Вариант 2. Эволюция
1. Установите соответствие между примером доказательства эволюции животных и группой доказательств, к которой его относят
ПРИМЕР | ГРУППА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A. окаменелости B. гомологичные органы C. атавизмы D. филогенетические ряды E. рудименты | 1. палеонтологические 2. сравнительно-анатомические |
2. Какие утверждения соответствуют теории эволюции Ч. Дарвина?
1. В условиях борьбы за существование выживают наиболее приспособленные особи.
2. Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
3. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
4. Эволюция видов имеет дивергентный характер.
5. Внутреннее стремление к совершенству – фактор эволюции.
6. Популяция – это элементарная единица эволюции
3. Установите соответствие между доказательством эволюции и биологической наукой, которая его изучает
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ | НАУКА |
A. рудиментарные органы у животных B. переходные формы ископаемых животных C. гомологичные органы у растений D. отпечатки древних растений E. окаменевшие раковины древних моллюсков F. сходство зародышей позвоночных | 1. эмбриология 2. палеонтология 3. сравнительная анатомия |
4. Установите соответствие между примером животного и типом приспособления, которое для него характерно
ПРИМЕР ЖИВОТНОГО | ТИП ПРИСПОСОБЛЕНИЯ |
A. морской конёк-тряпичник B. осовидная муха C. насекомое палочник D. бабочка шмелевидка E. гусеница бабочки берёзовой пяденицы F. муха пчеловидка | 3. маскировка 4. мимикрия |
5. Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление
ПРИМЕР | ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА |
A. лёгочное дыхание у земноводных B. семена у голосеменных растений C. длинная шея у жирафа D. корни-прицепки у плюща E. усики у гороха F. половое размножение у растений | 1. ароморфоз 2. идиоадаптация |
6. Установите соответствие между ароморфозом и классом животных,
у которых он впервые появляется в ходе эволюции
|
АРОМОРФОЗ | КЛАСС ЖИВОТНЫХ |
A. возникновение зародышевых оболочек B. появление шерстного покрова C. внутреннее оплодотворение D. возникновение лёгочных пузырьков E. появление четырёхкамерного сердца | 1. Пресмыкающиеся 2. Млекопитающие |
7. Установите соответствие между ароморфозом и классом позвоночных животных, у которого он впервые появился в ходе эволюции
АРОМОРФОЗ | КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ |
A. два круга кровообращения B. диафрагма C. альвеолярное дыхание D. трёхкамерное сердце E. рычажные конечности F. развитие эмбриона в матке | 1. Земноводные 2. Млекопитающие |
8. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен
ПРИМЕР | ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА |
A. вторая сигнальная система B. проявление мутаций C. борьба за существование D. передача накопленного опыта E. традиции и ритуалы F. изоляция | 1. биологический 2. социальный |
9. Установите соответствие между характеристикой и формой естественного отбора
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
A. осуществляется в пользу сохранения особей со средним значением признака, установившегося в популяции B. направлен на адаптацию популяции к сезонным изменениям среды обитания C. действует только в изменённых условиях среды D. ведёт к увеличению частоты встречаемости нового аллеля в популяции E. сохраняет особей с новой нормой реакции признака в ряду поколений F. ведёт к гибели особей, обладающих максимальным значением признака | 1. движущий 2. стабилизирующий |
10. Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует
|
ПРИМЕР | ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ |
A. сходное расположение глаз у лягушки, крокодила, бегемота B. обтекаемая форма тела синего кита и тигровой акулы C. окраска шерсти белого и чёрного медведей D. разная форма клюва у галапагосских вьюрков E. наличие крыльев у летучей мыши и птицы | 1. дивергенция 2. конвергенция |
11. Установите соответствие между событием в эволюции органического мира
и эрой, для которой оно характерно
ЭВОЛЮЦИОННОЕ СОБЫТИЕ | ЭРА |
A. появление неандертальцев B. появление первоптиц C. появление первых млекопитающих D. господство плацентарных млекопитающих E. полное вымирание динозавров F. распространение и господство цветковых растений | 1. Мезозойская 2. Кайнозойская |
12. Установите соответствие между признаком и критерием вида прыткой ящерицы, к которому его относят
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. конечности наземного типа B. кормится на поверхности земли C. активность зависит от температуры среды D. тело покрыто чешуёй E. яйца откладывает на суше F. в кожных покровах отсутствуют железы | 1. морфологический 2. экологический |
13. Установите соответствие между примером ароморфоза и геологической эрой, на протяжении которой он сформировался
|
АРОМОРФОЗ | ЭРА |
A. возникновение эукариот B. выход растений на сушу C. появление многоклеточных организмов D. возникновение органов у растений E. выход на сушу членистоногих | 1. протерозойская 2. палеозойская |
14. Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят
ХАРАКТЕРИСТИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. обитание в постройках человека B. окраска покровов тела C. расселение по берегам рек D. питание разнообразной пищей E. наличие конечностей копательного типа F. развитие слепой кишки | 1. экологический 2. морфологический |
Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображённых на рисунке бабочек к одному виду? При какой форме отбора и почему увеличивается число тёмноокрашенных бабочек в местности, где промышленное производство преобладает над аграрным? Ответ обоснуйте
16. Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят
ХАРАКТЕРИСТИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. Животные обитают в водной среде. B. Величина тела – 160–260 сантиметров. C. Самцы на 6–10 см крупнее самок. D. Животные ведут стадный образ жизни. E. Беременность самок продолжается 10–11 месяцев. F. Хищники питаются разными видами рыб | 1. морфологический 2. физиологический 3. экологический |
17. Доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие служит
1. развитие зародыша в матке
2. наличие пяти отделов головного мозга
3. дифференциация зубов
4. наличие диафрагмы
5. образование отделов позвоночника
6. формирование конечностей из трёх отделов
18. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ по ясните..
Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается.
19. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная.
(1)Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная – насекомоядное растение.
20. Установите соответствие между примером доказательств эволюции и их видом
ПРИМЕРЫ | ВИДЫДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭВОЛЮЦИИ |
A. усы таракана и рыбы сома B. чешуя ящерицы и перо птицы C. глаза осьминога и собаки D. зубы акулы и кошки E. нос обезьяны и хобот слона F. когти кошки и ногти обезьяны | 3. гомологичные органы 4. гомологичные органы |
21. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1. развитие семян у голосеменных растений
2. развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3. появление у плодов одуванчика парашютиков
4. выделение душистым табаком пахучих веществ
5. двойное оплодотворение у цветковых растений
6. появление у растений механических тканей
22. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов
1. превращение передних конечностей в ласты
2. дыхание кислородом, растворённым в воде
3. дыхание кислородом воздуха
4. обтекаемая форма тела
5. толстый подкожный слой жира
6. постоянная температура тела
23. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно
ВИДЫОРГАНИЗМОВ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
A. серая крыса B. зубр C. амурский тигр D. пырей ползучий E. лошадь Пржевальского F. одуванчик обыкновенный | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
24. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен
ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА | КРИТЕРИИ ВИДА |
A. органы чувств – одна пара щупалец B. коричневый цвет раковины C. населяет пресные водоемы D. питается мягкими тканями растений E. раковина спирально закрученная | 1. морфологический 2. экологический |
25. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.
ПРИЗНАКИ ОТБОРА | ВИДЫОТБОРА |
A. сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями B. приводит к созданию новых пород животных и сортов растений C. способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями D. проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе E. действует в природе миллионы лет F. приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде G. проводится человеком | 1. естественный 2. искусственный |
24. Проявлением атавизма считают развитие у человека
1. зубов мудрости
2. хвостового отдела
3. многососковости
4. мимической мускулатуры
5. густого волосяного покрова на лице и теле
6. кисти руки
25. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие
ОРГАНИЗМЫ | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
A. страус эму B. серая крыса C. домовая мышь D. синезеленые (цианобактерии) E. орел беркут F. уссурийский тигр | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
26. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
1. белок
2. лисиц
3. ласок
4. дроздов
5. паразитов
6. кротов
В связи с прямохождением у человека
1. освобождаются верхние конечности
2. стопа приобретает сводчатую форму
3. большой палец верхних конечностей противостоит остальным
4. таз расширяется, его кости срастаются
5. мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела
6. уменьшается волосяной покров
28. Результатом эволюции является
1. появление новых засухоустойчивых сортов растений
2. возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
3. выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
4. формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях
5. незначительная изменчивость видов в стабильных условиях обитания
6. получение высокопродуктивных бройлерных кур
29. Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
1. теплокровность
2. наличие вороньих костей
3. правая дуга аорты
4. трехкамерное сердце
5. наличие диафрагмы
6. выкармливание детенышей молоком
30. Установите последовательность этапов географического видообразования
возникновение изоляции между популяциями одного вида
1. расширение или расчленение ареала вида
2. появление мутаций в популяциях
3. сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды
4. утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида
31. Установите соответствие между признаком голого слизня и критерием вида, для которого он характерен
ПРИЗНАКИ ГОЛОГО СЛИЗНЯ | КРИТЕРИИ ВИДА |
A. обитание в садах и огородах B. отсутствие раковины C. тело мягкое мускулистое D. питание мягкими тканями наземных растений E. органы чувств – две пары щупалец F. наземный образ жизни | 1. морфологический 2. экологический |
32. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей.
33. Человек, в отличие от позвоночных животных,
1. имеет пять отделов головного мозга
2. образует различные природные популяции
3. обладает второй сигнальной системой
4. может создавать искусственную среду обитания
5. имеет первую сигнальную систему
6. может создавать и использовать орудия труда