Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Медицинский институт
Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
Методические указания
к самостоятельной работе студентов
по дисциплине
«География туризма»
Направление подготовки: 080200 Менеджмент
Профиль подготовки: Туризм и гостеприимство
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Тула, 2011
Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине составлены доцентом каф. ТИГ Н.А. Кисуриной и обсуждены на заседании кафедры ТИГ факультета ФКСиТ,
протокол № 4 от «18» ноября 2011 г.
Зав. кафедрой ТИГ_____________________ И.Ю. Пономарева
Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине «География» пересмотрены и утверждены на заседании
кафедры ТИГ факультета ФКСиТ
протокол № ___ от «___» _____________201__ г.
Зав. кафедрой ТИГ_____________________ И.Ю. Пономарева
Оглавление
Цели и задачи. 4
Тема 1. Внутрирегиональные и межконтинентальные туристские потоки. 4
Тема 2. Рекреационное районирование России. 5
Тема 3. География туристических центров мира. 5
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 6
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 9
Цели и задачи
Целями освоения дисциплины «География туризма» являются усвоение базисных знаний о сущности географии, формирование студентами системных знаний о современном состоянии экономической, социальной, политической и рекреационной географии России и зарубежных стран
Распределение часов по видам самостоятельной работы студентов
|
(Общее количество часов на самостоятельную работу – 57 часов)
№ п/п | Наименование видов самостоятельной работы | Трудоемкость (час.) |
Выполнение КР | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Внутрирегиональные и межконтинентальные туристские потоки | ||
Рекреационное районирование России | ||
География туристических центров мира | ||
Итого |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать принципы размещения туристских ресурсов, основы туристской регионалистики;
2. Изучить внутрирегиональные и межконтинентальные туристские потоки
3. Знать основные принципы рекреационного районирования России
4. Знать основные турцентры мира
Тема 1. Внутрирегиональные и межконтинентальные туристские потоки
Задание:
ü Изучить основные понятия: миграции, миграции маятникового типа, туристические потоки и др.
ü Изучить основные проблемы и тенденции формирования туристических потоков
Библиографический список рекомендуемой Литературы
1. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для вузов / Д.Л. Лопатников. — М.: Гардарики, 2006. 224с.
2. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина; под ред. В.П. Воронина. — М.: Финансы и статистика, 2007. 240с.
Тема 2. Рекреационное районирование России
Задание:
ü Изучить основные понятия, термины: Районирование территории, компонент ландшафта, рекреационное районирование.
|
ü Определить основные районообразующие признаки.
ü Провести районирование территории России.
ü Определить тенденции развития туризма в России
Библиографический список рекомендуемой Литературы
1. Международный университет "Содружество". Россия: федеральные округа и регионы (география, недра, история, население, религия, власть, экономика, социальная сфера, достопримечательности, стратегия развития): энциклопедия / Междунар. ун-т "Содружество"; под науч. ред. М. А. Севрука. — 4-е изд., изм. и доп. 2006/2007. — М., 2006/2007. 529 с.
2. Изотова, М.А. Путешествуем по России / М.А. Изотова, Ю.А.Матюхина. — Ростов-н/Д: Феникс, 2007. 253с.
3. Экономическая география России: учебник для вузов / Т. Г. Морозова [и др.]; под ред. Т. Г. Морозовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2008. 479 с.
Тема 3. География туристических центров мира
Изучить основные туристические центры мира, закрепить на практике в виде докладов, презентаций и просмотра видеофильмов:
- Париж (Бастилия,водные экскурсии,мосты,Лувр,Елисейские поля, Триумфальная Арка, Монмартр, Версаль,Диснейленд,Эйфелева башня,Ночной Париж,Собор Парижской Богоматери)
- Дубай (спорт,Шарджа,Абу-Даби,Хор-Дубай,Дубаи ночью, рынки,парки,еда, традиции,торговые центры,золото,Форт Аль-Фахиди, архитектура, религия)
- Барселона (Порт,Рамбла,Коста Брава,Площадь Рейал,Саграда Фамилия, площадь Испании и Каталонии,Готический квартал,памятник Колумбу,музей Пабло Пикассо,музей Сальвадора Дали, рынок святого Джозефа)
- Рим (Форум,Ватикан,Колизей,Пантеон,Тиберина,Капитолий, фонтан Трэви, Аппиева дорога,Площадь Колонны,Мавзолей Адриана,Мальтийский орден, Площадь Республики,Пьяцца дель Попполо,Триумфальная арка Константина)
- Япония (Телепорт,Фудзияма,Парк Уэно,Шинкансен,Храм Мэйдзи,Токкийское метро и телебашня,Киото,Императорский дворец, лодочная прогулка и другие.
|
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Какими проблемами занимается рекреационная география?
а) Вопросами современного и перспективного рационального развития и размещения туризма по территории страны и ее регионам
б) Оказывает влияние на устремления туристов
в) Отыскание гармоничных сочетаний между комплексными и отраслевыми оценками условий и прогнозами развития туризма
2.Объектами изучения рекреационной географии являются
а) территориальные рекреационные системы и процессы формирования, развития и распространения различных типов этих систем
б) специальные предприятия, основная цель которых – оказание разнообразных рекреационных услуг
в) урбанизированные территории, на которых расположены крупные технические сооружения, гидро-бальнео-технические комплексы и работают высококвалифицированные коллективы
3.Условия, в которых комплексы развиваются либо на базе крупных городских агломераций, как правило, в районах, достигших высокой степени экономического развития, либо в связи со специфичностью географического положения той или иной территории – это
а) пространственно-экономические
б) социально-экономические
в) базисно-ресурсные,
4.Какой тип ТРС затрагивает преимущественно такие аспекты, которые необходимы для познания новых явлений, новых процессов, лежащих в основе развития лечебно-оздоровительных и общеукрепляющих мер, с одной стороны, и расширения общего кругозора людей, поднятия уровня их культуры и духовного богатства — с другой?
а) лечебный,
б) оздоровительный и спортивный
в) познавательный
5.Какая стадия формирования ТРК характеризуется выборочным освоением ресурсов и созданием точечных (локальных) рекреационных объектов
а) пионерная
б) реконструктивная
в) комплексной структуры
6.Какая стадия формирования ТРК характеризуется формированием предприятий культурно-бытового назначения
а) групповая
б) формирования сопутствующих отраслей
в) комплексной структуры
7. Рекреационное районирование – это:
а) Выбор районообразующих признаков в зависимости масштаба исследуемой территории.
б) Деление территории по однородности признаков и характеру рекреационного использования.
в) Выделение территории из географической оболочки, обладающей относительной однородностью.
8. Какие социально-экономические процессы содействуют развитию туризма?
а) Туристская подвижность населения вследствие неравномерного размещения ресурсов туризма
б) расширение и укрепление экономических, научных, культурных и общественных связей между различными районами и областями, странами и народами.
в) Развитие мировой экономики, возникновение новых отраслей промышленности и новых видов производимых изделий
9. Дайте определение понятию «рекреационные ресурсы»
а) Природные объекты (природные парки, заповедники.), способные удовлетворить духовные потребности туристов и содействовать восстановлению здоровья и укреплению физических сил.
б) Природные, исторические, социально-культурные объекты (природные парки, заповедники, архитектурные сооружения и ансамбли, памятники истории и культуры, театры, музеи, спортивные сооружения и др.), способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и укреплению их физических сил.
в) Природно-ландшафтные особенности, биоклиматические условия, растительные и водные ресурсы, бальнеологические ресурсы, инфраструктура, исторические, социально-культурные объекты, которые присущи отдельному ТРК.
10. Что такое таксономическая лестница ТРК?
а) Совокупность самостоятельно функционирующих подсистем различных уровней, разной степени сложности и территориальной организации.
б) Территориальное сочетание локальных рекреационных микрорайонов с едиными обслуживающими объектами общерегионального значения и инфраструктурой.
в) Производственная единица, состоящая из группы рекреационных учреждений и комплексов вспомогательных и обслуживающих производств, общим поселком для расселения обслуживающего персонала, объектами инфраструктуры и др
11. Что является объектом рекреационной системы?
а) Человек или различные группы общества.
б) Природные ресурсы.
в) Культурно- исторический потенциал.
12. Условия, в которых происходит формирование ТРК:
а) базисно-ресурсные,пространственно-экономические,социально-экономические
б) базисно-пространственные,социально-экономические,пионерно-реконструктивные
в) пространственно- ресурсные, политико-экономические, социально-экономические
13. Дайте определение выезному туризму.
а) Путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней.
б) Путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну
в) Путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах
14. Что понимают под туризмом самодеятельным?
а) Путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды
б) Путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно, с соблюдением установленных государством определенных норм и правил.
в) Путешествие, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия.
15. Что является «территориальной структурой рекреационного хозяйства»?
а) Результат географического разделения труда
б) Рекреационные системы имеющие территориальный характер, рассматриваются в одном ряду с территориальными производственными комплексами и природными геосистемами
в) Сложную совокупность явлений, связанных с рекреационной деятельностью
16. Метод оценки природных условий, который характеризуется эстетическим и эмоциональным воздействием окружающей среды на организм
а) технологический
б) психологический
в) физиологический
17. На этом этапе формируется туристская инфраструктура (транспортная сеть, ресторанно-гостиничное хозяйство) и появляются многочисленные туристские учреждения: туристские фирмы, клубы, бюро компании. Оформляются два основных сегмента туристского рынка - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции.
а) организационно-централизованный этап развития российского туризма
б) административно-нормативиный этап развития российского туризма
в) предпринимательский этап развития российского туризма
18. Новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ. В этот период выявилась необходимость перехода от административного регулирования
а) туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.
б) организационно-централизованный этап развития российского туризма
в) административно-нормативиный этап развития российского туризма
г) переходный этап развития российского туризма.
19. Наиболее значимые туристические центры России расположены в:
а) Центральных районах.
б) Традиционно исторически развитых курортных зонах.
в) В традиционно исторически развитых южных приморских зонах.
20. Туристские центры это:
а) Экономические, административные, культурные центры, призванные руководить и обеспечить туристскую деятельность в конкретных районах.
б) Экономические, научные, культурные центры, призванные руководить и обеспечить туристскую деятельность в конкретных районах.
в) Экономические, административные, промышленные центры, призванные руководить и обеспечить туристскую деятельность в конкретных районах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Экономическая география России: учебник для вузов / Т.Г.Морозова [и др.];под ред. Т.Г.Морозовой.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.– 479с.
2. Шматько Л.П., Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие для вузов / Л.П. Шматько [и др.];под ред. Л.П. Шматько.– 4-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2010.– 352с. – (Туризм&Сервис)
Дополнительная литература
1. Радовель В.А., Страноведение: Соединенные Штаты Америки: учеб. пособие / В.А. Радовель. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 320с.
2. Босрок М.М. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага / М.М. Босрок; пер.с англ. Е.М.Веселовой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 415с.
3. Пуханов С.А. Монархия Великобритании: учеб.-метод. пособие / С. А. Пуханов; ТулГУ. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. – 84 с..
4. Голицынский Ю.Б. Великобритания: пособие по страноведению / Ю.Б. Голицынский. – СПб.: Каро, 2007. – 480с.
5. Тищенко Н.Я. Путеводитель по Греции / Н.Я.Тищенко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 256с.
6. Степанов В.Ю. Путеводитель по Египту / Ю.В.Степанов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 336с.
7. Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма: учеб.пособие / Д.С.Ушаков.– М.;Ростов н/Д: МарТ, 2006.– 384с.
8. Колесникова А.А. Путеводитель по Китаю / А.А. Колесникова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 304с.
9. Лазарева Е. Путеводитель по Таиланду / Е.Лазарева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 208с.
10. Дюпре В. Путеводитель по Франции / В. Дюпре. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 416с.
11. Сенкевич А.А. Путеводитель по Индии / А.А.Сенкевич. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 352с.
12. Веремчук А.А. Путеводитель по Монако / А.А. Веремчук. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 208с.
13. Моррис Э. Париж: путеводитель / Э.Моррис; пер.с англ. К.Ткаченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФАИР, 2007. – 192с.
14. Изотова М.А. Путешествуем по России / М.А. Изотова, Ю.А.Матюхина. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 253с.
Периодические издания
1. National Geographic Россия: официальное издание национального географического общества. – М. – 12 раз в год
2. Журнал GEO