Как пишет В. П. Шестаков, эпоха Возрождения всегда привлекала культурологов и историков. А почему? По мнению автора, это было связано с тем, что именно в эту эпоху установилась европейская культура, происходил процесс генерализации научных, философских, нравственных и эстетических идей. Я не могу не согласиться с ним, так как, по моему мнению, именно в это время произошел коренной перелом в истории. Разница между Средневековьем и Ренессансом очень значительна. Изменились научные и религиозные взгляды, переворот в искусстве, поменялись взгляды на очень многие вещи. Итак, давайте проследим процесс рассвета эпохи Возрождения.
Первым исследователем эпохи Возрождения стал Джорджо Вазари. В своем трактате «Жизнеописания выдающихся живописцев, ваятелей и архитекторов» он собрал и обобщил материалы и жизни художников Возрождения, систематизировав его. Он пользовался биографическим методом, который вскоре стал главным методом интерпретации и понимания культуры и искусства этого времени. Вазари в своем произведении использовал не только сухие факты. Он также использовал различные истории и анекдоты из жизни художников.
Позднее появлялись различные работы, посвященные различным отраслям культуры в Италии, А с XIX века пошли обобщающие работы. К примеру, «Возрождение классической древности, или первый век гуманизма» Георга Фойгта, «Возрождение» Жюля Мишле. А в 1860 году в свет вышла книга швейцарского историка культуры Я. Буркхардта «Культура Италии эпохи Возрождения». В этой книге Ренессанс рассматривался «не только как определенный период европейской истории, а как целостная культура». Буркхардт, исследуя различные сферы жизни, обнаруживает во всех них - и в образовании, и в морали, и в юморе, и устройстве личности - личностное начало, подчеркивание индивидуальности. Впоследствии эту черту его исследования стали называть «индивидуализмом в духе ницшеанского Сверхчеловека», хотя особых оснований для этого не было. Общее между Ницше и Буркхардтом только то, что оба отвергали систематичность, история для них - «эстетический феномен». Первая глава в этой книге называется «Государство как произведение искусства». Уже здесь можно заметить, что с точки зрения Буркхардта государство и его институты - произведение искусства, некоторый спектакль, а люди просто играют свои роли. Для Буркхардта история - не «историография успеха», а история культуры.
|
У Буркхардта было много последователей и почитателей, например, Аби Варбург, Фридрих Ницше, Генрих Вельфлин. Конечно, также у его концепции были и критики. Большинство из них исследовали средневековье (поэтому их работы называли «Бунтом медиевистов»), кто-то придавал большое значение не культурной, а религиозно-мистической стороне. Карл Бурдах считал, что причина упадка Возрождения - рост светского начала, отдаление от религии.
Й. Хейзинга занимает особую позицию. С одной стороны, он возражает против противопоставления средневековья и Возрождения, с другой - придерживается методологии Буркхардта (отказ от систематичности, история искусства).
В XX веке в изучении эпохи Ренессанса появилось новое имя - Аби Варбург. Он был создателем школы искусства и культурологии, определившей развитие истории искусств в Германии (позднее и в Англии) на протяжении всего века. Его работы: «Рождение Венеры», «”Весна” Сандро Ботичелли», «Изобразительное искусство и флорентийское бюргерство», «Фламандское искусство и раннеренессансные флорентийские штудии». Также Варбург особо интересовался мифологией, магией и астрологией, считая, что в их символах присутствует дионисийское начало, проходящее во всей европейской культуре, особенно проявляясь в искусстве Возрождения (он называл это наследием античности). Но Варбург, кроме историка культуры, также являлся и культурологом. Он был ярым сторонником Буркхардта.
|
Варбурга привлекало творчество Боттичелли (как пример - специальное исследование его картины «Рождение Венеры» с использованием различных литературных источников). Также в его работах появляется новая трактовка проблемы античного наследия (к открытой ранее Винкельманом олимпийской стороне античности он добавляет демоническую сторону). Варбург стремился показать судьбы отдельных деятелей искусства в «ситуации социального выбора или конфликта», для него произведения были «документом эпохи». Получив наследство, Варбург собирает большую библиотеку, которая со временем переросла в Варбургский Институт, в числе лекторов которой были такие ученые, как Эрнст Кассирер, Эрвин Панофский, Фриц Заксл. Давайте подробнее рассмотрим последнего. Заксл возглавил библиотеку еще при жизни Варбурга, и занимал эту должность до конца жизни. Так же как и Варбург, он исследовал роль античных мотивов в европейском искусстве. Его работы: «Античные боги в позднем Возрождении», «Классическая мифология в средние века», «Языческие святыни в итальянском Возрождении», «Британское искусство в Средиземноморье». Но если для Варбурга античность немыслима без «дионисического» начала, то у Заксла она более классическая. В должности заведующего кафедрой классической традиции Заксл читал много лекций о науке и искусстве Возрождения, античности и средневековом искусстве.
|
Еще один из исследователей эпохи Возрождения - Отто Бенеш, ученик и последователь Макса Дворжака, работавший в венской галерее графического искусства «Альбертине». Во время Второй Мировой войны он вынужден уехать из Вены, но в 1947 году он возвращается и продолжает работу в галерее в качестве директора. Бенеш опубликовал каталоги немецких и венецианских рисунков, но мировую известность ему принес шеститомное издание рисунков Рембрандта. Также он издал книгу «Искусство Возрождения в Северной Европе. Его связь с современными и интеллектуальными движениями».
Ганс Зедльмайр, также как и Бенеш являющийся представителем Венской школы, отдавал предпочтение барокко. Он считал, что во время Возрождения появились признаки упадка европейской культуры, потеря ее устойчивости, предлагал пересмотреть эту эпоху более критическим взглядом. Об этом подробно написано в его трудах «Утрата средины», «Ревизия Возрождения».
Разумеется, не все разделяли эту точку зрения. К примеру, Эрнст Гомбрих, автор таких книг, как «Норма и форма. Исследование искусства Возрождения», «Символические образы. Исследование искусства Возрождения», «Наследие Апеллеса. Исследование искусства Возрождения», «Новые очерки по теории искусства». Как можно заметить из названий, все они посвящены проблемам искусства и культуры Возрождения. В книге «Символические образы» автор анализирует творчество художников Возрождения и разбирает философию символизма. Здесь Гомбрих связывает историю искусства с «развитием восприятия и понимания мира человеком». Он нашел две традиции в истории философского символизма: аристотелевскую, главенствовавшую в Средние Века, и неоплатоническую, укрепившуюся в Ренессансе и развивающейся еще долгое время. Также в этой книге он показал влияние идей неоплатонизма на искусство Возрождения (на примере художника Сандро Ботичелли, на патрона которого, Лоренцо Медичи, сильно влиял философ-неоплатоник М. Фичино). Это влияние было известно до Гомбриха, но именно он сумел систематизировать это влияние, рассмотрев огромное количество материалов той эпохи. Неоплатонизм придавал античной мифологии интеллектуальную интерпретацию, заново возрождая ее. В картинах Ботичелли нам интересен не только сюжет, но и «сложный синтех античной чувственности и христианской духовности». В итоге Гомбрих приходит к выводу, что в творчестве Ботичелли светское искусство проникло в эмоциональные сферы, что до этого удавалось только сакральному искусству, что произошла благодаря неоплатонизму. По его мнению, именно неоплатоническая философия смогла перенести античные символы в эпоху ренессанса.
Конечно, Гомбрих рассматривал не только неоплатоническую символику, но и средневековую геральдику, аллегоризм классицизма, эмблематику и иероглифику барокко, и другие направления. Он обнаружил две философские традиции - рационалистическую аристотелевскую и мистическую неоплатоническую, различия между которыми вызваны различным пониманием языка. Неоплатоническая традиция, в которой важно достоинство наглядных символов, помогла «освобождению искусства и признанию эстетической сферы». Нельзя не отметить итальянских историков, таких как Дж. Саитта и Э. Гарэн, также внесших большой вклад в изучение эпохи Возрождения. В своих исследованиях первый показал, что Ренессанс являлся революционным переворотом в истории и оказал свое влияние на все сферы культуры. А Гарэн доказал огромное влияние гуманистической идеологии на понимание человеческой личности.
Ренессанс в России
Эпоха Возрождения оказала большое влияние не только на европейскую культуру. Ее изучают в самых разных странах, в том числе и в России. Это изучение началось с появления переводов работ Георга Фойгга «Возрождение искусства древности или первый век гуманизма», Филиппа Сонье «Опыт литературной истории Италии XV века», Уолтера Пейтера «Ренессанс». Также к изучению Возрождения подключились и русские историки - М.С.Корелин «Ранний итальянский гуманизм и его историография», А.Н.Веселовский «Рабле и его роман».
Особенный интерес к этой эпохе появился во 2-ой половине прошлого столетия. Появилось огромное количество разнообразных работ. Можно выделить М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения», в которой автор исследовал отношения между народной, «низовой», и «высокой» культуры Ренессанса. Эпоху Возрождения в своих работах также подробно исследовали такие ученые, как В.Н.Лазарев, М.В.Алпатов, А.К. Дживелегов, А.А.Аникст, Г.А.Гуковский и другие. Для большинства из них возрождение было периодом открытия нового человека, появление нового типа культуры.
Но не все ученые разделяли это мнение. Самым ярым противником этой теории был философ Николай Бердяев. Он подробно доказывал в своей книге «Смысл истории», почему Возрождение является «принципиальной «неудачей» в европейской истории. Он считал, что Возрождение не могло удаться потому, что невозможно осуществить Возрождение язычества в христианском мире. Бердяев был уверен, что гуманизм, возвеличивая человека, отрывал его от Бога и от всего духовного, следовательно, принизил человека, что привело к его разрушению. Поэтому начало Возрождения - это уде его конец, творчество Рафаэля - кульминация и начало упадка, продолжавшегося несколько веков. Такое отношение к Ренессансу было вызвано его религиозной концепцией истории, которая была свойственна не только ему, но и другим исследователям того времени (например, В.Ф.Эрн, А.Ф.Лосев).
Лосев в своей книге «Эстетика Ренессанса» дал отрицательную оценку Ренессансу. Он стремился показать «вторую сторону медали», доказывая, что в эту эпоху не существовало гуманизма, а все ценности культуры разрушались. Лосев подробно обрисовал личную жизнь творцов искусства, делая основной упор на их аморальное поведение и убеждая, что это была анти-культура, время крайнего индивидуализма. Это был довольно смелый и необычный взгляд, но в его книге довольно много различных спорных моментов.
Проблема исследования Ренессанса актуальна и в наши дни. В 1998 году вышла книга В.В. Бибихина «Новый Ренессанс», в котором он сравнивает Эпоху Возрождения и наши дни, доказывая, что заветы Возрождения слишком важны и мы не можем их отбрасывать ни в один исторический период. Ну а работы Л.М.Баткина мы более всего можем назвать культурологическим исследованием Ренессанса. Он рассматривает различные аспекты культуры. Одно из его важнейших утверждений заключается в том, что диалогический характер мышления того времени определял и форму и способ мысли.
Возрождение оставило свой след на культуре всех европейских стран, хоть в каждой стране его интерпретировали в соответствии со своими традициями. Таким образом, гуманизм можно назвать общеевропейским движением, установившим новый идеал человека. Но Россия является исключением, Возрождение в нашей стране не было таким масштабным. До нас дошли лишь некоторые отголоски. Например, их можно заметить в творчестве Андрея Рублева. Но в начале XX века в Росси был период, аналогичный Ренессансу (его называют религиозно-философским Возрождением). Так что можно сделать вывод, что Россия также прошла через этот период, только чуть-чуть запоздав. Например, творчество А.С.Пушкина обладает всеми чертами ренессансного творца.
возрождение ренессанс культура гуманизм
Заключение
Давайте подведем итоги. Итак, как же эпоха Возрождения повлияла на европейскую культуру? Именно благодаря ей возник гуманизм, перевернулись взгляды на мир, Возникла новая концепция личности, изменился статус художника, который вместо ремесленника поднялся до уровня Творца, возникло новое научное мировоззрение. Маршал Маклюэн считал, что огромное значение в возникновении Возрождения имело изобретение печатного станка Гуттенберга, поскольку он задал линейность, которая свойственна для Возрождения.
Довольно модно говорить, что Ренессанс - это недолговечно, что его идеалы утопичны, а гуманизм нереалистичен. Но ведь сами художники создавали не только идеально гармоничные произведения, для них также были свойственны гротеск, уродливые изображения (творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело и других). Возможно, мы сами идеализировали их искусство.
Из Ренессанса возник новый художественный стиль барокко, который гораздо ближе нам. Но нельзя забывать, что создатели барокко - последователи эпохи Возрождения, воспитанные именно на тех идеалах. Вначале его считали «испорченным» искусством, но благодаря исследованиям Алоиза Ригля («Истоки барочного искусства в Риме») взгляды на него изменились, нашлись тесные связи с искусством позднего Возрождения. Это доказывает, что Ренессанс не загнан в тесные рамки XIV-XVI веков, эта эпоха оказывала влияние долгое время. Даже сейчас мы можем найти влияние этой культуры, мы всегда вспоминаем о ней, рассуждая о гуманизме. Поэтому Ренессанс можно назвать живой культурой.
Шестаков В.П., изучая эту культуру долгое время, пришел к выводу о ее плюралистичности, так как в ней существуют различные, даже противоположные друг другу элементы: античность и современность, религия и светские элементы, мистика и наука. Ренессанс нельзя загнать в рамки только одной культуры, необходимо рассматривать многомерную модель.
Я не могу не согласиться с автором. В этой статье он рассмотрел огромное количество источников, в которых приводились самые разнообразные взгляды и оценки культуры эпохи Возрождения. Я считаю, что это великая эпоха, влияние которой невозможно оценить. Возрождение оставило неизгладимый след на всех последующих направления культуры, и, как мне кажется, его влияние будет проявляться и в будущем.
Список литературы
1. Шестаков В.П. Ренессанс - рассвет или закат Европы // Вопросы философии. 2007. №4. С.158-170.
2. Шестаков В.П. Биография. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шестаков,_Вячеслав_Павлович