ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)




Е.Н. Дряева

4 курс, Институт иностранных языков и

международного туризма

науч. рук. доц. Т.Н. Ярмина

e–mail: katerina.dryaeva@mail.ru

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

В современных условиях стремительного развития международной интеграции и коммуникации необходимость оптимизации процесса обучения иностранном языку экспоненциально растет. Не зря в последние годы наблюдается тенденция к переходу от коммуникативного подхода в обучении к его разновидности – интерактивному подходу. Интерактивный подход подразумевает активное использование индивидуального опыта обучающихся и предполагает достижение учащимися как интеллектуальной автономности, так и развития коммуникативной компетенции и социальной компетентности за счет взаимодействия определенных компонентов, среди которых: получение хорошего совместного результата, структурированная индивидуальная ответственность (индивидуальное тестирование каждого учащегося, объяснения каждым учащимся содержания изученного материала другому участнику, наблюдения за каждой группой и документирования личного вклада учащегося), обеспечение стимулирования поддержки и одобрения студентов в отношении друг друга, обучение студентов необходимым социальным навыкам (академическим навыкам, навыкам лидерства, принятия решения, создания доверия, коммуникации и управления конфликтами), обеспечение поэтапного включения студентов в работу и совершенствование навыков групповой работы.

Как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), одним из требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования (СПО), является формирование и развитие общих и профессиональных компетенций при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. В связи с этим компетентностный подход становится все более актуальным. В «Новом словаре методических терминов и понятий» (Азимов Э.Г., Щукин А.Н., 2009) дается следующее определение: «Компетентностный подход - это подход к обучению, который выражается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и предполагает реальное практическое владение иностранным языком. Отличительной чертой компетентностного подхода является комплексное усвоение знаний, умений и навыков обучающимися». Изучение вопросов формирования коммуникативной компетенции и компетентностного подхода было вызвано различными социально-экономическими и педагогическими предпосылками. Исследования проводили многие выдающиеся ученые, такие как И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. И. Байденко, Н. Д. Гальскова, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя. Ученые выяснили, что применение интерактивных технологий вместе с компетентностным подходом является отличным подспорьем для обогащения опыта студентов и способствует развитию через образовательную деятельность тех компетенций социального взаимодействия, которые потом могут понадобиться в их будущей профессиональной и общественной жизни.

Необходимым условием вышеупомянутого подхода в образовании является внедрение новой методологической основы обучения, исходя из психологических и возрастных особенностей обучающихся. Особое внимание уделяется не учебным примерам, разработанным в качестве иллюстративного материала, а рассмотрению и решению конкретных, реальных, бытовых задач. А также, при планировании учебного занятия в рамках рассматриваемого подхода необходимо тщательно продумать структурный и методологический аспекты, уделить особое внимание не только учебному, но и психологическому обоснованию материала. Таким образом, на занятиях английского языка у учащихся СПО целесообразно выбирать тему дискуссии, учитывая следующие факторы: тема не должна выходить за рамки учебной программы; учащиеся должны хорошо владеть материалом; желательно заранее подготовить учащихся к обсуждению той или иной проблемы (выполнение упражнений, составление мини-диалогов по теме, прослушивание аудио-, видеозаписей; сбор информации по теме). Основным показателем эффективности обучения будет выступать осмысленный опыт деятельности студентов.

В данной статье были рассмотрены тенденции и особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся СПО на базе интерактивных методов. Безусловно интерактивные средства обучения интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Они открывают принципиально новые методические подходы в системе образования. Имеющиеся программные продукты, в том числе интерактивный учебный комплект, и позволяют повысить эффективность обучения, при условии их применения с учетом индивидуальных особенностей студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: