Учусь думать - учусь говорить.




Уважаемые родители, вашему ребёнку уже исполнилось 6 или 7 лет, и вы задумались, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе.
Но почему ваш читающий, считающий и пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость?

Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.

Вам, наверное, будет интересно и полезно узнать, что развитие мышления ребёнка-дошкольника проходит несколько этапов:

  • Сначала формируется наглядно-действенное мышление,

· т.е. все мыслительные операции у малыша проходят через действие.

  • Затем появляются элементы наглядно-образного мышления, т.е. ребёнок начинает мыслить

· при помощи образов.

  • К концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление,

· оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Речь и мышление, таким образом, тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи.

Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.

Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения, ваш ребёнок
сможет научиться:

  • сравнивать предметы друг с другом;
  • классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу;
  • узнавать предметы по описанию;
  • определять последовательность событий;
  • рассуждать о противоположности признаков и явлений;
  • целенаправленно запоминать;
  • творчески мыслить;

строить умозаключения.

Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками станут игры. («4-й лишний»)

 

 

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.

«Что общего у предметов в каждой группе?» (все фрукты, овощи, обувь, одежда, посуда и т.д.), "Найди 10 отличий", "Где чья игрушка?", "Про гномов", "Что перепутал художник?", "Правильно ли художник нарисовал?"

«Какое свойство объединяет каждую группу предметов? Соедини каждый рисунок с нужным значком.» (снежинка, огонь)

А также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием «Подбери пару»

Соедини предметы так, чтобы они образовали пары, подходящие к понятиям: пушистый - колючий, тяжёлый - лёгкий, холодный – горячий.

Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно – логические упражнения помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.

«Подбери пару»

  • Стрелка-часы, колесо-?
  • Вулкан-извержение, река-?
  • Птица- перья, рыба-?
  • Красный- стоять, зелёный-?
  • Осень-дождь, зима-?
  • Стол-скатерть, пол-?
  • Учитель-школа, врач-?
  • Человек-руки, кошка-?
  • Поезд-станция, самолёт-?
  • Писатель-книга, скульптор-?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы:

Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?

А выполнение этих интересных упражнений потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.

«Закончи предложение»

(Закончить предложение, используя союз «чтобы», подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения).

  • Дети сели в лодку, чтобы____________________________.
  • Мама надела нарядное платье, чтобы____________________.
  • Петя закрыл лицо руками, чтобы_________________________.
  • Вова взял собаку на поводок, чтобы_______________________.
  • Рабочие привезли кирпичи, чтобы__________________________.
  • Катя подняла с земли птенчика, чтобы______________________.
  • Папа купил цветы, чтобы__________________________________.
  • Лена размахивала руками, чтобы____________________________.

 

«Закончи предложение»
(Закончить предложение, объяснив названное событие, необходимо использовать союз «потому что» и подбирать
по 2-3 возможных варианта)

  • Мальчик решил переодеться, потому что ….
  • У Саши заболели глаза, потому что ….
  • Машина резко затормозила, потому что ….
  • Кот выгнул спину и зашипел, потому что ….
  • Маша открыла окно, потому что ….
  • Мама отругала сына, потому что ….
  • Гости весело рассмеялись, потому что ….


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: