Подготовка и проведение урока




Команда «Дебют»

Город Ждановка

Проблема № 1

Психологический климат на уроке

Благоприятный психологический климат является одним из главных составляющих успешного урока. Часто у молодых педагогов возникает проблема создания благополучной атмосферы на уроке. Педагоги не всегда учитывают возрастные и личностные особенности учеников. Молодые специалисты часто ставят на первое место свои амбиции и предубеждения, которые могут привести к конфликтным ситуациям в классе. Так как у обучающихся хорошо развита способность уловить эмоциональный настрой учителя, его отношение к детям, с первых минут на уроке должна создаваться комфортная рабочая обстановка. Для этого очень важно любить свою профессию, учеников. Знать свой предмет. Уметь преподнести знания, влюбить детей в свой предмет.

Алгоритм решения проблемы:

1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.

2. Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме. Тактичность, важная составляющая профессии педагога.

3. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

4. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

5. Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза.

6. Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

7. Не тратить время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

8. Начинать урок энергично. Не задавать вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок вести так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

9. Увлекать учеников содержанием материала, контролировать темп урока, помогать «слабым» поверить свои силы. Держать в поле зрения весь класс. Особенно следить за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращать сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращаться чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

10. Мотивировать оценки знаний учащихся, ученику следует знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

11. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Заканчивать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживаться от излишних замечаний.

12. Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивать его, искать разумные пути его разрешения.

 

Проблема № 2

Подготовка и проведение урока

Изменилось соотношение деятельности учителя и обучающихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и обучающихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Алгоритм решения проблемы:

1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

 

 

Проблема № 3

Дисциплина

Все учителя в школе, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться отличных знаний у учащихся. Основные черты дисциплины: нравственность, сознательность – определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. С учетом этих черт учитель должен стремиться не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Учитель должен добиться того, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.

Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит. А это одна из четырёх целей: привлечь внимание, достичь власти, отомстить, избежать неудачи.

Алгоритм решения проблемы:

1. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности. Начинать свою работу следует с характеристики поведения без его оценки. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают учителя. Субъективные слова только вызывают раздражение.

2. Управлять своими эмоциями. Когда ученик демонстрирует плохое поведение – властное или мстительное, – наши собственные эмоции очень неприятны. Это могут быть гнев, возмущение, страх или беспомощность.

3. Не усиливать напряжение ситуации. Никогда не делать и не говорить того, что может усилить напряжение ситуации - как для ученика, так и для педагога. Это очень трудно – научиться не увеличивать, а снижать напряжённость ситуации.

4. Обсуждать проступок позже. Поговорить о поведении ученика или его решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда и учитель, и ученик возбуждены, вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.

5. Позволять ученику «сохранить лицо». Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят «шоу». Вместе с тем они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики всё-таки сделают то, о чём их просят, но по-своему.

6. Демонстрировать неагрессивное поведение. Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы – учителя. И если вести себя агрессивно, эмоции будут брать верх над разумом.

7. Поддерживать контакт с родителями. Но обращаться за помощью к ним и к администрации школы только в экстренных случаях. Таким путем мы сможем добиться хорошего поведения лишь на некоторое время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: