Правовая среда информационной деятельности




 

Законодательная основа

Существующая в России правовая среда в целом может рассматри­ваться как благоприятная для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг. Основой 'законодательного регулирования информационной деятельности в России выступает ее Кон­ституция. Согласно п. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию любым законным способом. Пере­чень сведений, составляющих государственную тайну, определяется фе­деральным законом". Понятно, что такая конституционная формулировка. сочетающая максимальную свободу информационной деятельности с огра­ничением стремлений ведомств к закрытию информации, создает хорошую правовую среду для становления и развития информационного рынка.

В России 22 февраля 1995 г. вступил в действие Федеральный закон "(96 информации, информатизации и защите информации", регулирую­щий отношения в сфере создания и распространения информации. Законом была введена такая категория, как государственные информационные ре­сурсы. а на органы государственной власти была возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и предоставление людям социально и экономически значимой для общества информации, создаваемой и исполь­зуемой самой властью. При этом государственные информационные ресур­сы были объявлены открытыми и общедоступными. Кроме того. закон оп­ределил виды информации, на которые не могут распространяться ограни­чения по доступу, включая правовую информацию, информацию о чрезвы­чайных ситуациях, о деятельности органов государственной власти и мест­ного самоуправления, экологическую, демографическую и другую важную для общества информацию. Закон также определил основные положения режима работы с персональными данными, однако, ожидается, что эти вопросы станут предметом еще одного федерального закона. Исходя из ведущей роли баз данных в составе информационных ре­сурсов современного общества особый раздел российского законодательст­ва посвящен вопросам регулирования связанных с ними общественных отношений. Для регулирования этих отношений используется как издание специальных правовых актов (например. Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г.). так и включение соответствующих норм в другие правовые акты.

Среди основных законов, определяющих правовой режим баз дан­ных можно назвать:

-Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый полно­стью в 1995 г.,

- Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9 июля 1993 г.

Имеющиеся законы и другие правовые акты по базам данных пока не решают многих проблем, выдвигаемых практикой. Для России одной т наиболее важных является проблема качества и. прежде всего, достоверно­сти информации в базах данных, а также степень ответственности за них различных участников рынка.

Анализ действующего законодательства показывает, что в России в настоящее время не существует практически никаких ограничений на пе­редачу открытой информации из России и в Россию в любой форме и на любом носителе Отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления, хотя они. так же как и меры по валютному контролю, порой кажутся излишне жесткими.

Определенные проблемы могут возникнуть в связи с ростом транс­граничных потоков информации в будущем, однако, пока в России они даже не осознаны. На практике для российских информационных служб важнейшими являются не специфически правовые проблемы, а общий правовой климат, для которого характерны постоянные изменения законо­дательства, регулирующего хозяйственную деятельность и. прежде всего. налогового.

В начале 90-х годов на информационные службы как на инноваци­онные организации был распространен режим льготного налогообложения на прибыль. Однако очень мало служб смогло воспользоваться этими льготами, так как процедура сертификации предприятий в качестве инно­вационных оказалась крайне сложной. То же самое касается льгот, полу­ченных в рамках законодательства о поддержке малых предприятий, число и доля которых в информационном бизнесе весьма велика. Правда, в данном случае основной причиной не использования льгот стали их отмены и восстановления в процессе многочисленных изменений законодательства.

Большое значение для развития российского информационного рын­ка имело то. что в соответствии с действующим налоговым законодатель­ством затраты на приобретение информационных услуг и продуктов пол­ностью относятся на себестоимость предприятий и организаций, в отличие, от затрат на рекламу или обучение персонала.

Важной областью, недостаточно регулируемой действующим зако­нодательством. а также подзаконными и ведомственными актами, является сфера закрепления прав владения и распоряжения базами данных, создан­ными государственными организациями. До сих пор практически никак не решены вопросы закрепления в договорах прав на использование государ­ственных информационных ресурсов, в частности, на их использование при создании новых баз данных, подготовке и оказании информационных услуг и продуктов.

Отсюда вытекает отсутствие правового регулирования приватизации информационных ресурсов, созданных государственными организациями. Применение общих норм оценки имущества при приватизации приводит к тому. что реальная стоимость баз данных в составе активов недооценива­ется, так как базы данных не входят в состав основных фондов и их стои­мость не переоценивается на регулярной основе. В результате националь­ные информационные ресурсы, созданные за счет средств налогопла­тельщика. нередко переходят в частное монопольное владение, и общество вынуждено снова выкупать их.

К недостаткам действующего российского законодательства, пре­пятствующим развитию информационного рынка в России, следует отне­сти и практическое отсутствие норм ответственности за то. что называется "компьютерными преступлениями", хотя иногда такого рода правонаруше­ния, совершаемые российскими гражданами, носят международных харак­тер.

Авторские права

Вопросы правового регулирования авторских и смежных прав на­шли отражение в Конституции Российской Федерации, Гражданском Ко­дексе. Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.. а также в других правовых актах, в том числе касающихся отдельных видов информационных продуктов и услуг. Следует отметить, что российский закон об авторском праве подготавливался с учетом европейского модельного закона в данной области.

Особенности баз данных как объектов авторских прав в сочетании с их ведущей ролью в составе информационных ресурсов современного об­щества привели к тому, что вопросы авторских прав в связи с базами дан­ных уточняются и развиваются Законом Российской Федерации "О право­вой охране программ для электронных вычислительных машин и баз дан­ных" от 9 сентября 1992 г.

По российскому законодательству на базы данных авторское право распространяется в полном объеме. При этом не имеет значения, считается ли база данных выпущенной или не вылущенной в свет и каково их каче­ство. Правовая охрана распространяется и на базы, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных.

Права всех, кроме автора, участников процесса создания (генера­ции) базы данных, выполняющих технологические и вспомогательные функции, права пользователей и покупателей базы данных и информаци­онных продуктов и услуг, подготовленных на ее основе, определяются на основе договорных отношений. В свою очередь, договорное право регули­руется Гражданским Кодексом. После принятия закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных была организована добровольная регист­рация баз и договоров на их передачу в Российском агентстве по правовой охране программ и баз данных (РосАПО).

Казалось бы, проблема установления прав собственника базы дан­ных могла считаться решенной, однако, на практике возник ряд важных обстоятельств. Суды и правоохранительные органы оказались в большин­стве случаев неготовыми к разбору достаточно сложных споров о правах собственности на базы данных и другие информационные продукты и ус­луги. В стране до сих пор практически отсутствуют государственные и об­щественные структуры, готовые осуществлять наблюдение и действенный контроль над соблюдением договоров по использованию баз данных.

В сочетании с низкой доходностью российского информационного рынка это не стимулирует авторов и создателей баз данных фиксировать свои права через РосАПО. Следует отметить, что факт вступления в реги­страционные отношения с этим центром не связан с распространением режима правовой защиты на базы данных, так как это противоречило бы Федеральному Закону от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".

Законодательство в области авторских прав будет развиваться в тех же направлениях, что и в других странах, как в связи с присоединением России к новым международным соглашениям в этой области, так и благо­даря развитию общественных отношений, регулируемых данным законо­дательством. Согласно российскому закону, базы данных пользуются пра­вовой охраной как печатные сборники.

В России при подготовке баз данных часто используются другие ба­зы данных, различные справочники и т. п. При решении вопроса о воз­можности формирования баз данных на основе информационных масси­вов, полученных от других центров-генераторов и информационно-коммуникационных сетей, центры-генераторы имеют в виду следующие обстоятельства:

- в России и СНГ информационная культура и законодательство в области защиты баз данных как интеллектуальной собственности развиты так низко, несмотря на принятое законодательство в данной области, что информационные организации часто распоряжаются чужими базами дан­ных как своими собственными, не заботясь о правах и законных экономи­ческих интересах их генераторов,

- западные центры-генераторы и центры обработки баз данных, как правило, устанавливают в своих договорах ограничения на использование их информационных продуктов, по жесткости далеко превосходящие пре­делы, разрешенные законодательством, а также превышающие обычно принятую практику работы в информационной области. Изучение контрак­тов и договоров, предлагаемых своим пользователям зарубежными цен­трами наводит на мысль, что использование информации из баз данных для подготовки новых информационных продуктов и услуг вообще невоз­можно за исключением выполнения конкретных запросов для конкретных потребителей.

На самом деле как неограниченная эксплуатация чужих информаци­онных ресурсов, созданных в России и СНГ, так и жесткие ограничения, установленные западными центрами-генераторами и центрами обработки баз данных на использование их ресурсов, являются неоправданными. И в том и в другом случае должны полностью соблюдаться авторские права и правила обращения с продукцией интеллектуального труда. Однако значи­тельная часть информационных ресурсов вообще не может рассматривать­ся как объект интеллектуальной собственности, что, кстати, не учитывается недавно принятым российским законом

На Западе в последние 2-3 года в этих вопросах удалось достичь не­которой ясности. В сентябре 1991 г. Федеральный апелляционный суд США установил, что повторное использование справочной информации типа "желтых страниц" (справочной адресной информации по предприятиям и организациям) не является нарушением авторских прав. В решении суда установлено, что "желтые страницы" не могут быть объектом автор­ского права, и защищаться может и должна только форма организации и представления материала, например, предметные и тематические рубрики и их формулировки и расположение. Кроме того, составитель нового спра­вочника имеет право не проводить повторного исследования объектов справочной информации в отношении данных, содержавшихся в прежнем справочнике, так как исследование объектов для получения справочной информации не может рассматриваться как творческая деятельность, дающая в результате продукт интеллектуального труда.

Раисе, в начале 1991 г. аналогичное решение было принято Верхов­ным судом США в отношении справочной информации типа "белых стра­ниц" (справочная информация, изданная и представленная в том виде, как это предложено самими объектами описания), которые вообще не защи­щаются авторским правом.

В России можно ожидать аналогичных решений, так как базы дан­ных, пользующиеся правовой охраной как сборники, законом рассматри­ваются как результат творческого труда по подбору и организации данных, а не в соответствии с концепцией "затраченных усилий", которая как раз и потерпела поражение в США.

Американские эксперты считают, что оба этих решения представ­ляют собой победу в информационных войнах, которые несколько лет на­зад предсказал О. Тоффлер в своей книге "Сдвиг власти: Знания, богат­ство и насилие на рубеже XXI века". Отдельные специалисты уверены. что в результате данных решений в конечном счете выиграл потребитель, хотя коммерческие информационные службы и попытаются интерпретировать решение узко и всячески его ограничить, так как усилившаяся конку­ренция и разрушившиеся преграды, возведенные монополизмом, сущест­венно обогащают информационный рынок.

Эти специалисты считают, что решения суда неизбежно будут тол­коваться расширительно и. вероятно, затронут любую справочную инфор­мацию, рассматриваемую в виде сырья. На информационном рынке поя­вится возможность профессионально заниматься "рафинированием" (обогащением) информации, добавлением ее стоимости, реорганизацией данных, представлением информации в виде гипертекстовых и проблемно-ориентированных баз данных т.п. Возможно будет введено и закреплено новое понятие "информационное сырье", отражающее результат работы секторов "информационной промышленности", представленного крупными центрами-генераторами, и "оптовой торговли информационными ресурсами", представленного крупными центрами обработки баз данных, а также сектора "обогащения и рафинирования информации", отражающего ре­зультаты работы в сфере "розничной торговли" в информационной дея­тельности.

Российский закон о базах данных не вполне четко регулирует дан­ный круг вопросов. В отношении авторских прав на справочную информа­цию. вне зависимости от ее формы, печатной или машиночитаемой, можно применить подход фирмы "Gale Research Inc.". которая в своем справоч­нике баз данных указывает, что данный справочник является творческой работой, защищаемой всеми применимыми для защиты законами, включая законы о неправомерном использовании, коммерческой тайне, нечестной конкуренции. "Gale" подчеркивает, что авторы и редакторы справочника добавили стоимость к фактическому материалу, представленному в нем, путем собственного и оригинального отбора информации, координации материала, выражения, организации и классификации информации.

Приоритетное значение имеет четкое закрепление в законе (или за­конах) права граждан на свободный и равный доступ к любой информации созданной или накопленной за счет средств государственного бюджета, т е. денег налогоплательщиков. Это относится в равной мере как к инфор­мации правовой (о действующих законах и подзаконных актах), научно-технической (включая информацию о результатах НИР, ОКР и работ по совершенствованию производства, выполненных за счет государственного финансирования или дотаций из госбюджета), так и к информации стати­стической, отражающей реальные процессы социально-экономического и культурного развития. При этом ограничения на доступ к информации мо­гут основываться только на прямых указаниях в законе, но не на подзакон­ных актах.

К числу задач законотворчества, которые должны быть учтены в на­званной выше общей программе, относится также приведение правовой базы информационной деятельности в соответствие:

- реальностям, обусловленным переходом экономики России на ры­ночные основы.

- обязательствам, вытекающим из участия России в международных конвенциях и соглашениях (в частности, об охране интеллектуальной и промышленной собственности).

В процессе создания общей программы должна быть выявлена взаимосвязь между конкретными правовыми актами, как уже действую­щими. так и подлежащими разработке. Так, при подготовке закона, регу­лирующего информационную деятельность в области науки и техники, должны быть всемерно учтены уже действующие законы РФ "О средствах массовой информации". "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Патентный закон РФ". Вопрос же о льготных условиях доступа к соответствующей информации при решении задач в области образования и культуры, здравоохранения, сельского хозяйства может с равным успе­хом найти свое решение как в специальных законодательных актах, так и в законе о Государственной системе научной и технической информации (ГСНТИ) РФ. Аналогичным образом информационная деятельность науч­ных, научно-технических и специальных библиотек может быть регламен­тирована как в законе "О библиотечном деле", так и в законе о ГСНТИ РФ. Решающим критерием, на наш взгляд, является продвинутость в раз­работке того или иного законопроекта. Если в нем не удается четко регла­ментировать "пограничные" проблемы, то во всяком случае его принятие не должно создавать препятствий для нахождения обоснованных решений по этим проблемам в последующих законах. Необходимой предпосылкой для этого является разработка общей программы.

Чем детальнее и тщательнее будет разработана общая программа, тем продуктивнее будет законотворческая деятельность и тем весомее га­рантии от возникновения коллизий законодательных актов. Создание та­кой общей программы позволит выявить и обосновать необходимость в уточнении (дополнении, корректировке) как уже действующих законов, так и разрабатываемых законопроектов, чтобы учесть специфику различных областей информационной деятельности при регламентации, к примеру, таких вопросов, как сертификация информационных продуктов и услуг. организация информационного обслуживания на бесприбыльной и ком­мерческой основах и др.

Международные аспекты

Следующий круг задач связан с законодательным регулированием трансграничных потоков информации (в том числе в электронной форме). обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономи­ческие и научно-технические связи с учетом взаимных интересов к специ­фики взаимодействия:

- со странами СНГ.

- с развитыми странами и странами Восточной Европы.

- с остальным миром.

Здесь должна быть. в частности, обеспечена "открытость" россий­ских информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу от­крытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отра­ботаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Факти­чески также нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной ин­формации.

Более того. открытый Западом со второй половины 80 свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и специа­листов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользо­вателя российских ведомственных информационных сетей и систем, со­действовал формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры, С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.

Негативное влияние на развитие международного обмена информа­цией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного законодатель­ства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия.

Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. Анализ российского рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит слабо. Информационная дея­тельность в России в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рента­бельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы уровень беспри­быльной работы. Тем не менее, всего за несколько лет новые российские предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от мно­гих других областей российской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов послед­них лет показал, что, по существу, в российской информационной инфра­структуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования -перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усили­вает изоляцию данного сектора российского рынка от соответствующего сектора мирового рынка.

Ясно, что информационная деятельность в России уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея в виду, что страна такого уровня просто не может развиваться без нацио­нальной информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необ­ходимо начать разработку разумной программы модернизации российской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой програм­мы. При этом важно будет выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям.

В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обес­печения общества и экономики информацией и информационными услуга­ми трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся лег­кость замещения услуг и продуктов собственного производства импортны­ми создает видимость естественного, рыночного решения проблемы ин­формационного обеспечения. Пусть, мол, отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се неэффективности и низкой конкурен­тоспособности. Тогда значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет передать на другие, более приоритетные направления.

Есть и другая крайность, ориентирующая общество на своего рода информационную автаркию, опирающаяся на идею информационной неза­висимости страны. Действительно, замещение отечественных информаци­онных услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказывае­мыми в России филиалами западных компаний, наблюдающаяся в наибо­лее прибыльных секторах информационного рынка, нацеленных на обслу­живание предпринимателей, делает актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры не осознали, что их задача в информа­ционной деятельности заключается не только в поддержке старых институ­тов, но и в том, чтобы:

- отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, реше­ние задач информационного обеспечения государственных информацион­ных потребностей частным структурам;

- поддержать становление новых частных информационных служб, работающих в направлениях точек роста сегодняшней российской эконо­мики (в основном это деловая и коммерческая информация) как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и проектов.

При этом нельзя не учитывать, что в области научной и технической информации создателями баз и банков данных являются исключительно государственные структуры (ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр). Малые структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных типа создаваемых ВИНИТИ. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях, может и должно стать функцией малых струк­тур.

Понятно, что результаты первоначальной библиографической обра­ботки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде. в том чис­ле и государственным и коммерческим информационным службам, рабо­тающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализа­ции подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существую­щих центров, таких как ВИНИТИ. ИНИОН, могут использоваться при фи­нансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.

Государство должно бы следить за тем, чтобы все программы по­мощи России по линии международного сообщества обязательно включали информационную компоненту, прежде всего, по приобретению первоис­точников информации и привлечению российских информационных орга­низаций в качестве соисполнителей этих программ. В связи с этим остано­вимся на состоянии российского законодательства в области информации. информатизации и информационной безопасности. За период 1991-1995 гг. в указанной области было издано более 500 нормативных право­вых актов. Из них 87 полностью относятся к информационной практике, остальные включают отдельные нормы по определенным проблемам. Важным шагом на пути законотворчества в информационной сфере следу­ет считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 г. Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации", кото­рый стал базовым в информационном законотворчестве.

Анализ всего правового поля показывает отсутствие каких-либо стратегических принципов, системности в подготовке правовых актов, что, в общем, характерно для всей российской законодательной сферы. В связи с этим в мае 1995 г. утверждена Программа законодательных работ Пре­зидента Российской Федерации, в которую включены 13 наиболее приори­тетных проектов, в том числе законопроект "О праве на информацию"

Российский комитет по информатизации (Роскоминформ) в течение нескольких лет пытается скоординировать в России деятельность по зако­нодательству в информационной среде. В 1995 г. Роскоминформ опубли­ковал проект очередного варианта "Концепции формирования и развития законодательства в сфере информации, информатизации и информаци­онной безопасности в Российской Федерации". На его основе разработан проект "Программы формирования и развития информационного законо­дательства в Российской Федерации", который в настоящее время дора­батывается. Упомянутые материалы, в первую очередь, закон "Об инфор­мации, информатизации и защите информации" создают предпосылки для разработки последовательной информационной политики Российского государства.

Завершая анализ правовой среды, можно сделать вывод, что в Рос­сии сегодня она является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в - данной области. Правовые проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения рос­сийского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным, что простых решений проблем российской информационной инфраструк­туры и обеспечения страны информацией не существует.

Выводы и предложения

 

Таким образом, как показал данный реферат необходимым условием для успешного функционирования любой сложной системы (в т.ч. экономической, технической, военной и т.п.) является нормальное функционирование следующих процессов:

· целенаправленный сбор, первичная обработка и предоставление доступа к информации

· каналы организации доступа пользователей к собранной информации

· своевременное получение информации и ее использование для принятия решений

Основная проблема сбора необходимой информации состоит в том, чтобы обеспечить:

· полноту, адекватность, непротиворечивость и целостность информации

· минимизацию технологического запаздывания между моментом зарождении информации и тем моментом, когда к информации может начаться доступ

Обеспечить это можно только современными автоматизированными методиками, базирующимися на основе компьютерных технологий. Крайне важно, чтобы собранная информация была структурирована с учетом потребностей потенциальных пользователей и хранилась в машиночитаемой форме, позволяющей использовать современные технологии доступа и обработки.

Очень важной экономической проблемой бизнеса, связанного со сбором и предоставлением информации, является высокая пороговая цена вхождения в дело. В связи с этим крайне важно грамотное использование современных маркетинговых технологий, которые могли бы обеспечить “попадание в потенциального клиента”, т.е. обеспечить сбор такой информации, реализация которой будет, как минимум, экономически рентабельной.

Из имеющихся на сегодня каналов предоставления информации наиболее интересными являются каналы передачи информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, дискеты, CD-Romы, Internet). Причиной этого является тот факт, что технологическое запаздывание информации при передаче ее на традиционных печатных носителях настолько велико, что к моменту поступления к потенциальному пользователю она уже не будет соответствовать реальной ситуации и будет малопригодна для принятия обоснованных управленческих решений. При решении задачи организации доступа к информации очень важным фактором является экономически обоснованная использование дорогостоящих и высокооперативных каналов Internet, и более дешевых, но менее оперативных каналов передачи на машиночитаемых носителях (прежде всего CD-Rom).

При принятии решений необходимо обеспечить:

· своевременное получение необходимого объема достоверной информации

· грамотная минимизация затрат связанных с обеспечением полноты, достоверности и оперативности информации (затраты должны соответствовать стоимости и рискованности того проекта, при реализации которого используется данная информация)

· правильное обработка собранной информации, своевременное предоставление ее лицу, принимающему решение и правильное использование им полученной информации

Все известные истории, случаи принятия успешных решений соответствуют ситуации, когда все выше названные проблемы удавалось решить хотя бы удовлетворительно.

Поскольку ни один процесс не может функционировать без принятия решений, ни одна система не может выжить, если не сумеет создать высокоэффективного механизма сбора, обработки, передачи и использования информации.


Список использованной литературы:

1. Информационный рынок в России/ Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров и др.-М.:ВИНИТИ,1996.-293с.

2. Михнова И.Б., Пурник А.В., Антонова О.И. Библиотека и бизнес: Практические рекомендации, документы и матриалы.-М.:НВЦ “Библиомаркет”,1994.-167с.-(Сер. “Рос. Библиотеки: идеи, концепции, разработки”)

3. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг.-М.:Финансы и статистика, 1993.-128с.

4. Служба деловой информации в библиотеке: отечественная и зарубежная практика: Учеб. Пособие/Пер. с англ. А. Пурника, Е. Пурник, В. Пурника, Г.Цесарской;Под общей редакцией И.Михновой.-М.:НВЦ “Библиомаркет”,1996.-112с.-(Сер. “Публичные Библиотеки: идеи, концепции, разработки”)

5. Родионов И.И. Информационные ресурсы для преддпринимателей.-М.:Электронные знания,1994.-173 с.

6. Родионов И.И. Мировой рынок электронной информации для предпринимателей. - М.: Электронные знания,1992.-156с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: