роста количества паспортизированных музеев образовательных учреждений в районах Тульской области и в г. Туле.




Образования детей Тульской области

"Областной центр детско-юношеского туризма"

Целевая долговременная программа

"Музеи"

Подготовила: Егорова Л.А., методист высшей категории

 

 

Утверждено на

научно-методическом совете

ГОУДОД ТО

"15" февраля 2000 г.

 

Тула

2000 г.

 

Объяснительная записка.

Представляемая долговременная целевая областная программа "Музеи" разработана в рамках действующих в РФ программы краеведческого движения "Отечество" и региональной программы краеведческого движения учащихся и педагогов "Тульский край - земля родная".

Программа разработана в целях понимания того, чем сегодня должны заниматься образовательные учреждения, имеющие в своих стенах музеи. Какие ставить перед собой задачи? Какими принципами руководствоваться в своей деятельности? В каком направлении двигаться и развиваться? Каким содержанием наполнить работу? На кого опираться и с кем сотрудничать? К кому обращаться за поддержкой? Программа носит стратегический характер.

Она адресована прежде всего руководителям музеев образовательных учреждений, юным активистам музеев, учителям, педагогам, администрации образовательных учреждений. Программа служит для них, своего рода, напоминанием, руководством к действию, вспомогательным средством. Так как, например, в разделе "Формы работы музеев образования" по сути представлена готовая матрица для составления годовых планов работы музеев.

Область применения - музеи образовательных учреждений Тульской области, комитеты образования, ПУ, ССУЗы.

Степень апробации - 1,5 года.

Опытная проверка - паспортизация - 2000 года.

Показала: увеличение общего количества музеев (с 51 до 78). Кроме создания новых музеев замечено перепрофилирование ранее созданных музеев, (отмечается их жанровое разнообразие, на 1 января 2000 г. в области на учете состоит, комплексных краеведческих - 21, исторических (широкой тематики) - 4, исторических (конкретной тематики) - 7, истории ВОВ - 8, истории образовательного учреждения - 3, военно-исторических - 26, естественно-научных - 2, технических - 1, этнографических - 6). Также наблюдается типовое многообразие. Сегодня, кроме музеев образовательных учреждений, организованы мемориальные музеи (3) и (1) интерактивный. В ближайшее время намечается 4-мя школами открытие мемориальных комплексов и залов о выпускниках, достигших успехов в различных отраслях деятельности, воинах, отличившихся на службе в армии, директорах школ, лучших учениках.

Одной из позитивных сторон работы программы стало открытие музеев при образовательных учреждениях области иного рода, таких как, филиал Российского университета дружбы народов совхоза-техникума "Богословский", Ясногорского района,профессиональное училище № 9 им. Б.Ф. Сафонова.г.Тула, городской комитет по образованию города Щекино и Щекинского района.

В целом отмечается активизация музейной деятельности в области. В 2000 г. был проведен областной слет юных активистов музеев, областной круглый стол по теме "Музей образовательного учреждения - центр гражданского и патриотического воспитания" в рамках подготовки к коллегии департамента образования администрации Тульской области и V областная конференция участников краеведческого движения "Тульский край - земля родная" с работой секции "Музеи".

Целевая долговременная программа

"Музеи"

(в рамках областной краеведческой программы учащихся и педагогов

"Тульский край - земля родная")

 

Музей образовательного учреждения является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, техники.

Деятельность музеев образовательных учреждений специфична и имеет особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной, воспитательной и образовательной деятельности.

Музей образования, являясь центром музейно-педагогической работы учреждения, дает в руки педагога целый арсенал видов и форм работы с детьми, через использование которых осуществляется развитие целостной духовно-обогащенной личности.

 

Цель создания программы:

Содействие развитию музеев в Тульской области, расширение сети, совершенствование организационных форм и методов музейной деятельности, повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения.

 

Задачи программы:

- развитие интереса к истории и культуре нашей страны, потребности постоянного приобщения к духовным ценностям народа;

- формирование музейной культуры, бережного отношения к раритетам прошлого и к предметному миру в целом;

- изучение среды бытования, выявление музейных предметов, формирование коллекций;

- наличие музейных коллекций, их научная обработка, учет и создание необходимых режимов хранения в соответствии с действующими правилами;

- расширение жанрового разнообразия музеев образования: музей - лаборатория, музей - мастерская, игро -музей, музей - клуб, музей - театр, интерактивный музей, учебный класс - музей и т.д.;

- создание творческих лабораторий, экспериментальных площадок на базе музеев образования, где будут разрабатываться музейно-педагогические программы и апробироваться различные формы работы для детей всех возрастных групп;

- создание музейно-педагогических и оригинальных программ, экскурсий по предметам гуманитарного и технического циклов для учащихся разных возрастных групп;

- разработка рекомендаций и методик для руководителей музеев образования и его актива;

- укрепления связей между органами образования и культуры, общественными организациями, государственными музеями и музеями образования;

- ознакомление учащихся с основами музееведения, привлечение их к поисковой, краеведческой и пропагандистской деятельности через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей и юношества;

- повышение профессионального уровня педагогических кадров через обучающие семинары, взамопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование;

- выявление, распространение и пропаганда результативного опыта работы музеев образовательных учреждений.

Программа строится

на принципах:

- краеведения (основу музея должны составлять памятники местного края, в определении музея необходимо следовать не от громкого общественного имени, а от того как это имя связано с историей края);

- связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью;

- предметности;

- прочности усвоения знаний;

- доступности;

- дифференцированного подхода;

- преемственности и систематичности образовательно-воспитательного воздействия;

- творческой активности и самостоятельности;

- историзма;

- научности;

- связи теории с практикой;

- многообразия и вариативности;

- наглядности;

- занимательности;

- единства воспитания и обучения;

- реалистических чувственных впечатлений;

- музеи для детей и руками детей.

 

На методах:

- диалога и беседы;

- проблемного обучения;

- демонстрации музейных предметов и наглядности пособий;

- самостоятельного наблюдения;

- игры;

- практических действий;

- программного обучения;

- групповых обсуждений;

- словесного изложения.

Главный метод в оформлении музея - это метод проектов, каждый проект воплощается по своей схеме, на базе типового:

1. Постановка проблемы, поиск, ее формирование с различных точек зрения;

2. Поиск фактов для лучшего понимания проблемы, определение возможности ее решения;

3. Поиск решения и источников знаний по проблеме;

4. Оформление работы (раздела);

5. Рекомендации по использованию проекта.

 

Направление деятельности музеев:

- образовательно-воспитательное;

- организующее;

- поисковое;

- научно-исследовательское;

- музейно-архивное;

- эстетическое;

- историко-художественное;

- межпредметное;

- социально-ориентированное;

- военно-историческое;

- техническое;

- этнографическое;

- естественно - научное;

- оформительское;

- экскурсионное;

- культурно-массовое;

- природоохранное.

 

Формы работы музеев образования:

Поисковая:

- походы, экспедиции, экскурсии, путешествия, профильные лагеря, приобретения предметов и материалов у частных лиц, переписка, подарки музею, обмен экспонатами между родственными музеями и т. д.

 

Научно-фондовая и исследовательская:

- учет и классификация экспонатов; описание музейных предметов; заполнение инвентарных книг; аннотирование музейных предметов; подготовка картотеки (по разделам, по учебным предметам, справочной, именной, тематической, библиографической, географических названий и т. д.) и дополнительных картотек: звукозаписей, кинолент, диафильмов, диапозитивов; доклады и сообщения учащихся; разработка и оформление текстов экскурсий; рукописных журналов; альбомов; путеводителей, работа в библиотечных фондах, архивах, фондах государственных музеев и т. д.

 

Учебно-воспитательная:

- проведение предметных уроков и занятий в музее, используя его как наглядный кабинет; проведение в учреждениях образования проблемных уроков (учащиеся индивидуально или в группах работают с материалами музея, стендами, витринами и прочие, решают проблему по заданной теме); предметные уроки - экскурсии; факультативные занятия; беседы; лекции; работа в музейной библиотеке педагогов и учащихся; самостоятельная работа учащихся с музейными предметами; встречи с передовиками, деятелями науки, ветеранами войны и труда, коллекционерами, писателями, краеведами и прочие; классные часы; внеклассные и внешкольные мероприятия и т. д.

 

Массовая:

- дни музеев (день рождения); торжественные передачи музейных предметов из музеев образования в государственные музеи и другие учреждения; выпускные вечера; фондовые выставки; дни открытых дверей; игры-путешествия; посиделки; выставки творческих работ учащихся; отчеты экспедиционных отрядов; праздники (приуроченные к юбилейным датам, первого посещения музея и пр.); конкурсы юных экскурсоводов; заседания совета музеев образования совместно с родителями детей, принимавших участие в работе музея; утренники; неделя (месячник) "Музей и дети"; создание учащимися личных мини-выставок, с демонстрацией в помещении музея; краеведческие конференции; семинары; круглые столы; дидактические игры; викторины; конкурсы; олимпиады; экскурсии; концерты; спектакли и т. д.

 

Исполнительская:

- изготовление стендов, витрин, подставок, текстов, этикеток, подсветок; окантовка и оформление музейных предметов (фото, документов), их размещение по музейному оборудованию в соответствии с тематикой; оформление "раскладушек", альбомов и т. д.

 

Пропагандистская:

- передвижные выставки; экскурсии за пределами музея, по прилегающей территории и микрорайону; видеофильмы о музеях; выступления учащихся и руководителей музеев на районных, городских, областных семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях, по радио, на телевидении, в печати и т. д.

 

Сотрудничество:

- связь с другими образовательными учреждениями; с государственными музеями (работа в фондах, консультации специалистов, выступления на конференциях, участие в открытие выставок и пр.); с областным колледжем культуры; с учреждениями дополнительного образования; ЦНИГРИ и т.д.

 

Этапы реализации программы:

· создание методических информационно-консультативных центров при ГОУДОД ТО «ОЦДЮТур», МОУДОД ЦДОДД «Турист», МОУДОД ДЮЦ «Патриот»;

· формирование банка данных по содержанию и выполнению целевой программы в ГОУДОД ТО "ОЦДЮТ";

· координация профильных, сетевых групп музеев образования в области поисково-собирательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной деятельности;

· участие в паспортизации (инвентаризация сети музеев образования);

· привлечение профессиональных музееведов, краеведов к реализации программы, а также педагогов, обладающих уникальным опытом создания и руководства музеев образовательных учреждений;

· целенаправленная подготовка различных категорий руководителей и активистов музеев образования по реализации программы через проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов, индивидуальное консультирование;

· организация обмена опытом работы профильных и сетевых музеев образовательных учреждений через проведение смотров, конкурсов, выставок из фондов музеев образования, конференций, семинаров, круглых столов, педагогических чтений;

· Создание музейно-педагогических программ для музеев, коррекционные изменения целевой программы и базовой методики с учетом анализа работы;

· Организация научных разработок в области теории, методики и организации музеев образования;

· Научная обработка и анализ получения результатов, определение перспективы дальнейшего развития и внедрения целевой программы;

· Содействие в осуществлении различных форм творческой, прикладной и хозяйственной деятельности музеев образования;

· Изучение опыта работы по реализации программы, популяризация путем пропаганды в средствах массовой информации, на семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях;

 

Целевая долговременная программа "Музеи" утверждена на научно-методическом совете ГОУДОД ТО "ОЦДЮТ" 15 февраля 2000 года.

Динамика

роста количества паспортизированных музеев образовательных учреждений в районах Тульской области и в г. Туле.

 

 

№ Территория 1999 2000 2001 2002 2003 Итого Примечание

 

1. Алексинский р-н 2 2

2. Арсеньевский р-н 1 1

3. Богородицкий р-н 7 2 1 10

4. Белевский р-н 2 2

5. Воловский р-н 5 5

6. Веневский р-н 2 1 3

7. г. Донской 3 3

8. Дубенский р-н 1 1

9. Ефремовский р-н 1 1

10. Заокский р-н 2 1 3

11. Кимовский р-н 1 1

12. Каменский р-н 1 1

13. Киреевский р-н - -

14. Куркинский р-н 3 3

15. Новомосковский р-н - -

16. Ленинский р-н - -

17. Одоевский р-н 1 1 2

18. Плавский р-н 3 3

19. Суворовский р-н 3 3

20. Узловский р-н - -

21. Чернский р-н 2 1 3

22. Щекинский р-н 10 2 12

23. Ясногорский р-н 3 3

ГОУДОД ТО

24. «ОЦДЮТур» 1 1

г. Тула

25. Зареченский р-н 5 1 6

26. Привокзальный р-н 7 7

27. Пролетарский р-н 6 6

28. Советский р-н 6 6

29. Центральный р-н 3 1 4

________________________________________________________________________________ Итого 92

 

Методист ГОУДОД ТО «ОЦДЮТур» Л А Егорова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: