Крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.)
Минойский период.
Бронзовый век (XXX-XII вв. до н.э.) был в Греции эпохой возникновения первых государственных образований. Древнейшим очагом цивилизации в Европе является остров Крит. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Видимо, благодаря восточному влиянию, еще в начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняли аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Оно стало ориентироваться на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур характерных для всего Средиземноморского региона, а именно: злаковых (в основном, ячменя), винограда и оливы. Новые явления, распространяясь и укрепляясь в обществе, подготовили почву для возникновения на рубеже III—II тысячелетий д.н.э. первых «дворцовых» государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита. Эпоха дворцовой цивилизации на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет (2000 – 1400 гг. д.н.э.). Это дворцы Кносса, Феста, Маллии в центральной части Крита и дворец Като Закро (Закрое) на восточном побережье острова. Отличали эти крупные постройки вытянутость по осевой линии всегда в одном и том же направлении: с севера на юг.
На Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным».
|
Жизнь критян осложняли природные катаклизмы. Землетрясения, частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы - все это периодически обрушивалось на Крит. Защитой жителям служили боги. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица».
В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. От этого страшного удара минойская культура уже не смогла оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.
Микенский период.
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Они ассимилируют население, обитавшее здесь раньше, приносят новшества в жизнь общества. Например, впервые появляется керамика, изготовленная с помощью гончарного круга. Стали использовать повозку или боевую колесница с запряженными в нее лошадьми. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, линейное слоговое письмо. Но они создают свою культуру, имевшую яркие особенности.
|
Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV—XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения охватила весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.
Архейские государства воевали между собой и могли организовывать совместные кампании. Например, знаменитая Троянская война, которую ученые считают проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье.
Приблизительно к 1200 до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют о том, что во второй половине XII в. До н.э. несколько подряд не урожайных лет сократили торговлю, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся экономическая система и сама жизнь оказалась под угрозой. К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем.
Эпоха архаики VIII-VI вв. до н.э.
Стала началом блестящего взлета греческого общества. Именно тогда сложились основные черты эпохи античности: полисная система, как основы суверенитета народа и демократии, появление классического рабства. Было положено начало формированию культурных традиций, главными ценностями которых является человек. Кроме того, архаическая Греция стала распространять свое влияние на близлежащие и отдаленные территории, вступив в эру «великой греческой колонизации».
|
Полисэпохи архаики – это столица крошечного государства, в состав которого входили и деревни. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек.
В греческих полисах основу составляло сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой, хорой. Царская власть в полисах достаточно скоро исчезла, уменьшилась роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни.
В устройстве полиса выделяют рыночную площадь, агору. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. Имелась также цитадель, акрополь, или верхний город. Это была укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна, храмы олимпийских богов и героев, гимназий, место для спортивных упражнений молодежи.
Система ценностей — система нравственных норм,идеалов, которые определяют поведение человека, егоотношение к себе, окружающему миру.
Экономическую основу полиса обеспечивало сельское хозяйство, которым занимались его граждане. Полису была свойственна автаркия (самодостаточность).
В дальнейшем выделялись торгово-ремесленные полисы (Афины) и аграрные полисы (Спарта), где преобладающее значение имело сельское хозяйство, а роль ремесел и торговли была невелика.
Типы управления полисами были различны. К началу архаического периода большинством городов-государств управляла аристократия, наиболее знатные и богатые. С расширением торговли начало усиливаться среднее сословие (торговцы, ремесленники), которое стало добиваться права участия в политической жизни. Для устранения беспорядков, возникавших в ходе противостояния, нередко греки выбирали тирана, который, имея всю полноту власти, направлял ее на борьбу с аристократией, пресекая попытки последней вернуть в свои руки управление полисом. Так тираны служили народу, демосу.