Особенности формирования навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у детей с ДЦП.




Тема 3. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

1. Формирование бытовой самостоятельности как одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

2. Особенности формирования навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у детей с ДЦП.

3. Этапы формирования навыка самостоятельного приема пищи. Последовательность формирования навыков опрятности (общегигиенических навыков), раздевания и одевания (обувания).

4. Формирование и развитие навыков социально-бытовой ориентировки: знакомство с предметами домашнего обихода и овладение различными действиями с ними.

Формирование бытовой самостоятельности как одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Самообслуживание включает в себя следующее:

- освоение навыков приема пищи;

- раздевания и одевания;

- гигиены тела, опрятности.

Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями в быту. Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не сделать за него то, что он должен сделать сам. Чем выше уровень бытовой адаптированности ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, в приеме пищи, в опрятности), тем свободнее будет взрослый, а у малыша высвобождается значительная часть времени для игр и другой полезной деятельности. При формировании разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых, С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т.д.) Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у детей с особенностями развития.

Обучение навыкам самообслуживания может проходить:

- на специально организованных занятиях;

- в бытовых ситуациях;

- в играх;

- при уходе за собой и младшими детьми.

Чтобы ребенок усвоил алгоритм действий можно предложить ему мнемокарты. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.

1. Выбрать тот навык, который вы будете формировать.

2. Сообщить малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»).

Ваше сообщение должно быть:

- кратким, четким, последовательным, подкрепленным определенными действиями.

- Указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас:

- указание произносите медленно;

- указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок хорошо понимает); указание должно быть конкретным, например правильнее сказать: «Возьми одно печенье», а не «Не бери много печенья».

- указание дается в позитивном тоне. Оно указывает, что нужно делать, а не то, что делать нельзя или что надо перестать делать.

3. Разделите процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие действия.

4. Процесс показа выполнения действия, которому вы собираетесь обучить ребенка. Показ должен быть: четким; неторопливым; последовательным. Указание сочетайте с демонстрацией: выполняйте задание вместе с ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия.

Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип. Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями - игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.

Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов: от индивидуальных особенностей ребенка; от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей, является главным учителем для ребенка); разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно). Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего? Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.

Особенности формирования навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки у детей с ДЦП.

Главная цель всех занятий состоит в том, чтобы ребенок максимально использовал свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения собственным телом. Все условия, созданные в соответствии с данной организацией работы, должны пробудить у детей чувство "мышечной радости", удовольствия от собственных движений. Этого удается достичь благодаря эмоциональности взрослого, а также доверительных отношений с детьми.

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического, чувственного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления правое – левое, направо- налево, справа- слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширение активного словарного запаса пространственной терминологией.

Для решения поставленных задач существует три серии игр:

- первая серия направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка;

- вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя;

- третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении.

Основным принципом коррекционного обучения являет постепенное нарастание сложности предлагаемых детям заданий, возрастание их активность. В обучении используются объяснения, показ, совместные действия, действия по подражанию, наблюдения.

Этапы формирования навыка самостоятельного приема пищи. Последовательность формирования навыков опрятности (общегигиенических навыков), раздевания и одевания (обувания).

Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу еще на первом году жизни. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони. Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.

Очень важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Эти занятия лучше проводить в игровой форме. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем мелкие. В такой же последовательности научить его зашнуровывать и расшнуровывать ботинки. Потом все эти навыки закрепляют в играх на кукле (раздевать, одевать ее) и после закрепления переносят их на самого ребенка. После таких игр-упражнений у ребенка проявляется стремление к самостоятельной деятельности. Ему хочется все делать самому; родители или воспитатели должны оказывать лишь необходимую помощь. При этом важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: