Понятие коллектива в педагогике




Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.

Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.

Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.

В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.

В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.

Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в группе спектр социальных полей широк, в группе интенсивно формируется индивидуальность ребенка.[5]

Бесспорно, многоплановое развитие неминуемо и максимально в той группе, которая может быть охарактеризована как коллектив. Чтобы доказать это, произведем сопоставление самого низшего уровня группы — группы случайно собранных людей, аморфной, часто именуемой диффузной. Оформим такое сопоставление.

В диффузной группе: В коллективе:
· положение человека неустойчиво и неопределенно, поэтому он робок и неуверен в поступках; · лидер группы случайный, нет гарантий, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации; · отношение к делу регулируется администрацией; для большинства — некое принуждение; · отношение к руководителю как к вышестоящему лицу, облеченному властью над каждым; · отношение к группе защитно-оборонительное; · по отношению к себе психологическая зажатость, скованность, робость; · по отношению к другому — скрытая агрессия, конкуренция. · положение человека устойчиво, определенно, поэтому он свободен в поведении; · лидером группы является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией; · отношение к делу как личностно значимому для каждого члена или для большинства; · отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями; · отношение к группе открытое, товарищеское; · по отношению к себе — свободное проявление «Я», инициативность; · по отношению к другому — принятие как данности, дружба.

 

Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия. В любой другой малой группе (ассоциации, кооперации, корпорации) человек не находит такой степени защищенности и свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. Лишь обыденное, житейское представление о коллективе предполагает давление на личность и нивелировку личностных особенностей человека, но житейско-обыденный образ коллектива больше напоминает «стадо», «тусовку», «стаю», т. е. диффузную группу. Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. [6]


В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе личность подавлена, несвободна, боязлива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.

Советская педагогика в свое время основательно разработала методику организации детского коллектива. Такие педагоги, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, а позже В.М. Коротов, И.П. Иванов, осветили путь движения группы к коллективу. Вот его основные вехи:

¾ утверждение социально ценностных норм жизни группы;

¾ коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;

¾ демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующиеся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности;

¾ перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергетическое движение группе;

¾ традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива;

¾ участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством;

¾ расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка.

Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению.


Заключение

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Понятие коллектива в психологии: коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

2. Понятие коллектива в педагогике: коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.

3. Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака.

4. Группы могут быть малые и большие, реальные и условные, формальные и неформальные, развитые и низкоразвитые.

5. Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития.

6. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.

7. Коллективистское самоопределение обнаруживается в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов — убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности.

8. Выделяется пять крайних позиций, характеризующих соответственно наиболее выраженные уровни группового развития: коллектив, просоциальная ассоциация, асоциальная ассоциация, диффузная группа и корпорация.

9. В коллективе личность свободна, защищена, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

10. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению.

Список используемой литературы

1. Донцов А.И. Психология коллектива — М.: Изд-во МГУ, 1984.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3.

3. Общая психология: Учеб. для вузов. 3-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.

4. Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979.

 

 


[1] Общая психология: Учеб. для вузов. 3-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.

[2] Донцов А.И. Психология коллектива — М.: Изд-во МГУ, 1984.

[3] Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979.

[4] Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3, с. 75.

[5] Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

[6] Педагогика: учеб. для вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: