СУЩНОСТЬ ГРАФИЧЕСКОГО СЧИСЛЕНИЯ.




Графический и аналитический расчет пройденного пути.

 

 

СУЩНОСТЬ ГРАФИЧЕСКОГО СЧИСЛЕНИЯ.

Чтобы судить о безопасности плавания, ориентироваться в окружающей обстановке и правильно выбирать курсы для дальнейшего перемещения, судоводитель должен в любой момент знать положение своего судна. Для этого он ведет навигационную прокладку. Прокладка включает в себя счисление пути, расчеты и построения на карте для определения места судна и расчеты маневрирования для расхождения с другими судами.

Перед выходом судна в рейс под руководством капитана должен быть изучен предстоящий переход по картам и пособиям. При этом выполняется предварительная прокладка.

Однако она дает только общее представление об условиях перехода. С момента выхода в рейс окончательный выбор курсов и все принимаемые к учету факторы определяются конкретной обстановкой плавания. Поэтому в рейсе ведется исполнительная прокладка.

Счислением называется учет движения судна по морской карте. В зависимости от условий плавания этот учет осуществляется двумя методами. При океанских плаваниях, когда приходится руководствоваться картами мелкого масштаба, может применяться метод письменного счисления. Сущность его состоит в расчете координат судна на интересующий судоводителя момент времени по формулам с последующим нанесением вычисленного места на карту.

При плавании вблизи берегов, когда на относительно небольших расстояниях от курса могут располагаться опасные глубины и другие надводные и подводные препятствия, счисление должно вестись особенно тщательно и непрерывно. В этих условиях пользуются методом графического счисления. Грамотное ведение счисления требует от судоводителя четкого понимания процессов и явлений, происходящих в водной и воздушной средах, влияние которых испытывает судно. К этим явлениям относятся ветер, создающий дрейф, а также течения.

Условимся первоначально, что судно не испытывает ни дрейфа, ни течения. Следовательно, относительно воды судно перемещается только под действием своих машин. В свою очередь, масса воды, вследствие отсутствия течения, остается неподвижной относительно грунта. В этих условиях направление перемещения судна относительно и воды, и грунта будет совпадать с направлением его диаметральной плоскости, а линия пути судна на карте совпадает с проложенной линией ИК. Кроме того, так как масса воды не имеет движения, то расстояние, пройденное судном относительно воды и показанное лагом с учетом его поправки ПЛ, явится одновременно и действительным расстоянием, пройденным судном относительно грунта.

Таким образом, при плавании без дрейфа и течения учет перемещения судна по карте производится по линиям ИК, по которым откладываются расстояния, пройденные судном по лагу. Счисление пути судна следует начинать с момента отхода его от причала или съемки с якоря и вести вплоть до момента постановки у причала или отдачи якоря в порту назначения. Исходная точка для прокладки пути судна на карте определяется капитаном. За такую точку могут быть приняты точное место судна, полученное сразу же после выхода за пределы акватории порта, плавучий маяк, приемный буй и т. д. Координаты точки начала прокладки записываются в судовой журнал. К моменту начала прокладки следует включить лаг, определить поправку компаса по створам или другим способам.

От исходной точки по указанию капитана на карте прокладывают линию первого курса. Снятый с карты ИК переводят в КК, на который ложатся по главному магнитному компасу или гирокомпасу. При этом ИК и ИК округляются до 0,5°. Над линией истинного курса на карте записывают курс по компасу и его поправку. Пройденное по курсу расстояние определяется по лагу. Для контроля плавание судна рассчитывается также по скорости хода, соответствующей частоте вращения винтов, и времени плавания. На линии ИК в установленных случаях наносится счислимое место судна, т. е. место, рассчитанное по курсу и плаванию. Счислимые точки должны отмечаться каждый час, если плавание совершается вблизи берегов, и в конце вахты при плавании в открытом море. Кроме того, счислимое место наносится в моменты начала и конца поворотов, при изменении скорости, при получении обсерваций. Рядом со счислимым местом в виде дроби записывают момент по судовым часам с точностью до 1 мин и отсчет лага с точностью до 0,1 мили. Для контроля и уточнения счисления место судна в рейсе определяют различными навигационными, радионавигационными и астрономическими методами. Полученные при этом обсервованные точки также наносят на карту. При получении обсервованного места дальнейшую прокладку ведут от полученной точки, показывая на карте величину и направление отклонения судна от счисления. Несовпадение обсервованной и счислимой точек называют невязкой.

При ведении прокладки все условные обозначения и сокращения должны применяться в соответствии с Наставлением по организации штурманской службы на судах морского флота (НШС—77).

Графическое счисление без учета дрейфа и течения:

 

При плавании без дрейфа и течения линия пути судна на карте совпадает с линией ИК, поэтому учет перемещения судна на карте производится по линиям ИК, по которым откладывают расстояния, пройденные судном по лагу с учетом его коэффициента Кл. От исходной точки на карте прокладывают линию первого курса. Снятый с карты ИК переводят в КК, на который ложатся по магнитному компасу. На карте над линией ИК надписывают курс по компасу и его поправку. Пройденное по курсу расстояние определяют по лагу:

Sл = Кл (ол2 - ол1); (Где ол2 - отсчёт лага в точке нахождения судна, ол1 - отсчёт лага в исходной точке, Кл - коэффициент лага).

На линии ИК в указанных ниже случаях наносят счислимое мести судна, т. е. место, рассчитанное по курсу и плаванию. Если плавание совершают вблизи берегов, счислимые точки отмечают каждый час, в открытом море - в конце вахты. Кроме того, счислимое место наносят в точках начала и конца поворотов, при изменении скорости, при получении обсерваций. Рядом с местом судна в виде дроби записывают момент по судовым часам с точностью до 1 мин (Т) и отсчет лага с точностью до 0,1 мили (ол). (См.рис 31).

Прямая задача. Известны КК, vл (vоб), исходная точка счисления (φ1, λ1, T1, ол1). Неизвестны ИК, конечная точка счисления (φ2, λ2, T2, ол2).
Решение:

  • Рассчитать ИК = КК + ΔК и проложить его линию от начальной точки счисления;
  • Рассчитать Sл = vл t или Sоб = vоб t (если счислимая точка рассчитывается заблаговременно), или Sл = рол kл (если счислимая точка рассчитывается на пройденный момент) и отложить его на линии ИК;
  • Снять счислимые координаты φ2, λ2 и определить время прихода в эту точку Т2 = Т1 + S/v, заметить показания лага ол2.

Обратная задача. Известны ИК, vл (vоб), φ1, λ1, T1, ол1. Неизвестны КК, φ2, λ2, T2, ол2.
Решение:

  • Проложить линию ИК от исходной точки счисления;
  • Рассчитать КК = ИК - ΔК и задать его рулевому;
  • Рассчитать Sл = vл t или Sоб = vоб t (если счислимая точка рассчитывается заблаговременно), или Sл = рол kл (если счислимая точка рассчитывается на пройденный момент) и отложить его на линии ИК;
  • Снять φ2, λ2 и определить время прихода в эту точку Т2 = Т1 + S/v, и в этот момент снять показания лага ол2.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ

ФОРМУЛЫАНАЛИТИЧЕСКОГО СЧИСЛЕНИЯ

При плавании вне видимости берегов, если оно продолжительно и прокладка ведется по карте мелкого масштаба, или при маневрировании, когда бывает затруднительно фиксировать на карте движение корабля, вместо графического счисления рекомендуется вести аналитическое. Для аналитического счисления служат формулы:
РШ= S cos K;
ОТШ=S sin K;
РД=ОТШ sec φср *
РД=РМЧ tg K (**),где
РШ — разность широт, дуг. мин;
OTШ — отшествие, дуг. мин;
РД — разность долгот, дуг. мин;
S- пройденное судном расстояние (плавание), мили;
К — курс судна, град;
PMЧ— разность меридиональных частей параллелей пунктов отхода и прихода, мили;
φср —средняя широта пунктов отхода и прихода, град.

Формула (*) приближенная. При больших плаваниях, когда сделанная судном разность широт велика, или при плавании в высоких широтах, когда ошибка от применения формулы (*) может достичь значительных размеров, надлежит пользоваться точной формулой (**).

Средняя широта пунктов отхода и прихода:
φср = (φ1 + φ2) / 2 (***),
где φ1, φ2 — географические широты пунктов отхода и прихода. Для упрощения расчетов по формулам пользоваться табл. 24 МТ-75.

Правильность выбранных из табл. 24 РШ и ОТШ контролировать условиями:
РШ и ОТШ в отдельности меньше плавания;
— сумма РШ и ОТШ больше плавания, а их разность меньше плавания;
— при курсе 45° ОТШ - РШ;
при курсе меньше 45° ОТШ меньше РШ;
при курсе больше 45° ОТШ больше РШ.

Наименования выбранных РШ и ОТШ определяются наименованием той четверти, в которой лежит курс корабля.

Для упрощения расчетов по формуле (*) пользоваться табл. 25-а МТ-75. Правильность выбранной из табл. 25-а РД контролировать условиями: — РД всегда больше ОТШ (дуга экватора больше соответ­ствующей Дуги параллели); — если φср меньше 60°, то РД меньше двовного ОТШ; — если φср равна 60°, то РД равна двойному ОТШ;
— если φср больше 60°, то РД больше двойного OTШ.

Меридиональные части, соответствующие широтам φ1 и φ2 выбирать из табл. 26 МТ-75.

ПРОСТОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СЧИСЛЕНИЕ

Простое аналитическое счисление, применяемое в случае движения из пункта отхода до данного счислимого места одним курсом:
— по ИК к плаванию судна из табл. 24 МТ-75 выбрать и ОТШ;
к широте пункта отхода φ1 прибавить алгебраически выбранную и получить широту пункта прихода φ2;
— рассчитать φср между пунктом отхода и пунктом прихода;
— по φср и ОТШ из табл. 25-а МТ-75 выбрать РД;
— к долготе пункта отхода λ1 прибавить алгебраически вы­бранную РД и получить долготу пункта прихода λ2

При больших переходах в высоких широтах:
— по широте пункта отхода и широте пункта прихода из табл. 26 МТ-75 выбрать меридиональные части D1 и D2,
рассчитать разность меридиональных частей РМЧ=D2 — D1
поформуле (*) или (**) рассчитать разность долгот РД;
рассчитать долготу пункта прихода λ2.

Если cудно при плавании пересекает экватор, то:
— при небольшом плавании РД принимать равной ОТШ;
при большом плавании рассчитывать отдельно РД для северной и южной широт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: