1. абиотические факторы среды
2. мутационный процесс
3. модификационная изменчивость
4. приспособленность организмов к среде обитания
5. изоляция
6. естественный отбор
66. Определите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции
1. сохранение отбором особей с полезными мутациями
2. возникновение случайных мутаций у особей популяции
3. увеличение числа особей в популяции с полезными мутациями
4. формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях
67. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов
1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2. образование корней у папоротникообразных
3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
68. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник
РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ | НАПРАВЛЕНИЕ |
A. возникновение систематических таксонов B. упрощение организации при паразитизме C. усложнение систем органов D. появление полового процесса E. упрощение организации при сидячем образе жизни | 1. ароморфоз 2. общая дегенерация |
69. Установите последовательность процессов формирования покровительственной окраски у насекомых в процессе эволюции начиная с изменений генетического аппарата особей
1. формирование популяции насекомых с новой покровительственной окраской
2. изменение условий жизни насекомых в связи с расширением ареала
|
3. истребление птицами насекомых с прежней окраской, заметных на новом фоне среды
4. увеличение численности насекомых с новой покровительственной окраской
5. появление особей с измененой окраской тела в исходной популяции
70. Укажите последовательность процессов географического видообразования
1. распространение признака в популяции
2. появление мутаций в новых условиях жизни
3. пространственная изоляция популяций
4. отбор особей с полезными изменениями
5. образование нового вида
71. Установите последовательность включения орудийной деятельности человека на разных этапах эволюции его предков
1. изготовление примитивных механизмов из металла
2. создание каменных наконечников для стрел
3. использование естественных предметов природы
4. изготовление примитивных орудий из камня
72. Установите соответствие между признаком серой крысы и критерием вида, для которого он характерен
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. живёт обычно в постройках человека B. характерно раннее половое созревание C. в южных районах может селиться по берегам рек и других водоёмов D. питается разнообразной пищей E. за год самка приносит 1–3 приплода | 1. физиологический 2. экологический |
73. К элементарным эволюционным факторам (движущим силам) относят
1. мутации
2. изоляцию
3. модификационную изменчивость
4. плотность популяции
5. приспособленность особей к среде
6. борьбу за существование
74. Установите соответствие между признаком и путём достижения организмом биологического прогресса в эволюции, для которого он характерен
|
ПРИЗНАК | ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ |
A. мелкие эволюционные изменения B. образование типов и классов животных C. частные приспособления к среде обитания D. общий подъём организации E. появление новых систем органов F. усиление узкой специализации | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
75. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными
1. развитие у зародыша хвостового отдела
2. сходство ископаемых остатков животных и человека
3. закладка у зародыша жаберных щелей
4. отсутствие сплошного волосяного покрова
5. закладка сердца у зародыша в виде трубки с пульсирующими стенками
6. рождение детей с 46 хромосомами
76. Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен
ПРИЗНАК | ГРУППА ОРГАНИЗМОВ |
A. единица эволюции B. генетически закрытая система C. относительная изоляция друг от друга D. наличие определённых критериев E. репродуктивная изоляция | 1. популяция 2. вид |
77. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1.Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию
78. Установите соответствие между признаком и формой естественного отбора, для которой он характерен
ПРИЗНАК | ФОРМА ОТБОРА |
A. обеспечивает сохранение видовых признаков B. поддерживает среднее значение признака C. формирует новые приспособления к условиям среды D. способствует образованию новых видов E. выбраковывает особи с изменёнными признаками | 1. движущий 2. стабилизирующий |
79. Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните
|
А | ||
В |
80. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.
81. Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует
ПРИМЕР | ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ |
A. число горбов у одногорбого и двугорбого верблюдов B. ласты пингвина и тюленя C. длинные задние конечности страуса и кенгуру D. окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака E. копательные конечности у крота и насекомого медведки | 1. дивергенция 2. конвергенция |
82. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?
А. Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора.
Б. Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака.
83. Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?
А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу.
Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, – пример ароморфоза.
84. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1. постоянных условиях среды
2. изменении средней нормы реакции
3. сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4. выбраковывании особей с отклонением от нормы
5. сохранении особей с мутациями
6. сохранении особи с новыми фенотипами
85. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует
ПРИМЕР | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A. филогенетический ряд лошади B. наличие копчика в скелете человека C. перо птицы и чешуя ящерицы D. отпечатки археоптерикса E. многососковость у человека | 1. сравнительно-анатомические 2. палеонтологические |
86. Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования
1. формирование популяции с новым генофондом
2. появление географической преграды между популяциями
3. естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками
4. появление особей с новыми признаками в изолированной популяции
87. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ОТБОРА |
A. сохраняет среднее значение признака B. способствует приспособлению к изменившимся условиям среды C. сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения D. способствует увеличению многообразия организмов E. способствует сохранению видовых признаков | 1. движущая 2. стабилизирующая |
88. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам
1. сильное развитие половой системы у паразитических червей
2. появление кровеносной системы у кольчатых червей
3. возникновение теплокровности у млекопитающих
4. расположение пальцев у дятлов – два вперед и два назад
5. развитие сосущего ротового аппарата у насекомых
6. появление четырёхкамерного сердца у птиц
89. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы
1. общему подъёму организации
2. увеличению числа популяций и видов
3. широкому распространению
4. упрощению организации
5. возникновению частных приспособлений к условиям среды
6. понижению плодовитости
90. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела
ЖИВОТНОЕ | ТИП ОКРАСКИ |
A. медоносная пчела B. речной окунь C. божья коровка D. колорадский жук E. белая куропатка F. заяц-беляк | 1. покровительственная 2. предупреждающая |
91. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует
ПРИМЕР | ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА |
A. пространственная изоляция B. дрейф генов C. речь D. абстрактное мышление E. сознательная трудовая деятельность F. популяционные волны | 1. биологический 2. социальный |
92. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки
1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
93. Установите соответствие между признаком медоносной пчелы и критерием вида, к которому он относится
ПРИЗНАК МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. общественный образ жизни B. различие в размерах самцов и самок C. развитие личинок в сотах D. наличие волосков на теле E. питание нектаром и пыльцой цветков F. глаза фасеточные | 1. морфологический 2. экологический |
94. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида, к которому он относится
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. тело имеет бурую окраску B. питается насекомыми C. при низкой температуре неактивна D. размеры тела не более 28 см E. размножается на суше F. преимущественно населяет освещённые участки | 1. морфологический 2. экологический |
95. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, который иллюстрирует этот пример
ПРИМЕР | ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A. крыло птицы и летучей мыши B. переходная форма археоптерикс C. филогенетический ряд слонов D. третье веко у человека E. сильное оволосение головы, тела и конечностей у человека | 1. палеонтологические 2. сравнительно-анатомические |
96. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида,
к которому этот признак относят
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. тело покрыто короткой шерстью B. глаза очень маленькие C. роет ходы в почве D. передние лапы широкие – копательные E. питается насекомыми F. размножается в гнездовой камере | 1. морфологический 2. экологический |
97. Установите соответствие между примером и доказательствами эволюции
ПРИМЕР | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
A. колючки кактуса и колючки барбариса B. находки останков зверозубых ящеров C. филогенетический ряд лошади D. появление признака многососковости у человека E. червеобразный отросток слепой кишки – аппендикс – у человека | 1. палеонтологические 2. сравнительно-анатомические |
98. Установите соответствие между примером и видом биотических отношений организмов, который он иллюстрирует
ПРИМЕР | ВИД БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ |
A. конкуренция крупного и мелкого рогатого скота на пастбище B. взаимодействие львов в семье C. забота о потомстве у пингвинов D. взаимоотношения аскариды и человека E. взаимоотношения карпов и щук в одном пруду F. конкуренция самцов благородного оленя в период размножения | 1. внутривидовые 2. межвидовые |
99. Установите соответствие между приспособленностью организмов к среде обитания и эволюционным процессом
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
A. ласты кита и роющие конечности крота B. крылья птицы и крылья бабочки C. обтекаемая форма тела дельфина и акулы D. разные формы клюва у вьюрков E. крылья летучей мыши и крылья совы | 1. дивергенция 2. конвергенция |
100. Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом
ПРИЗНАК ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
A. неполная перегородка в желудочке сердца B. покровительственная окраска тела C. яйца с яйцевыми оболочками D. сухая кожа без желёз E. ласты у морских черепах F. редукция конечностей у змей | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
101. Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник
ПРИЗНАК | ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ |
A. приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений B. различия в строении ротового аппарата у насекомых C. появление семени у голосеменных растений D. образование зоба у некоторых видов птиц E. возникновение полового процесса F. возникновение проводящей ткани у растений | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
102. Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример.
ПРИМЕР | ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА |
A. переход от размножения спорами к размножению семенами B. возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка C. образование многообразных приспособлений к опылению у покрытосеменных D. формирование тканей и органов у моховидных E. появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых F. преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растени | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
103. Установите соответствие между доказательством эволюции и биологической наукой, которая его изучает
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ | НАУКА |
A. атавизмы человека B. филогенетический ряд лошади C. аналогичные органы у животных D. общий план строения конечностей позвоночных E. отпечаток археоптерикса F. сходство нейрулы хордовых | 1. эмбриология 2. палеонтология 3. сравнительная анатомия |
104. Установите соответствие между примером и возможным способом видообразования, который иллюстрируется данным примером
ПРИМЕР | СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ |
A. ранне- и позднецветущие популяции погремка на одном лугу B. подвиды тигров – амурский и бенгальский C. популяции форели в озере Севан, различающиеся сроками нереста D. возникшие в результате пищевой специализации виды синиц E. популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кавказе | 1. географическое 2. экологическое |
105. Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется данным примером
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
A. наличие короткого клюва с широким ртом у ласточек и стрижей B. возникновение многоклеточности у организмов C. появление у организмов полового процесса D. наличие хорды у бесчерепных E. образование зелёной окраски у лесного клопа F. наличие хорошо развитой механической ткани в листьях подорожника | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
106. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример
ПРИЗНАК | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
A. исчезновение некоторых органов у животных, ведущих сидячий образ жизни B. длинные тычиночные нити у цветков ржи C. утрата органов пищеварения у цепней D. редукция нервной системы у рака-паразита саккулины E. созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника F. предостерегающая окраска у божьей коровки | 1. идиоадаптация 2. общая дегенерация |
107. Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером
ПРИМЕР | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
A. плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы B. развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи C. молочные железы у млекопитающих D. мягкий короткий шерстный покров у крота E. два круга кровообращения у земноводных F. дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
108. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует
ПРИМЕР | ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ |
A. отсутствие органов пищеварения у ленточных червей B. редукция пальцев у лошади C. отсутствие органов зрения у бычьего цепня D. отсутствие конечностей у змей E. редукция хорды у взрослой формы асцидии F. редукция органов зрения у кротов | 1. общая дегенерация 2. идиоадаптация |
109. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует
ПРИМЕР | СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ |
A. обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера B. обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека C. распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением D. образование разных видов синиц на основе пищевой специализации E. формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток | 1. географическое 2. экологическое |
110. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен
ПРИМЕР | ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА |
A. трудовая деятельность B. абстрактное мышление C. изоляция D. мутационная изменчивость E. популяционные волны F. вторая сигнальная система | 1. биологический 2. социальный |
1. Прочтите текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Китовая акула – крупное морское животное. Несмотря на большое тело, длиной до 20 м, она совсем безобидна, питается планктоном. Её можно отличить от других акул по наличию на коже многочисленных белых пятен. Китовая акула живородящая: рождает живых акулят. Оплодотворение у неё внутреннее.
2. Установите соответствие между характеристикой прыткой ящерицы и критерием вида