Роль сказок в процессе обучения младших школьников




В психологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным, прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой актуально существующих отношений с реальными людьми.

Описанная ниже игра работает на сплочение группы, на развитие творческого воображения участников, на формирование навыков эффективной коммуникации, на развитие эмпатии.

Это упражнении е можно использовать в процессе тренинговых занятий со старшеклассниками на этапе достаточной зрелости группы. Это не отдельное упражнение, а система процедур, полностью занимающая трехчасовое занятие.

1 этап. После традиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку так, чтобы остальные участники могли узнать сказку. Время на подготовку – пять минут. Это оказывается вполне достаточно. Опыт показывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всеми подгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно переубедить участников не брать для показа. «Репку» (именно эта сказка встречается чаще всего, в связи с легкостью инсценирования).

2 этап. – Любимая сказка.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает назвать любимую детскую сказку. Сообщения фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет дли речью о сказке. Которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства.

3 этап. – Нелюбимая сказка. После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам, оказывается, трудно вспомнить нелюбимую сказку, большинство людей с готовностью называют сказки значительно активней, чем в случае любимых. Последний факт наводит на размышления необходимости специальной психологической работы с нелюбимыми сказками. Если влияние любимых сказок детства на проблемы, актуализировавшиеся во взрослом возрасте, на развитие личности и целом на формирование жизненного сценария описано в специальной литературе, то значении е нелюбимых сказок для психического развития изучению недостаточно.

4 этап любви – Анализ причин.

Ведущий организует обсуждение, предлагаемая участникам тренинга следующие вопросы:

1) Почему вам нравится именно эта сказка?

2) Что в ней казалось вам особенно привлекательным?

3) Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?

4) Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?

5) Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке, а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм герой и плохой конец сказочной истории.

Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение набора авторских и народных сказок. Среди нелюбимых сказок постоянно безусловное первенство держат сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», «Дюймовочка», «Русалочка». В списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.

5 этап – Постановка. Обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.

В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет руководителями, имеющими право набрать команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду.

Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку мили ряд сцен по-своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – не менее получаса. Каждой «группе» - нужно предоставить отдельное помещение для репетиции.

6 этап – Углубленный анализ из ролей.

Углубленный анализ из ролей является самым важным этапом занятия, именно здесь порой происходят в полном смысле этого слова катарсический прорыв и инсайт. Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано не что иное. Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой -то есть от лица персонажа.

Каковы же вопросы ведущего, в чем же основная цель? Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, из сказки Ш. Перро «Золушка».

1) Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?

2) Что вас заставило это сделать?

3) Как вы относитесь к своему мужу?

4) Чем вы в себе гордитесь?

5) Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что в большинстве случаев «открытый характер», то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль.

7 этап – Деролинг.

Деролинг – писходраматическая процедура «снятия «роли. Эмоциональное погружение в роль на предыдущих этапах может быть велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого достаточно каждому исполнителю произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я - (собственное имя).

8 этап – анализ «от себя» На этом этапе из участников рассказывает о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь - дать возможность высказаться каждому.

Такая работа вызывает стремление перечитать сказки, переосмыслить их содержание. На следующем занятии происходит возвращение к событиям предыдущего. Участники высказывают желание сообщить о том, как эта процедура повлияла на их поведение.

Игра «Конструирование сказок» (1)

Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через двадцать минут каждая подгруппа должна разыграть перед остальными сказку, в которой действовали бы все оставшиеся персонажи.

Игра «Конструирование сказок» (2)

Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом – следующий. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа.

Игра «Конструирование сказок» (3)

Общая процедура сходна с предыдущей, в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки. Например: Карабас Барабас, Буратино, Кальвина. В результате распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет содержание начальной сказки и фактически придумать новую.

Игра «Сказочные шахматы»

Эту игру, являющуюся авторской разработкой. Можно поводить как с младшими школьниками, так и подростками и старшеклассниками. При работе с малышами особое внимание следует обратить на подачу инструкции: повторить несколько раз.

Основная цель – развитие у учащихся умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения. Игра развивает сообразительность, инициативность, помогает формированию сплоченности группы.

Группа имеет несколько вариантов. Если в группе меньше десяти человек, то игра становится слишком легкой и не такой интересной.

Придумайте сказку

Цель: развивать наблюдательность; связную речь; творческое воображение.

Руководство: использовать картинки из заданий: «Отгадай загадку», «придумай сказку».

Предложить ребенку выполнить несколько заданий:

- придумать сказку про этого героя или героев.

- придумать сказку с таким началом (если картинка сюжетная)

- придумать сказку с таким концом (если картинка сюжетная)

- прочитать ребенку стихотворение и предложить придумать сказку, спросить: «В чем заключается эта история? Как она началась?» Если ребенок не готов самостоятельно выполнить задание, надо рассмотреть с ним картинку и побеседовать о героях картинки и стихотворения. Нужно попросить рассказать как выглядят герои, какие они по характеру. Если ребенок затрудняется и на это раз, надо начать сказку самой, а они продолжат. Оценивая результаты, нужно обратить внимание на оригинальность замысла, выход за пределы изображенного, на особенности сюжета: бытовой, фантастический, приключенческий сюжет по мотивам знакомых сказок. Оценить связность речи, ее логичность, выразительность эмоциональность, развернутость описаний, наличие диалогов, косвенной речи, запас слов.

 

ВЫВОДЫ

 

Детей надо приучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ:

Дети склонны одушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, без которой человек не человек.

Работа со сказкой - не новая и не единственная форма детской терапии и диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные симптомы дает удивительные результаты. Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему - идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния. Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка. Изученный опыт работы убеждают в том, что предполагаемая гипотеза о том, что сказки имеют огромную образовательную и воспитательную ценность в развитии младших школьников, полностью подтвердилась. Цель исследования достигнута.

Данная курсовая работа не ставит точку в решении этой проблемы, так как требуется дальнейшая разработка вопросов воспитательной и образовательной ценности сказок в процессе обучения младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.

2. Библиотека мировой литературы. Т.32. Сказки народов мира /сост. Аникин В.П. – М.: Дет. лит., 1985. - 733 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

4. Возрастная педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Академия,. – 207 с.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. -

346 с.

7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

8. Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии // Нач. школа. – 2005. - № 12. – С.12 -17.

9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

10. Мир детства: Младший школьник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с.

11. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М.: Знание, 1987.

12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: ЛГУ, 1986.

13. Расскажи мне сказку / сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 463 с.

14. Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения // Нач. школа. – 2004. - № 6.

15. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку?. –СПб., 2000. – 512 с.

16. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.

17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: