1. Педагогическая психология возникла:
а) в начале XIX в.; в) во второй половине XIX в.;
б) в середине XIX в.; г) в начале XX в.
2. Термин «педагогическая психология» был предложен:
а) К.Д. Ушинским; в) П.П. Блонским;
б) П.Ф. Каптеревым; г) Дж. Дьюи.
3. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский; в) П.Ф. Каптерев;
б) А.П. Нечаев; г) А.Ф. Лазурский.
4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана:,
а) в 1872 г.; в) в 1880 г.;
б) в 1876 г.; г) в 1885 г.
5. Книга Л. С. Выготского «Педагогическая психология» вышла в:
а) 1922 г.; в) 1930 г.;
б) 1926 г.; г) 1933 г.
6. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика; в) дидактика;
б) педология; г) психопедагогика.
7. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к:
а) организационным методам; в) способам обработки данных;
б) эмпирическим методам; г) интерпретационным методам.
8. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в пси- холого-педагогических исследованиях, называется:
а) наблюдением; в) констатирующим экспериментом;
б) формирующим экспериментом; г) квазиэкспериментом.
9. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости от:
а) регулярности; в) позиции наблюдателя;
б) упорядоченности; г) активности наблюдателя.
10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого — это:
а) пилотажный эксперимент; в) констатирующий эксперимент;
|
б) формирующий эксперимент; г) включенное наблюдение.
11. Педология возникла:
а) во второй половине XIX в.; в) в середине XIX в.;
б) в начале XX в.; г) в середине XX в.
12. Основоположником российской педологии является:
а) А.П. Нечаев; в) К.Д. Ушинский;
б) В.М. Бехтерев; г) Н. Н. Ланге.
13. Основателем зарубежной педологии считается:
а) С. Холл; в) Дж. Уотсон;
б) Дж. Дьюи; г) У. Джемс.
14. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:
а) комплексного подхода;
б) деятельностного подхода;
в) практической направленности на диагностику психического развития.
15. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в СССР:
а) в 1928 г.; в) в 1936 г.;
б) в 1932 г.; г) в 1939 г.
17. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность:
а) ассоциативных теорий научения; в)знаковых теорий научения;
б) условно-рефлекторных теорий научения; г)операциональных теорий научения.
18. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание:
а) ассоциативных теорий научения; в) знаковых теорий научения;
б)условно-рефлекторных теорий научения; г)операциональных теорий научения.
19. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в возрасте:
а) младшем школьном; в) старшем подростковом;
б) младшем подростковом; г) юношеском.
20. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:
а) мораль «хорошего мальчика»; в) мораль индивидуальных принципов совести;
|
б) мораль поддержания отношений г) ориентация на наказание и покорность.
21. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть эффекта:
а) ореола; в) инерционности;
б) последовательности; г) стереотипизации.
22. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, — это:
а) импринтинг; в) оперантное научение;
б) условно-рефлекторное научение; г) викарное научение.
23. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:
а) бихевиористского; в) факторного;
б) когнитивного; г) функционального.
24. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:
а) родом; в) уровнем;
б) видом; г) формой проявления.
25. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:
а) часть—целое; в) форма проявления учебной деятельности;
б) вид—род; г) функциональные отношения.
26. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащегося называется законом:
а) эффекта; в) упражнений;
б) Йеркса — Додсона; г) плато.
27. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями — это:
а) понятие; в) умозаключение;
б) суждение; г) теория.
30. Когнитивистские концепции личности относятся к _____________________ подходу к изучению личности:
а) биогенетическому; в) психогенетическому;
б) социогенетическому; г) двухфакторному.
Вопросы к экзамену «Педагогическая психология» ПС-301
1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой.
|
2. Проблемы обучения и психического развития. (Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития). Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
3. Структура процесса учения: процесс и результат. Знания и умения как результат процесса учения. Состав знаний, действий и умений.
4. Психолого-пдагогические факторы успешности обучения.
5. Теоретические подходы к учебной мотивации (теория самодетерминации, атрибутивный подход).
6. Когнитивный и бихевиористский подходы к учению. Культурно-деятельностная теория учения.
7. Теории научения. Научение и учение. Условно-рефлекторные теории научения.
Классификация типов научения.
8. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина: первичные и вторичные свойства действий
9. Типы ориентировочной основы действий и типы учения.
10. Формирование теоретического мышления в учебной деятельности.
11. Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова.
12. Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания.
13. Гуманистический подход к воспитанию.
14. Теории нравственного развития (в т.ч. теория Л. Кольберга).
15. Принципы и методы психолого-педагогического исследования. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
16. Основные линии психического развития в учебном процессе. Движущие силы, факторы и условия и уровни психического (умственного) развития.
17. Структура учебной деятельности. Уровневый анализ учебной деятельности.
18. Предметное содержание и свойства учебной деятельности.
19. Виды действий. Виды приемов учебной деятельности.
20. Этапы решения учебной задачи.
22. Мотивы учения. Проблемы учебной мотивации. Виды и уровни мотивов учения. Качества мотивов учения. Общие подходы к изучению и формированию мотивации учащихся.
23. Общие условия формирования умений и навыков. Причины, влияющие на продуктивность навыка в учебном процессе.
24. Соотношение понятий: формирование, становление, социализация, воспитание. Проблемы психологии воспитания. Типы взаимосвязи обучения и воспитания.
25. Виды влияния в воспитании. Способы влияния в воспитании. Субъект и методы самовоспитания.
26. Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
27. Состав профессионально-обусловленных свойств и характеристик учителя. Педагогические способности и стили педагогической деятельности.
28. Психологическая характеристика педагогического общения.
29. Психологическое значение педагогического наследия А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского.
30. Психология индивидуального воспитания Марии Монтессори.
Основная литература:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Инфра, 2014.
2. Богачкина Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. - 4-е изд., стереотипное. М.: Омега-Л, 2012.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Смысл, 2016.
4. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Наука, 2015.
5. Исаев Е.И. Педагогическая психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012, 2014.
6. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
7. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. - 9-е изд., стереотипн. М.: Академия, 2016.
8. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебник. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М.: Наука, 2011.
Дополнительная литература:
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Инфра-М., 1998.
2. Амонашвилли Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Политиздат, 1983.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Наука, 1993.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Педагогика, 1985.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Инфра, 1996.
6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Инфра, 2006.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
8. Занков. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1997.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Инфра-М., 2005.
10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Просвещение, 1986.
11. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1989.
12. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Политиздат, 1972.
13. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Наука, 1997.
14. Макарова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
15. Макаренко А.С. Пдагогическая поэма. – М.: Педагогика, 1987.
16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Мир, 1997.
17. Решетова З.А. Формирование систематического мышления в обучении. М.: Инфра, 2002.
18. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2001.
19. Роджерс К. Свобода учиться. СПб.: Питер, 2003.
20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Инфра, 2005
21. Хон Р.Л. Педагогическая психология. М.: Мир, 2005.
22. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило. М.: Просвещение, 1995.
23. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Мир, 1999.
24. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. М.: Просвещение, 1989.
25. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М.: Педагогика, 1985.
26. Якунин В.А. Педагогическая психология. Спб.: Питер, 2000.
27. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Инфра, 2001.
Интернет-ресурсы:
https://www.pedlib.ru – педагогическая библиотека;
https://www.ed.gov.ru –официальный сайт МОиН;
https:// elibrary..ru/|defaultx.asp – научная электронная библиотека;
https://www.//slogiston.ru – литература по социальной работе;
https://lib.vspu.ac.ru/index.html - фундаментальная библиотека в ГПУ.
Психологические сайты:
https://www.psytolerance.info – психологические информационные сборники;
https://www.narotiv.ru - Сборники научных статей по психологии;
https://www.psychological.ru – Практическая психология;
https://www.voppsy.ru – Вопросы психологии;
https://www.psyedu.ru – Психологическая наука и образование;
https://www.courier.com.ru –Курьер образования
https://www.bookap.by.ru –библиотека психологической литературы разных направлений;
https://magasine.mospsy.ru – Московский психологический журнал;
PSY.Iseptember.ru – Ежедневник «Школьный психолог»;
https://www.psichol ras.ru/08.shtml – Психологический журнал;
https://www.vlad_sadovsk.chat.ru/article.htm - Психологический вестник.
URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html - Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. №3 (11).
Сайты с научной информацией по проблематике курса:
https://psy.msu.ru/; https://www.ht.ru/; https://flogiston.ru; https://psy.1september.ru; https://www.gazetamim.ru.
Основная литература:
9. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Инфра, 2014.
10. Богачкина Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. - 4-е изд., стереотипное. М.: Омега-Л, 2012.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Смысл, 2016.
12. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Наука, 2015.
13. Исаев Е.И. Педагогическая психология: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012, 2014.
14. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
15. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. - 9-е изд., стереотипн. М.: Академия, 2016.
16. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебник. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М.: Наука, 2011.
Дополнительная литература:
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Инфра-М., 1998.
2. Амонашвилли Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Политиздат, 1983.
3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Наука, 1993.
4. Балаев А.С. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1996.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Педагогика, 1985.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Инфра, 1996.
7. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Инфра, 2006.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Инфра-М., 2005.
10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Просвещение, 1986.
11. Ковалев В.Н., Мирошина Г.Г. Тренинги для старшеклассников, педагогов, родителей. Севастополь: Рибест 2005.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1989.
13. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Политиздат, 1972.
14. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Наука, 1997.
15. Макарова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Мир, 1997.
17. Решетова З.А. Формирование систематического мышления в обучении. М.: Инфра, 2002.
18. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2001.
19. Роджерс К. Свобода учиться. СПб.: Питер, 2003.
20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Инфра, 2005
21. Хон Р.Л. Педагогическая психология. М.: Мир, 2005.
22. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило. М.: Просв, 1995.
23. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Мир, 1999.
24. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. М.: Просвещение, 1989.
25. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М.: Педагогика, 1985.
26. Якунин В.А. Педагогическая психология. Спб.: Питер, 2000.
27. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Инфра, 2001.