План занятия
Цель занятия:
Развитие у учащихся представлений о многообразии народов России, а так же формирование толерантного отношения к другим национальностям, через художественно-творческую деятельность.
Планируемые результаты: В познавательной сфере:
-Познакомить учащихся с праздником – «день народного единства» с историей его возникновения.
-Сформировать представление о национальных костюмах различных народов.
-Воспитывать толерантность: уважительное отношение к традициям любого народа России.
-Познакомить со значением символики и колорита национального костюма.
-Развивать умения учащихся работать с гуашевыми красками, используя различные приемы.
Личностные:
-Знание народных традиций;
-Чувство гордости за культуру нашего родного края;
-Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
-Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
-Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно - следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом национального костюма по выбору (женский или мужской).
Оборудование: мультимедийное оборудование, наглядные пособия в виде фото и иллюстраций костюмов.
Содержание занятия.
Организационный момент.
Учащиеся садятся за свои, заранее подготовленные рабочие места (на столах лежат, краски, листы бумаги, шаблоны, иллюстрации национальных костюмов).
|
- Добрый день, ребята!
- Какой приближается к нам праздник?
Ноября вся страна отмечает праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.
Это один из самых патриотических праздников.
День народного единства был утвержден в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, а также приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.
В начале 17 века на Руси царила Смута, в стране, измученной распрями, войнами, иноземными захватчиками, не было правителя - царь Федор I не оставил наследника. Народ, разграбляемый разбойниками и иностранцами, голодал. Русь находилась на грани развала и могла потерять независимость.
Часть русских земель, в том числе Москву, захватили польские интервенты. В 1612 году в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин вместе с князем Дмитрием Пожарским созвали народное ополчение и смогли освободить от них столицу. Благодаря этому в следующем году был выбран царь Руси из новой династии – Романовых, и Россия постепенно стала выходить из Смуты.
Так российский народ, сплотившийся воедино вокруг двух предводителей, смог отстоять независимость собственной страны. Поэтому день народного единства – это праздник героизма, мужества и сплоченности народа.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1-этап: мотивация (самоопределе ние) к учебной деятельности; | На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.- Как много улыбок засветилось. Спасибо!- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Самоопределение |
2-й этап: Актуализация. Определение темы занятия | Отмечает присутствующих. - Сегодня мы рассмотрим национальные народные костюмы, но для этого нам надо разобраться, какие народы населяют Россию. Россия - многонациональная страна. Здесь проживает около 180 больших и малых народов. (Предлагается открыть атлас карту «Народы России» и ознакомиться с многообразием народов России). Народ (этнос,) -это определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам. Это объяснимо. Ведь территория России огромна. Её площадь 17,1 млн. км кв. КРУПНЕЙШИЕ НАРОДЫРОССИИ: Национальный состав России (перепись 2002) Русские - 79,8 % Татары - 3,8 % Украинцы - 2,0 % Башкиры - 1,2 % Чуваши - 1,1 % Чеченцы - 0,9 % Армяне - 0,8 % Прочие - 10,4 % | Сегодня мы: - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм; Рассматривают изображения костюмов народов России. -Определим различие костюмов разных национальностей. | Смыслообразование. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное выделение познавательной цели, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 этап: выявления места и причины затруднения | - Знаете ли вы, какие костюмы могли носить ваши прапрабабушки? - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали? - Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье каждой национальности нашей страны. | Показ презентации и эскизов костюмов, которые подготовлены учащимися кружка. | Умение анализировать и обсуждать; Оценивание объективных трудностей. Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4 этап: построение проекта выхода из затруднения | Предлагает игру «Нарядим куклу в народный костюм». Показ готовых работ, выполненных учителем. Что вы можете сказать о моих работах? А вы хотите так рисовать? Выполнения работы на доске. (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске) | Дети описывают работы учителя. Отвечают. | Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата). Формулирование в коммуникативной форме конкретной цели своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения; Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения. |
5 этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Под русскую народную музыку | Самостоятельная творческая работа: На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма выбрав из коробочки задание с выполнением костюма определенного народа. Заранее на стол ставится коробка с распечатанными заданиями. При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека (мальчик и девочка). | Индивидуальная работа Демонстрируют умения работать над эскизом национального костюма народов России. | Умение управлять поведением и деятельностью. Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. |
6 этап: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Предлагает презентовать творческую работу и объединить всех людей в хоровод. | Демонстрируют свою работу Анализируют работы. Скрепляют рука к руке все изображения людей в национальных костюмах. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. |
7 этап: Рефлексия | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели - Чему мы учились на уроке? - Что нового и интересного узнали? - Какие существуют основные элементы в национальном костюме народов Южного Урала? - Чем отличаются национальные костюмы народов Южного Урала друг от друга? | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль | Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
|
|
Список используемой литературы:
1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. - Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2010.
2. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2013.
3. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии
мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2007.
4. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в Дошкольном Образовательном Учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.
УКРАИНЦЫ