Фильм «Именем Иоанна Кронштадтского»




(Голос за кадром): Иоанн Кронштадтский с юных лет мечтал проповедовать в дальних странах, и сто лет спустя имя его узнают в самых удаленных уголках земли, на всех языках. Как смог простой русский священник, живший сто лет назад и ни разу не покидавший пределы России, в XXIвеке обрести почитание и любовь на всех континентах Земли? Он посеял семена деятельной любви, и сам прошел этот путь.

Он сам обратился к падшим, неблаголепным, к больным и нуждающимся. Своим примером он доказал, что жизнь во Христе возможна для каждого. Его служение поднимало людей со дна. Организованные им дома трудолюбия, общества трезвости, больницы, приюты, школы, благотворительные общества – все служило возрождению веры в Бога. Его верные последователи до сих пор продолжают дела милосердия. Их можно найти во многих странах. О некоторых из них мы расскажем в нашем фильме. О некоторых – всего лишь потому, что все, кто связан с именем Иоанна Кронштадтского, гораздо больше!

(02:10) (США, г. Ютика) (голос за кадром): «Господь вверил нам великий спасительный талант православной веры».

Вечером 31 октября 1964 года в храмах русского зарубежья служились последние панихиды по праведному священнику отцу Иоанну Сергиеву. По улицам шествовал Хэллоуин, а православные храмы собирали участников торжества прославления российского пастыря.

Церковь в небольшом городке Ютика на северо-востоке США и Знаменский синодальный собор в Нью-Йорке – главный собор Русской Православной Церкви Заграницей – стали центрами события.

Праздник прославления нового российского святого в эти дни собрал десятки тысяч верующих в храмах, монастырях по всей земле. Путь к прославлению отца Иоанна стал отражением более чем полувековой истории жизни русской эмиграции.

50 лет слово Иоанна Кронштадтского звучало, как набат. И не понимали, не чувствовали русские люди, что их Отчизна приближается к роковой черте, за которой уже не будет Великой России. И только в тишине переполненных палуб последних кильватерных колонн, уходивших из Крыма, многие, наконец, осознали пророческие слова: «Если не будет покаяния, Бог попустит бич в лице самозванных и жестоких правителей, которые зальют страну кровью и слезами».

В обращении митрополита Филарета говорится, что прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского необходимо для всеобщего покаяния, для молитв перед ним за многострадальный русский народ и гонимую на Российской земле Христову веру. Русским людям, оказавшимся в рассеянии, нужно было найти опору в чем-то, что сильнее смерти. И они обращались к православию, как к нерушимой святыне потерянной Родины.

(04:35) (В.А.Кривский): «Живя при Церкви, наша русская эмиграция, в основном, она не теряла нашей ценной русскости, потому что религия скрепляла то, что обычная жизнь легко расшатывала. Оставаясь при Церкви, мы невольно приобщались к тому, что было воспитано не в нас, а еще в наших дедах, прадедах, нашей истории, в наших императорах, в наших священниках, в наших поэтах. Наша эмиграция, вы знаете, она была разносторонняя: были военные, были философы, были учителя, были простые люди. И все мы жили одним – Церковью. При Церкви мы оставались русскими, мы любили Россию, мы понимали, что вокруг нас происходит, и мы никогда не хотели быть ничем другим – только русскими.

(05:39) (хор): Боже, храни родную Русь!..

(Голос за кадром): Уникальность храма-памятника в Ютике в том, что это самый первый храм, названный в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его основатели – первый настоятель протоиерей Георгий Павлюсик был бесконечно предан делу Кронштадтского пастыря: приходил в храм в три утра и, готовясь к Литургии, молился о тех, кто на протяжении всех лет присылал поминальные записки. Духовный подъем, который переживало Русское зарубежье в послевоенные годы, в большой степени явился результатом самоотверженных трудов архипастырей – святителя Иоанна Шанхайского, архиепископа Аверкия, Леонтия Чилийского и др.

Храм в Ютике расположен всего в 30 км от Свято-Троицкой обители. Его часто посещали владыки и профессора Духовной семинарии Джорданвилля. Среди них блестяще образованные офицеры Белой армии, которые через покаяние возрождались духовно и выходили на поле теперь уже духовной брани. Вся мощь главной лавры Русского зарубежья служила делу прославления отца Иоанна.

Слово великого Кронштадтского пастыря вновь проникало в сердца эмигрантов благодаря печатной деятельности Русского зарубежья. Ранее в Белграде были собраны воедино свидетельства о помощи отца Иоанна обращавшимся к нему. Работали типографии в Теннеси, типография в монастыре в Джорданвилле, созданная первопечатником Русского зарубежьяархиепископом Виталием.

В 1954 году в Ютике был создан фонд в честь Иоанна Кронштадтского, ставший одной из крупнейших церковных благотворительных организаций зарубежья. Первой задачей его ставилась духовно-просветительская помощь. Была издана в двух томах «Моя жизнь во Христе», целый ряд книг об отце Иоанне. Помощь – и духовная, и материальная – оказывалась тысячам неимущих, больных стариков, инвалидов, доживавших свой век в нищете и одиночестве на чужбине: в Европе, Иране, Австралии, Чили, Аргентине, Ливане. Слова благодарности приходили со всех уголков планеты:

(08:03)(женский голос читает письмо): «Глубокоуважаемый дорогой батюшка, отец Георгий! Трудно словами выразить мое чувство благодарности за оказанную мне помощь. Жива Россия! Жив бессмертный образ великого русского святителя, именем которого и здесь, на далекой чужбине, творятся дела милосердия!»

(Голос за кадром): (из письма Анны Самойлович, Германия, третье мая 1957 года).

Иконой прославления стал образ, написанный с фотографии игуменом Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отцом Киприаном еще в 1953 году. Когда на всенощной в день прославления с образа сняли покрывало, сама собой погасла главная лампада на панихидном столике…

(Хор): Радуйся, Иоанне, Церкви Российския пастырю предивный!..

(09:10)(Отец Валерий Лукьянов, г.Лейквуд, США): Вот я видел сон, который я никогда, конечно, в жизни не забуду! Толпа народу (я не знаю, это храм или какое это было место большое), масса, масса народу. И среди них я стою. И знаю, что у меня в сердце столько трудностей… Как решить? Что нам делать? И вдруг вижу: идет отец Иоанн Кронштадтский, издалека. Я смотрю, он идет в рясе… И подходит ближе, ближе, ближе, ближе. А надо сказать, я грешный человек, много смущался тоже – вовремя ли мы прославляем отца Иоанна?.. В то время многие люди считали, что, может быть, надо повременить и в связи с тем, что в России еще не оформилось это. И вот, значит, что-то такое, чувство немножко виновности, что ли, неуверенности… Вот я смотрю – и он идет на меня. Идет, толпа эта вся как-то расходится. Толпа, как бы это сказать, десять тысяч человек, такая толпа, грандиозная… Вот он идет, идет, идет, потом подходит ко мне и говорит: «Ну, что дорогой мой, сомневался? Хорошо! Теперь ты понял». И вдруг берет меня обнимает, прижимает к себе. И это был момент такого тепла, такого жара, что я никогда не испытывал. Просто он горел и я горел теплом таким… Теплое, мягкое, ласковое тепло. Все кончилось. Я проснулся».

(Хор):?

(Голос за кадром): Из обращения митрополита Филарета – первосвятителя Русской Православной Церкви Заграницей в день прославления: «Знай, православный русский человек, что наша зарубежная Церковь в данный момент лишь свидетельствует, открыто и громогласно, о святости Кронштадтского батюшки отца Иоанна, а не выдает ему какой-то аттестат на святость. Святость Всероссийского пастыря, молитвенника и чудотворца, давно прославлена самим Господом еще при его жизни».

(11:32) (Хор)?

(Владыка Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский): Для нас это общая радость – 50-летие прославления за границей и 25-летия в России. Мы все радуемся о той небесной помощи, которую святой Иоанн Кронштадтский дает нам по его молитвам и по тому учению, которое отец Иоанн так просто дает нам в своих проповедях, их описаниях, своем дневнике духовном. И по его молитвам Господь да сохранит всех в мире, здравии и спасении!

(Голос за кадром): Когда прогремело «святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!», сердце готово было выпрыгнуть от переизбытка радости! Только бы дал Господь, чтобы это единение и подъем не охладели, а вылились бы в подлинную жизнь во Христе по советам новоявленного нашего чудотворца, батюшки отца Иоанна!

(Хор): Кириеелейсон!

(13:20) (Чили, Сантьяго, сиротский приют, школа) (голос за кадром): «Сказать искренно чужим детям – «дети» можно только духом истинной любви».

Чили – край земли, протянувшийся вдоль Тихого океана в Южной Америке. Трехлетней девочкой будущая мать Иулиания попала в Горненский женский монастырь на Святой Земле. Русские монахини, блестяще образованные женщины из дворянских семей, брали на воспитание арабских девочек, продолжая традиции Марфо-Мариинской обители в Москве.

Маленькая Юля хорошо пела, и это предопределило ее судьбу. Ее самыми родными людьми стали регент мать Ксения (Румянцева) и мать Алексея (Ермакова) – иконописец. Воспитанницы учились в Вифанской школе, после окончания которой выдавался аттестат, позволявший вести и самостоятельную учительскую деятельность. За советом, что делать дальше, послушница Юля обратилась к владыке Иоанну Шанхайскому и получила ответ: «Ваше место – с вашими старицами. Куда они – туда и вы».

Но на Ближнем Востоке тогда шла война. Создавались Израиль и Иордания. Линия огня проходила по Горненскому монастырю. По просьбе владыки Леонтия Чилийского монахини не задумываясь отправились в Чили открывать детский приют и школу для беспризорных.

(15:21) (МатьИулиания, игумения Успенской женской обители, г.Сантьяго, Чили): Это первые-первые дети. Вот это – первые дети. Это первая фотография. Наташа… У Наташи мать болела раком, отец умер. Три дня не ела ничего дома. И она, бедная, как начала есть бедняжка! Думаю, пусть ест! Ночью было плохо: живот… Сашенька!.. Мама топила ее три раза в воде, на берегу моря… Я привезла, мама не хотела ее. И когда владыка крестил ее, она, бедная, встала и боится, что опять ее будут топить. Но были такие, что папа убил маму: мама чистила картошку, а он – ножом ее…Так она с картошкой и умерла… Дети год не могли есть картошку… Это одна такая. А другие на юге тоже: мать, отец работал в шахтах, у него две девочки. Пришел домой, а жена с другим. И они его убили. И она попадает в тюрьму на пять лет, а он умер. И никого нет. Чуть ли не шесть месяцев они где-то гоняли по домам. И когда пришла тетя брать мать – мать вышла из тюрьмы – так они плакали, так они не хотели!.. Таких много! У меня много таких! Слава Богу не впустую работаем!

(Голос за кадром): В приюте до 2014 года в разное время проживало до двухсот детей. Потом сделали свое дело два пожара и местная ювенальная полиция. Но школа имени Иоанна Кронштадтского существует до сих пор.

(Мать Иулиания говорит по-португальски)

(Мать Иулиания): Я читаю каждый день отрывок из книги «Моя жизнь во Христе».

(Голос за кадром): Иулиании помогает Марина, которую еще младенцем подкинули в корзинке к воротам приюта. Она никогда не видела своих родителей, и в детстве маленькая Марина, глядя на портрет Иоанна Кронштадтского, который висел на стене, от всей души думала, что это ее отец. Так и называет его до сих пор – «мой папито».

(Мать Иулиания и Марина): Праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

(Священник, архимандрит Вениамин, настоятель храмов Святой Троицы и Казанской иконы Божией Матери, г.Сантьяго, Чили): Всисвятии, молите Бога о нас!

(Мать Иулиания и Марина): Всисвятии, молите Бога о нас!

(18:11) (архимандрит Вениамин): Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу!

(Мать Иулиания и Марина): И ныне, и присно, и во веки веков! Аминь. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Благослови!

(Архимандрит Вениамин): Христос – Истинный Бог наш молитвами Пречистыя Своей Матери и святых апостол, святых новомучеников и исповедников Российския, святагоправеднаго Иоанна Кронштадсткого, святых и праведных БогоотецИоакима и Анны, всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец!

(Мать Иулиания и Марина): Аминь!

(Голос за кадром): В настоящее время здесь живут две монахини. Пожертвования со стороны минимальны. Помощь, в основном, оказывается в виде просроченных овощей, щедро пожертвованных местными супермаркетами. Теперь мать Иулиания и Марина пекут булочки и пирожки на продажу местным жителям. На эти деньги они помогают школе и ухаживают за кладбищем.

(19:16) (Русское кладбище, г.Сантьяго,Чили) (голос за кадром): Здесь, на чужбине, покоятся те, кто родились в далекой России, но сохранили православную веру на этой земле.

Из дневниковых записей 1962 года матушки Варвары: «Мы старое поколение, дореволюционное, последнее, помнящее Великую Россию, Святую Русь, Родину нашу. Кому передадим сокровище незримое русского, истинного, самобытного, подлинного? Господи! Дай смену, подкрепи старость и сохрани чувства и память твердыми и свежими, чтобы передать родные традиции!.. Кому?.. А кому – Ты укажешь Сам… Но не дай им сгинуть, затоптаться и уйти в забытую быль невозвратную!.. Душа болит, и сердце сжимается… Господи! Услыши нас! Возроди Русь, возроди!.. Обнови!.. Дохни Духом Святым!..»

(21:19) (Россия, Нижегородская область) (голос за кадром): «Не нужно смешивать человека – это образ Божий – со злом, которое в нем».

(Заключенный колонии): Батюшка Иоанн пришел в нашу колонию в 1994 году и до сих пор нас укрепляет своей твердостью в вере, наверное…

(Второй заключенный): У нас выбор храма Иоанна Кронштадтского выпал с тем, что святой угодник Божий, он ходил к самым низам, к самым отверженным людям – таким, как мы. И мы нашли в нем заступника и молитвенника. И вот в наших условиях то, что чувствуем поддержку от него большую, вот из-за этого притекаем мы к нему… Ну, как помогает? В том смысле, что не столько насущное что-то такое, а вот то, что твердость человеку дает – пройти через разные трудности, укрепить. То ли болезнь, то ли нехватка, то ли еще что-то… И вот обращаешься к этому молитвеннику, и молитвенник Иоанн Кронштадтский укрепляет нас!..

(Другие заключенные): Укрепляет! Помогает нам!

(Голос за кадром): В качестве тюремного благочинного отец Алексей окормляет одиннадцать исправительных колоний.

(25:35) (Исламская республика Пакистан) (голос за кадром): «Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения и недостатки».

(ТОП-10 стран, где опасно быть христианином).

(26:19) (Пакистан, г.Хафизабад): Церковь, община, швейный центр.

(Голос за кадром): Современный Пакистан – наследник империи великих моголов – возглавляет список стран, в которых опасно быть христианином. Численность населения – более 190 млн. человек. Рождаемость почти в 4 раза превышает смертность. Христиан чуть более полутора процентов от всего населения. Большинство из них – католики и протестанты. Число православных не превышает тысячи человек.

Христианские погромы – явление здесь нередкое, но если католиков государство официально признает, у них есть зарегистрированная община, то православные поражены в элементарных правах: их притесняют все, даже другие христиане!.. Поэтому жизнь отца Джона Танвеира, пакистанца по рождению и православного по вере, – это не просто интересная история.

Джон Танвеир родился и был воспитан в католической пакистанской семье. И, став священником, построил 17 церквей и 7 школ. Выступал с приветственным словом перед папой Римским в Ватикане, но, изучая богословские тексты, он обнаружил много различий в учениях Католической и Православной церквей.

Его выбор окончательно определила книга Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», которую ему прислали из-за границы. Прочитав ее, он осознал, что Истина – в Православии. Покинув Римско-католическую церковь, он работал журналистом-международником.

Сегодня Джон Танвеир – единственный коренной православный священник во всем Пакистане.

(Отец Джон Танвеир, настоятель храма Иоанна Кронштадтского, г.Хафизабад, Пакистан): Вам очень-очень повезло, потому что вы живете в свободной стране – у вас есть свобода вероисповедания. И вы счастливые люди: вы не опасаетесь применения закона о богохульстве, который здесь висит над нами. И в любой момент, в любом месте с нами может произойти все что угодно…

(Голос за кадром): Так произошло с матушкой Роззи, учительницей, переводчицей, писательницей, выпускницей Оксфорда: ее уволили только за то, что она православная. Или: психологическое давление на детей в школе – их у отца Джона трое… Православный вынужден платить не только за воду, но и за стакан, если этого потребует мусульманин. Главный секрет отца Джона – в его искренней любви к людям, в независимости от вероисповедания. Его приглашают на исламские религиозные конференции в качестве докладчика. Посол Палестины вручил ему награду за мир и регулярно привозит освященное масло со Святой Земли. Дипломаты высоко оценивают его роль в качестве крепкого христианского форпоста в этом регионе.

В Азеробаде при первом православном храме Благовещения работает школа, где учатся и православные, и мусульмане. Затем поступают в университеты. Отец Джон верит, что образование – верный способ выбраться из нищеты и таким образом помогает своей пастве. Правда, весной этого года школу пришлось временно закрыть за неимением средств на ее содержание, а это всего лишь 500-600 долларов в месяц!..

Часовня в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Хафизабаде построена на крыше дома семьи прихожан – православных пакистанцев. Отец Джон был потрясен той светлой радостью веры, которой проникнута «Моя жизнь во Христе», и выбрал отца Иоанна своим духовным наставником. Сейчас матушка Роззипереводит эту книгу на язык урду.

Таинство крещения совершается вот в таких купелях. Таинство венчания – вот под такими самодельными венцами. Полиелей – ватными палочками… Но радость, переполняющая людей, отодвигает далеко на задний план все житейские беды и проблемы.

Здесь, в Хафизабаде, отец Джон организовал швейную мастерскую. В ней зарабатывают себе на жизнь православные пакистанские женщины, многие из которых пострадали от насилия прежних работодателей – мужчин-мусульман.

(Отец Джон Танвеир): Не так просто исповедовать православную веру, но я могу сказать, что семья в Хафизабаде у нас очень крепкая и община в Азеробаде очень сильная! Они крепки в вере, несмотря на то, что им не хватает на еду, на то, чтобы прокормить своих детей, но они очень сильны своей верой. Здесь много других церквей: Римско-католическая, Апостольская, Пресвитерианская, но эти люди преданны православной вере, потому что считают ее – настоящей, благословенной Самим Христом!..

(Голос за кадром): Сейчас основная мечта отца Джона – открыть передвижную амбулаторию, которая бы оказывала первую помощь всем нуждающимся. Для этого нужен небольшой микроавтобус. Во время поездок батюшка старается помочь лекарствами, средствами первой помощи тысячам нищенствующих христиан и мусульман. Передвижная амбулатория помогла бы спасти жизни многих людей. Спасать приходится постоянно. В 2011 году во время потопа пришлось продать всю кино- и фототехнику, которую отец Джон приобрел в бытность журналистом. На вырученные деньги купил муку, сахар, масло пострадавшим людям. Теперь надежда на весь христианский мир, на то, что он не промолчит, поддержит.

На вопрос, как ему удается сохранять такую невероятную бодрость духа, отец Джон ответил: «Читайте Евангелие и «Мою жизнь во Христе»!

(32:21) (США, Нью-Йорк, Дом трудолюбия) (голос за кадром): «Нужно любить всякого человека: и в грехе его, и в позоре его».

(Священник поет): Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое… Святый праведный отче наш Иоанне Кронштадтский, моли Бога о нас!

Он жив, нет? А кто лежит это? Кто это? Это кто? (Читает молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому): … Имя Тебе – Свет, просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе – Мир, умири мятущуюся душу мою… Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовиютвоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденнопричащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи… Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова…

Здравствуйте, ребята! Помолиться кто-нибудь хочет? Мы из Церкви Православной. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим… Надо тебя в больницу. Подлечим тебя. Встанешь на ноги, работу найдешь. Дом трудолюбия мы называемся.

(36:36) (один из братьев Дома трудолюбия): Наша кухня – здесь братья чай пьют. Вот это жилое помещение. Вот здесь братья живут.

(Отец Вадим Арефьев, Нью-Йорк, США): Статистика первое время была вообще очень грустная: мы людей поднимаем – они падают, поднимаем – падают. Потом мы сами стали искушаться: что-то мы делаем неправильно… Господи, помоги нам! Вдруг первый человек встал на ноги. Это брат Георгий, который стал первым престольником. Он пришел к нам в очень плохом состоянии. Руки тряслись, бедненький… Потерял полностью координацию. Кормили с ложечки его, а он так всем средцем бросился за Господом, побежал буквально! И с той минуты прошло уже, наверное, больше четырех лет. И этот человек не только ни разу не выпил, а даже не помыслил об этом! С такой решимостью, с такой верой прокричал ко Господу и Иоанну Кронштадтскому: «Господи, помоги мне встать на ноги!»

Сейчас вот мы переживаем первое чудо в нашей общине – чудо спасения от верной смерти раба Божьего Сергия, который пережил несколько клинических смертей, и потом он вошел в наш Дом трудолюбия, стал старшим по Дому трудолюбия, своими руками вырезал Престол Божий, жертвенник в нашем еще первом помещении и потом брат сорвался, т.е. запил… Буквально приполз к Дому трудолюбия в начале апреля, холодно страшно, и он, закутавшись в один из каких-то старых ковров, спал так, а с утра обнаружили, что он уже в коме, не просто спит. У него было внутреннее кровоизлияние и полный цирроз печени. Врачи говорили нам: «Подойдите, попрощайтесь с Сережей: через 15 минут его не будет…» Еще через 15 минут его не будет, еще через 15 минут… И, таким образом, мы приходили постоянно, кадили и молились вместе с ним, и брат вышел из комы, исповедался за всю свою жизнь, причастился Святых Христовых Тайн один раз, второй и полностью исчез цирроз печени, остановилось внутреннее кровоизлияние!.. Но это еще полбеды – внутреннее кровоизлияние, действительно, может остановиться, я могу свидетельствовать, как физиолог по образованию. Но то, что цирроз печени вдруг исчез и, по сути, выросла новая печень у человека, – этого не бывает, потому что этого не бывает никогда!

(Одна из сестер Дома трудолюбия): Я живу в Шелторе. Я пила еще больше, чем Сережа. Я была на самом дне… И только эта церковь меня вытащила, только она! Я прихожу к Божией Матери, я не могу от нее оторваться!.. Я сюда прихожу за поддержкой, если бы не церковь, я бы не знаю, где была! Была бы рядом с Сережей и еще бы хлеще!.. Еще бы хлеще была!

(Один из братьев Дома трудолюбия): Мы каждый день молимся, ходим на все службы, утром и вечером читаем правило… На улице подметаем… Все хозяйство на нас. У нас мастерская внизу, мы киоты делаем. Вот эти все киоты – все нашей работы. Исповедуемся, причащаемся. Ну, а как иначе? А ради чего тогда это все? Тогда опять иди под забор, пей, подыхай! Вот и все. Благодаря отцу Вадиму!.. Он перенес опыт Иоанна Кронштадтского из России сюда, в Нью-Йорк, и спас нас!

(Один из братьев Дома трудолюбия): Это единственное место, где я могу не бухать, и не тянет. Я здесь не первый раз. Живу по году. И церковь помогает. Я православный… Очень сдерживающий фактор! Очень сдерживающий фактор! Но Дом трудолюбия – он дает жизнь этой церкви, понимаете? Точно так же, как церковь дает жизнь Дому трудолюбия, Дом трудолюбия дает точно такую же жизнь церкви. Это неразрывно, это одно целое!

(41:37) (Германия, Гамбург, Духовно-культурный центр) (голос за кадром): «Делай дела любви, и за дела любви всегда Господь будет прилагать тебе потребное».

(о.Сергий Бабурин, настоятель храма Иоанна Кронштадтского, г.Гамбург, Германия): Любое доброе дело рождается очень мучительно, поэтому когда вспоминаешь, уже глядя на храм величественный, дом стоит, деревянный храм у нас тоже – и вот когда ты видишь их, такое ощущение, что они тут всегда были. Как начинаешь вспоминать, то видишь, сколько препонов, препятствий, испытаний, искушений на каждом шагу буквально. Но вот я могу с радостью свидетельствовать, что всегда, на всех этапах моей пастырской деятельности здесь я ощущал помощь благодатную отца Иоанна Кронштадтского. Это уже почти 12 лет я постоянно бегаю, не потому, что я в этом потребность испытываю, а потому что отец Иоанн ставит в такие вот условия: надо постоянно бегать, успевать и всегда едва-едва успеваешь, и всегда посылается копеечка ровно в том объеме, который необходим, и чуть-чуть меньше, чтобы не было чувства такой эйфории преждевременной, чтобы было постоянно чувство того, что еще много есть, над чем работать. Вот, постоянно ощущается какой-то стиль отца Иоанна, вот это вот действительно, об этом можно говорить. Мы получили этот величественный храм, и это было чудо для общины, потому что мы были фактически на улице: арендовали за огромные деньги спортзал лютеранского детского садика. И вдруг мы собственники такого огромного собора! Но община у нас, особенно на тех порах, была еще не такая крепкая, люди в большинстве своем – получатели социальной помощи, и поэтому претендовать и рассчитывать на то, что они какую-то свою народную копейку принесут и мы что-то сделаем, тоже невозможно. Пробежав фактически во всем возможным благотворителям, я убедился, что никто реально нам помочь не сможет. И вот в какой-то день, когда я уже понял, что – стенка, больше бежать некуда, однажды, уже в сумерках, заехал в храм, вот к этой иконе подошел, которая за мной висит, и в таком дерзновении (может быть, немного нахальном, ну, просто возникает такое сыновнее чувство связанности со святым) сказал, что вот я честно обежал всех, стучался во все двери, но ничего не смог достичь, поэтому теперь, дорогой батюшка, твоя задача – заботиться о твоем храме. Вот такой наглости набрался!.. И, как ни странно, чувство покоя после этого пришло. И вот буквально прошло 10 дней, и на мой телефон звонит один человек. Вот он, действительно, сделал свой первый, очень значительный, вклад, с него мы начали дело реставрации храма: здесь все – и крыша, и полностью замена всех коммуникаций, которые есть у нас, новая штукатурка, плюс просто благоукрашение, мозаичный пол, который можно видеть здесь, фресковый иконостас – все это огромные деньги. Фактически заново строили храм внутри, можно сказать. И вот, действительно, дальше уже люди потянулись. Но первый этот импульс – это реальная помощь отца Иоанна, свалившаяся буквально с неба, потому что, когда уже не было человеческих возможностей и было понимание того, что, если отец Иоанн не вмешается, то ничего не будет дальше. Тут он вмешался!.. И никак это невозможно трактовать иначе: стечением обстоятельств или как-то еще! Просто быстрый, мгновенный ответ на молитву, такой же яркий, как в его жизни всегда это бывало.

(46:03) (Исламская Республика Иран, Старческий дом) (голос за кадром): «Господь каждого из нас ставит на такое место, где мы можем, если захотим, принести Богу плоды добрых дел и спасти себя и других».

(Голос за кадром): Иран. В этой стране тоже есть христиане. Официально их около двух процентов. Еще в начале ХХ века здесь существовало более пятидесяти русских православных храмов, сейчас действует только три. Переход из ислама в христианство, согласно действующему в стране законодательству, карается смертью. Среди роскоши и изобилия мечетей отчаянно смело выглядят купола маленькой православной церкви, созданной здесь в 1945 году. Так при ней есть еще и богадельня, куда просто «списывают» стариков…

(Старческий дом имени Иоанна Кронштадтского, г.Тегеран, Иран) (голос за кадром): У большинства из них нет родных, их не поддерживает государство, потому что они – православные… Двадцать девять стариков просто лежат, лежат по 8-10 лет… Они все родились в Иране, но их корни питались грузинской, армянской, русской земли. Их родители оставили своим детям в наследство свою веру, а дети не отреклись от нее. Помощью этим старикам занимается архимандрит Александр. Он служит в православных приходах в четырех странах: ОАЭ, Кувейт, Афганистан, Иран. В Тегеране ему помогает Иммануил – местный, но с русскими корнями.

(Иммануил): Вы Иоанна Кронштадтского же знаете?

(Старушка из богадельни): Знаем! Это Пресвятая Божия Матерь нас сохраняет!..

(Голос за кадром): Десять из двадцати стариков получают мизерную пенсию как иранцы, и этими «десятью хлебами» надо насытить и лечить всех… Это возможно? Оказывается, несмотря на нужды собственной семьи, можно взять кредит, потом к дню уплаты у всех друзей занять в долг, отдать кредит, потом взять новый, потом снова отдать долги… Просто человек 30 лет назад дал слово своему другу архимандриту, что не бросит его в трудную минуту. Минута затянулась на 30 лет… Вы бы так смогли? У нас свои семьи, свои проблемы. Двадцать девять стариков – ну, да жалко, но что я могу? На этот вопрос всей своей жизнью отвечал отец Иоанн. Почему Старческий дом в Иране носит его имя? Именно его? Ответа нет. Все архивы были сожжены во время исламской революции в 1979 году. Но создается ощущение, что Батюшка просто всегда там, где он нужнее всего – там, где тяжело. Он, словно, говорит: «Я рядом, я помогу, не бойся! Смотри, сколько мог я, потому что был с Богом! Ты тоже можешь многое. Ты не одинок».

(Иммануил): Вот видите эти лекарства – есть человек, который поддерживает нас, очень помогает, это доктор Аракелян, лекарствами он нам помогает всегда. Эти лекарства – это его помощь, если бы их не было, нам было очень трудно!

(Голос за кадром): То есть это доброволец, который помогает богадельне?

(Иммануил): Да-да.

(Голос за кадром): Он православный?

(Иммануил): Он православный, его корни тоже русские… Ради своих отца и матери он старается помочь…

(Голос за кадром): А есть еще какие-то жертвователи, которые помогают, помимо него?

(Иммануил): К сожалению, нет. Если еще кто-то бывает, то это 1-2 человека один раз в год только, как захотят, чем-то помогут…

(Голос за кадром): Т.е. вы тянете все это на себе, собственными силами?

(Иммануил): С Божией помощью да!

(52:12) (Индонезия, храм): «Дело Божие делай с радостью и с великим тщанием».

(Голос за кадром): Индонезия – это более чем 13 тысяч больших и малых островов, омываемых Тихим и Индийским океанами. Уникальный мягкий климат и удивительная природа делают эту страну туристической мечтой. Здесь живут свыше 200 миллионов человек, и это страна с самым большим мусульманским населением в мире. Почти 90 процентов населения исповедует ислам, христиан, по разным данным, от 9 до 12 процентов. Из них примерно 2/3 протестанты и 1/3 католики. Сегодня в Индонезии более двух тысяч православных. Все священники и дьяконы – индонезийцы, нет ни одного приехавшего извне. Построено и действует 13 храмов. И один из них – в селении Саманги, на острове Ява – освящен в честь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Появление Православной Церкви в Индонезии называют «чудом наших дней». Знал ли молодой выпускник духовной семинарии Иван Сергиев, мечтавший проповедовать Святое Евангелие непросвещенным туземцам, о далекой Индонезии? Сегодня только на самолете из Санкт-Петербурга до нее нужно лететь 15 часов!

Русский дьякон, услышав после Божественной литургии проповедь индонезийского священника на совершенно незнакомом языке, понял, что так можно говорить только об Истине, о живой силе Православия, основа которой милосердие и любовь! Это чувствует и понимает любой, в независимости от того, на каком континенте он живет и на каком языке говорит. Наверное, поэтому в селении Саманги, на острове Ява в Индонезии, стоит храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского!..

(Поет церковный хор на индонезийском языке)

(55:24) (Россия, г.Шахты, Центр социальных инициатив) (голос за кадром): «Душа – младенец бессмертия, беззащитный в окружающем нас мире. Как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни!»

(Противоабортный центр, г.Шахты) (детский голос за кадром): Мама, я тебя люблю! Сильно, сильно! Ты самая хорошая! Я тебя люблю больше всех на свете!

(58:30) (США, г.Линкольн, храм) (голос за кадром): «Православная Церковь наилучшим образом руководствует к покаянию, молитве и благодарению».

Город Линкольн, штат Небраска. Здесь живут около двух миллионов человек. Это американцы немецкого, ирландского, английского, шведского, чешского происхождения. Почти на каждой улице города можно увидеть церковь. Иногда бок о бок соседствуют сразу несколько конфессий: здесь лютеране, методисты, баптисты, пресвитериане, католики, иудеи, мусульмане, масоны. Наиболее популярны лютеране. На одной из улиц, почти вплотную друг к другу, стоят католическая церковь, лютеранская и синагога. Статистика говорит, что православных в этом пестром соцветии только 0,3 процента – здесь всего один православный храм. Служит в нем отец Джеймс – бывший хиппи, протестантский священник, а теперь православный пастырь. Он не знает русского языка, имеет расплывчатое представление о стране, в которой говорят на этом незнакомом языке, но его выбор православной веры произошел благодаря личной истории, связанной с Иоанном Кронштадтским.

(Отец Джеймс читает молитву на английском языке).

(Отец Джеймс, настоятель храма Иоанна Кронштадтского, г.Линкольн, США): В период становления прихода мы пережили множество трудностей, число прихожан постоянно менялось: иногда оставалось всего 12 человек… Кто-то решал, что им непременно надо перейти в Греческую Церковь и ради этого переезжали в другой город. Словом, мы строили эту церковь с великим трудом. Но как раз в это время произошло событие, изменившее всю мою дальнейшую жизнь.

Из-за постоянного стресса я попал в больницу. Во время операции под общим наркозом мне было видение, будто я лежал на канализационной решетке в каком-то громадном городе. Снизу вырывались дым, грязь, нечистоты, а у меня не было ни рук, ни ног – как у инвалида. Я неустанно молился: «Иоанн Кронштадтский, умоляю, помоги мне! Помоги мне!» Я увидел отца Ионна, идущего ко мне. Он поднял меня, и у меня тут же появились руки и ноги. А вокруг нас стала собираться огромная толпа людей, и я сказал: «Отец Иоанн, пожалуйста, благослови их!» Он ответил: «Ты священник, ты должен благословить». И я их перекрестил, а когда обернулся – Иоанн Кронштадтский уже исчез… Вот так отец Иоанн поддержал меня в самый трудный период сомнений и колебаний, он показал, что с его поддержкой все трудности будут преодолены. И я действительно поверил, что отец Иоанн с нами, с нашим приходом, и он благословил нас! Мы все сплотились только благодаря ему! Вокруг много людей, ищущих православную веру, и он знает их. Он приведет их или в наш приход, или в другой православный приход, или в Сербскую Церковь – это уже не так важно. Он наш общий покровитель – святой Иоанн Кронштадтский!

(1:03:13) (США, г.КастроВаллей, домовый храм, Дом престарелых) (голос за кадром): «Истинная вера вводит в иной мир, где время исчезает и начинается вечность».

(Отец Стефан Павленко, директор Дома престарелых имени Иоанна Кронштадтского, г.КастроВаллей, США) (читает молитву на английском языке).

…Моли Христа Бога, отче Иоанне, спастися душам нашим. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Здесь вот очень интересный человек. Ей больше ста лет. Лиза.

(Елизавета): Какое счастье, что мама пятнадцатилетней девушко<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: