных групп одного типа они могут резко отличаться. Подражание может быть осознанным (фанатизм, осознанное учение и т.д.) и неосознанным (повторение у младенцев, перенимание чужих привычек и т.д.), критичным и некритичным, логичным и нелогичным, внутренним и внешним. Внутреннее подражание наиболее обдуманно, человек подбирает его исходя из своих целей и установок. Подражание проявляется при достижении каких-то значимых целей. Его используют для воздействия на других людей. Оно часто адресовано к подсознанию. Подражание играет важную роль в научении и приспособлении, часто выполняет функцию адаптации личности. В детском раннем возрасте оно используется для научения, в дошкольном возрасте направлено на осмысление своих действий, в подростковом для определения своей идентификации.   2. Заражение – социально-психологических механизм передачи эмоционального состояния от одного человека другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психическому воздействию со стороны других людей. В нем доминирует бессознательная предрасположенность человека к переживанию определенного настроя чувств от 0 до max. В психологии образования механизм заражения лежит в основе многого. При наличии обратной связи и многократного повторения заражение может нарастать. Успех заражения зависит от агрессивности индуктора. Положительный эффект заражения обычно приобретает форму слабой степени переживаний. Основа психологии толпы – заражение.   3. Идентификация – механизм познания личности или группы других людей в ходе непосредственного или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров. Процесс эмоционального самоотождествления человека с другим человеком. Механизм социализации личности. Имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны идентификация формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств, с другой – приводит е растворению индивида и вымыванию индивидуального. Противоположность идентификации – обособление.   4. Принуждение– различают физическое и морально-психологическое принуждение. Первое связано с применением физической или военной силы. Второе с психологических позиций метод принуждения, по сути, совпадает с методом убеждения.   5. Внушение – социально-психологический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо их воли. Механизм внушения базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Внушение носит вербальный характер. Велика здесь роль интонации голоса, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов. Внушаемость различна у разных людей.  

 

 

2. МЕТОДЫСОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Мы рассматриваем социальную психологию как отрасль психологии, поэтому методы, с помощью которых она собирает информацию, используются не только в социальной психологии, но и в общей психологии, социологии, педагогике и др. дисциплинах.

Наиболее известная классификация методов социальной психологии выделяет три группы методов:

· Эмпирическое исследование

· Моделирование

· Методы управленческо-воспитательного воздействия.

Рассмотрим методы первой группы.

1) Метод наблюдения: стандартизованное и нестандартизованное (свободное), включенное, стороннее, скрытое наблюдение.

2) Метод анализа документов. Является разновидностью анализа продуктов деятельности. Документ – информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Все методы анализа документов делятся на традиционные (качественные)и формализованные (качественно-количественные).

3) Метод опроса:

- Интервью (личное вербальное взаимодействие). Выделяют информационное интервью (с целью получения информации) и терапевтическое интервью (для изменения поведения человека).

- Анкетирование (заочный опрос).

4) Метод социометрии. Разработан Д.Морено в 1958г. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений для их изменения и оптимизации. Измерение предполагает опрос каждого участника малой группы с тем, чтобы выяснить, с кем он захотел или, наоборот, не захотел бы участвовать в том или ином виде деятельности или ситуации. Например: «Кого бы вы выбрали старостой группы, а кого нет?», или «От кого бы вы приняли помощь?», и наоборот, и т.д. Затем проводится обработка и интерпретация результатов.

5) Метод групповой оценки личности. Это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее участников. Этот метод позволяет оценить наличие и степень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Данный метод используется в организационной психологии для решения вопросов отбора и расстановки кадров.

6) Тесты. С помощью тестов в социальной психологии определяются социально-психологические свойства личности, межиндивидуальные и межгрупповые отличия.

7) Эксперимент. Этот метод принято считать наиболее точным и надежным при сборе данных. Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы. Во-первых, над людьми можно экспериментировать только с их согласия. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вообще нельзя ставить. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того, как понята цель участниками, где, когда и кем проводится эксперимент, как ведет себя экспериментатор и т.д. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухонемых детей); констатирующим, когда изучаются психологические явления; формирующим, если в его процессе развиваются определенные психологические качества участников эксперимента.

 

Способны ли вы к бесчеловечным действиям Один из впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти в своих действиях, бездумно подчиняясь давлению со стороны авторитетных групп или лиц, был проведен в начале 6 0-х годов ХХ века американским психологом С.Милгрэмом. Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Каждому добровольцу говорили, что он будет выполнять роль «учителя», задача которого состоит в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 до 450В с шагом 15В (за каждую последующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиться на 15В). Перед началом сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15 и 30В, убеждаясь, что удары током даже минимального напряжения чувствительны. Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 до 450В. Число 300В было выделено красным цветом, а рядом было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что напряжение смертельно опасно для человека. «Учителя» и «ученика» разделяла тонкая перегородка, так, что они не видели друг друга, но «учитель» хорошо слышал, что происходило за перегородкой. Многие с самого начала отказывались принимать участие в эксперименте. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. Экспериментатор имел право пользоваться следующими словами: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали, у вас нет другого выхода», «Наука требует жертв», «Я требую», «Я приказываю». Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращали и отмечали то напряжение, до которого дошел «учитель». Немов Р.С. Психология.В 2 Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – С.488-492.

 

3. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Существуют различные направления социальной психологии:

1. А) Теоретическая – объясняет природу социально-психологических явлений и прогнозирует их динамику.

Б) Экспериментальная – описывает социально-психологические явления и раскрывает их внутренние закономерности.

В) Практическая – разрабатывает и реализует программы воздействия на эти явления, т.е. управляет ими.

2. По основным объектам исследования:

социальная психология личности, взаимодействия, малых групп, больших групп, массовых психических явлений;

3. Согласно приложения социальной психологии к различным сферам жизни:

промышленная социальная психология, социальная психология образования, науки, искусства, семьи, массовых коммуникаций;

4. По исследованию основных видов жизнедеятельности человека:

социальная психология труда, учения, игры, общения, творчества;

В свою очередь, в социальной психологии труда выделяют социальную психологию управления, предпринимательства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: