Тема: « Доброжелательная атмосфера в коллективе, семье, обществе - залог успеха. Приемы саморегуляции».
Цель: дать подросткам психологическую информацию о навыках и приемах самопомощи.
Задачи:
Образовательные: Познакомить обучающихся с некоторыми приемами и способами саморегуляции. Сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Коррекционно-развивающие: Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитание интереса к предмету.
Оборудование: доска, тетради, ручки,планшет.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Вступление. Люди каждый день попадают в разные ситуации. И от каждой ситуации остается свое впечатление, причем оно может быть настолько ярким, что избавиться от него тяжело. Например, Вы идете по коридору и слышите за своей спиной Иванов такой умный, замечательный, красивый и т.д. Понятно, что хорошее настроение вам обеспечено на долгое время. А если, наоборот, в ваш адрес раздаются нелестные высказывания, тогда настроение портится.
Тему нашего урока я скажу немного позже, хотя по первому упражнению вы, наверно, сами догадаетесь.
Упражнение: «Эмоциональный термометр»: Оцените свое состояние по эмоциональному термометру.
У большинства состояние …
Разминка: В течение 3-5 минут по цепочке назовите известные вам эмоции и чувства, побеждает тот, кто назвал эмоцию последним.
Учитель: У разных народов существует различное отношение к выражению эмоций. Люди Севера более сдержаны, чем люди Юга. В некоторых странах Востока, вообще не принято выражать эмоции. Но если человек постоянно держит отрицательные эмоции в себе, такие как гнев, обида, раздражение, злость, то организм направляет все силы на подавление этих эмоций и не в состоянии сопротивляться болезням. Человек может часто болеть, либо выплескивать свое раздражение, недовольство на близких ему людей.
|
Итак, тема нашего урока «Доброжелательная атмосфера в коллективе, семье, обществе - залог успеха. Приемы саморегуляции». Негативные эмоции мешают человеку действовать адекватно, например, ты боишься отвечать у доски и когда выходишь, забываешь все, что учил; можешь расстроиться из-за ссоры с родителями, и не хочется идти домой. Ситуаций, может быть много, давайте рассмотрим некоторые и попробуем в них разобраться, найти пути выхода.
Задание «Ситуации». Разбивка на команды
Каждая команда получит ситуацию, вам нужно обсудить ее и ответить на вопросы (на доске), остальные участники слушают, анализируют. И либо соглашаются с мнением группы, либо высказывают свое мнение.
Ситуация №1
Ты поссорился со своим лучшим другом из-за пустяка. Он пообещал помочь сделать урок и не смог. Ты не сдержался, наговорил ему.. Друг не хочет с тобой разговаривать и мириться тоже. Ты об этом сожалеешь.
Ситуация №2
Ты не выучил домашнее задание, не хотелось, да и некогда было. Скачал классную игру и весь вечер играл в неё. Вызвали к доске, получил двойку. Ты расстроился и боишься, что влетит от родителей.
Ситуация №3
Весь вечер ты сидел и учил уроки. Вышел отвечать к доске и все из головы вылетело. Решил неправильно, а все в классе засмеялись. Все время не везет мне.
|
Есть ситуации, которые зависят от нас (например: выучить урок, здесь надо думать, делать правильный выбор), а есть те, которые от нас не зависят (например: тебе в автобусе наступили на ногу), тогда можно не придавать им значение. Важно уметь эти ситуации разделять. Но если все же вы попали в неприятную ситуацию или у вас плохое настроение, какие вы знаете способы выхода из них? как вы справляетесь с плохим настроением?
Запись способов на доске (ответы учеников)
Игра «Поменяйтесь местами »
Участникам выдаются карточки с названием эмоций, необходимо поменяться местами тем, чью эмоцию назвали.
Задание «Мысли»
Я не знаю, как у вас, а я когда начинаю обдумывать какую–либо ситуацию, я начинаю ее рассматривать с позиций оптимиста и пессимиста. И происходит борьба за и против, что пересилит, то и победит.
Вот сейчас мы попробуем представить с вами следующую ситуацию. Например: Вы написали контрольную работу, и казалось, что работа получилась и заслуживает хорошей оценки. Но при проверке в ней нашли много недочетов. Вы расстроились.
По кругу в порядке очереди рассмотрим ее с позиции оптимиста и пессимиста.
Примерно такой же диалог идет внутри нас, и, согласитесь тяжело пережить все эти мысли.
Способы саморегуляции
Однако есть множество приемов и способов, с помощью которых можно повернуть практически все ситуации так, что даже самая сложная ситуация и неблагоприятные обстоятельства покажутся не такими уж плохими.
|
1. Регуляция дыхания - дыхание обладает большим потенциалом в сфере регулирования человекам своего состояния
o Концентрация – счет до 10 – закрыть глаза, медленно сосчитать до 10.
(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – злости, раздражения, хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоиться)
o Вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга. Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив.
(в каких ситуациях можно использовать данный способ? – плохое настроение, обиделся, устал; способ снимает напряжение, настраивает на позитив)
2. Визуализация – зрительное представление чего-либо образов, событий, мест.
«Место покоя» упражнение. Сесть поудобнее, закрыть глаза.
Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда - то были. А может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно.. Представьте себе его во всех деталях…Посмотрите вокруг, что вы видите…Прислушайтесь, возможно до вас доносятся какие-то звуки Возможно вы чувствуете дуновение ветра…Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте.. Это ваше место покоя.. А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза
o Поделимся впечатлениями…. (в каких случаях используется этот способ?)
Этот способ позволяет регулировать свое состояние, успокоиться, восстановить силы
3. Мышечная релаксация - способ напряжения и расслабления мышц тела. Когда человек переживает, то напряжение остается в какой-либо части тела, например при волнении в области груди, Убирая напряжение мы высвобождаем зажатую энергию и восстанавливаемся.
Элементы мышечной релаксации
Упражнение «Когти тигра» напрячь кисти рук до боли, потом стали кошачьи лапы (2-4 раза)
Упражнение «Танк» - почувствовать подмышечные впадины, удержать предмет, расслабить (2-3 раза)
Упражнение «Снеговик » сильно замерзли, солнце растопило снег
Когда можем использовать? (наполнение энергией, восстановление сил).
Кроме того, существуют разные методы саморегуляции (запись в тетрадь)
o Найдите в ситуации что-нибудь хорошее
o Поговори с кем - нибудь (другом, родителями)
o Найди, кому еще хуже и попробуй помочь
o Создай атмосферу не соответствующую настроению (поешь, включи музыку, переставь вещи в квартире)
o Похвали себя и найди хорошие стороны
o Поплачь, поругайся
o Заведи дневник, попробуй вести записи
o Утро вечера мудренее ложись спать
o Займись чем-нибудь
Кто – нибудь использует эти способы? Добавляйте свои.
У каждого человека есть слабые и сильные стороны характера, бывает так, что человек видит только недостатки и не замечает достоинства. Следующая игра поможет нам повысить уверенность в себе, своих силах.
Упражнение «Магнит» - все участники встают, ведущий называет чье- то имя, все должны дотронуться до него и сказать, чем притягивает вас этот человек, что в нем есть хорошего и притягательного. Далее «магнит » называет имя другого участника игра продолжается..
В каждом из нас есть сильные положительные стороны, надо чаще обращать внимание и опираться на них.
Подведение итогов: сегодня мы с вами познакомились с некоторыми способами и методами самопомощи, регуляции своего состояния, вы получили памятки. Какой способ или метод понравился вам больше?
Надеюсь, вы будете использовать эти знания и не копить в себе отрицательные эмоции. Сила есть внутри каждого, чтобы справиться с любыми трудностями.
Домашнее задание: выучить методы саморегуляции.