Уважаемые родители, вашему ребёнку уже исполнилось 6 или 7 лет, и вы задумались, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе.
Но почему ваш читающий, считающий и пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость?
Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Вам, наверное, будет интересно и полезно узнать, что развитие мышления ребёнка-дошкольника проходит несколько этапов:
- Сначала формируется наглядно-действенное мышление,
· т.е. все мыслительные операции у малыша проходят через действие.
- Затем появляются элементы наглядно-образного мышления, т.е. ребёнок начинает мыслить
· при помощи образов.
- К концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление,
· оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Речь и мышление, таким образом, тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления.
В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи.
Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.
Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения, ваш ребёнок
сможет научиться:
- сравнивать предметы друг с другом;
- классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу;
- узнавать предметы по описанию;
- определять последовательность событий;
- рассуждать о противоположности признаков и явлений;
- целенаправленно запоминать;
- творчески мыслить;
строить умозаключения.
|
Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками станут игры. («4-й лишний»)
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.
«Что общего у предметов в каждой группе?» (все фрукты, овощи, обувь, одежда, посуда и т.д.), "Найди 10 отличий", "Где чья игрушка?", "Про гномов", "Что перепутал художник?", "Правильно ли художник нарисовал?"
«Какое свойство объединяет каждую группу предметов? Соедини каждый рисунок с нужным значком.» (снежинка, огонь)
А также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием «Подбери пару»
Соедини предметы так, чтобы они образовали пары, подходящие к понятиям: пушистый - колючий, тяжёлый - лёгкий, холодный – горячий.
Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно – логические упражнения помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.
«Подбери пару»
- Стрелка-часы, колесо-?
- Вулкан-извержение, река-?
- Птица- перья, рыба-?
- Красный- стоять, зелёный-?
- Осень-дождь, зима-?
- Стол-скатерть, пол-?
- Учитель-школа, врач-?
- Человек-руки, кошка-?
- Поезд-станция, самолёт-?
- Писатель-книга, скульптор-?
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы:
|
Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?
Почему семеро козлят открыли дверь Волку?
Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?
А выполнение этих интересных упражнений потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.
«Закончи предложение»
(Закончить предложение, используя союз «чтобы», подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения).
- Дети сели в лодку, чтобы____________________________.
- Мама надела нарядное платье, чтобы____________________.
- Петя закрыл лицо руками, чтобы_________________________.
- Вова взял собаку на поводок, чтобы_______________________.
- Рабочие привезли кирпичи, чтобы__________________________.
- Катя подняла с земли птенчика, чтобы______________________.
- Папа купил цветы, чтобы__________________________________.
- Лена размахивала руками, чтобы____________________________.
«Закончи предложение»
(Закончить предложение, объяснив названное событие, необходимо использовать союз «потому что» и подбирать
по 2-3 возможных варианта)