ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ




Переделанная песня "Лесной олень" - муз. Е. Крылатов

Стоит мне, пожалуй, повторить
виды предложений, чтоб не злить
и учителя по русскому,
и нос утереть кое-кому.

Явись, лесной олень, по моему хотению -
глагол " явись " - сигнал, к тому что предложенье
и побудительное,
и односоставное
(в них подлежащего нет никогда).

А у предложений есть ещё
(это тем я, кто непросвещён)
эмоциональный колорит
для таких, кто счастлив иль сердит.

Пусть явится олень по моему хотению! -
частица " пусть "- сигнал, к тому что предложенье
и побудительное
и восклицательное,
как, впрочем, и частицы " да ", " какой "...

Предложения, где тет-а-тет
члены главные, а прочих нет -
нераспространённые, но их
встретишь редко, простеньких таких.

Явился мой олень по моему хотению -
тут почему? - сигнал, к тому что предложенье
распространённое и
в нём только дуралеи
обстоятельство не углядят.

Простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные в соответствии с целью высказывания: Капельки осеннего тумана по стволам бегут ручьями слёз (Д. Кедрин) - простое повествовательное. Что вам всем нужно для счастья? (Р. Рождественский) - простое вопросительное. Пусть всегда будет солнце! - простое побудительное. По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные: Говори громче. - невосклицательное предложение; Говори громче! - восклицательное предложение. В конце предложений с частицами что за, какой, как, да, пусть и др. обычно ставится восклицательный знак: Ну что зашейка!.. Что заглазки!.. Какие пёрышки! Какой носок!.. (И. Крылов) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными: Люблю зимний лес; Попить бы чаю; Вот и снег. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем, что они понятны без второго главного члена. При наличии или отсутствии второстепенных члеов предложения называются распространёнными или нераспространённым: Я проснулся. - нераспространённое; Утром я встал в 7 часов. - распространённое предложение.

 

 

МЫУЖЕ НЕ ДЕТИ

Переделанная песня "Мы маленькие дети" - муз. Е.Крылатова, к/ф "Приключения Электроника"

" Над нами солнце светит -
не жизнь, а благодать
".
Тем, кто за нас в ответе,
нам должен подсказать:
тут после слова светит
какой нам знак вставлять?
Хоть мы уже не дети,
не можем же всё знать!

 

А нам говорят: на уроке
тема дана, между прочим.
А я говорю: я в шоке
от ваших тире, двоеточий.

 

Не вставишь " потому что ":
причинной связи нет.
Вопроса нет. Неужто
должно тут быть тире?
Союзы а, но чужды,
скорей, наоборот:
свои мы знаем нужды,
от солнца ждём щедрот.

 

А нам говорят: теплее,
продолжить мысль эту стоит.
А я говорю: скорее
умру я, чем тему усвою.

 

Слова упрямо эти
я буду повторять.
Тем, кто за нас в ответе,
давно пора понять:
хоть мы уже не дети,
нам хочется гулять,
порыться в Интернете,
там в игры поиграть.

 

В ответ: в бессоюзном сложном
по смыслу между частями
вам вставить союзы можно.
Не надо пугать нас смертями.
Чтоб стать, говорят, человеком,
а ни каким-нибудь Шреком,
должны вы всё это знать,
ЕГЭ же вам сдавать!

Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов. Двоеточиемежду частями сложного бессоюзного предложения ставится, если: · второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни. · второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава. · второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...; думаю, что...”): Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону. · второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела? Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится: · при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. · при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – Петя умён. · если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): Лес рубят – щепки летят. · при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово – соловей поёт. · если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

 

ОХ УЖ ЭТИ СОЮЗЫ!

 

Переделанная "Новогодняя песенка" - муз. Г. Гладкова, к/ф "Джентльмены удачи"

 

Я опять как в прошлый, так и в этот год
жду Деда Мороза, он придёт вот-вот.
Жду не столько Деда, сколько карнавал,
зря что-ли костюм мне папа покупал.

 

Мне, хотя ижду я, но, наверняка,
Дед Мороз подарок не купил пока.
Получил я двойку за двойной союз,
скоро от союзов сам я раздвоюсь.


Двойку эту если не исправлю, то
и
под ёлкой утром дома ни за что
не найду коньки я, а я так мечтал
и в письме об этом Деду написал.

 

Если однородные члены соединены двойными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, настолько... насколько, хотя и...но, если не... то и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (Гонч.).   Простые предложения с парными союзами следует отличать от сложных предложений, например: Задача эта, хотя она и не очень трудная, но решается нелегко (с запятой перед союзом хотя).

 

 

ПЕ-РЕ-ПИ-ШЕМ!

Переделанная песня "БУ-РА-ТИ-НО!" - муз. А. Рыбникова, т/ф. «Приключения Буратино»

Кто "Да и нет не говорить,
и черный с белым не носить.
А вы поедите на бал?"
не помнит с детства, не играл?
И, если не союз, тогда,
что означает слово
ДА ?
- Ут-вер-ждень-е!
- Ут-вер-ждень-е!

 

" НЕТ, никогда я не пойму" -
тут запятая почему?
"Нет" выделяем не всегда.
Скажите, в случае, когда
сказуемого нет примет,
что означает слово НЕТ?
- От-ри-цань-е!
- От-ри-цань-е!

 

Я не закончила опрос.
А подтверждение, вопрос,
к примеру: " ЧТО Ж, понятно всем,
таких простых не много тем"?..
Так почему ж, чёрт побери,
у большинства оценка три?!
- Пе-ре-пи-шем!
- Пе-ре-пи-шем!

 

Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой или восклицательным знаком (в последнем случае они произносятся с восклицательной интонацией), например: Да, были люди в наше время! (Л.); Нет, никогда я зависти не знал (П.); Я с этим согласен, да, да! (Н.О.). Утвердительное слово да следует отличать от союза да (соединительного, противительного, присоединительного) и от побудительной частицы да; ср.: кожа да кости; хорошо, да не очень; поздно туда идти, да и незачем; да сбудутся наши желания! Отрицательное слово нет следует отличать от слова нет, употребляемого в роли сказуемого, ср.: нет воды в графине. 2. Запятыми отделяются слова что, что ж, что же, как же, выражающие вопрос, подтверждение, восклицание, например: Что, если сделать по-другому?; Что ж, я согласен; Как же, знаю.

 

 

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Переделанная песня "Разговор Буратино с Тортилой" — муз. А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино"

 

Тоже, также, ни-ни, и, да
(ну, к примеру: хлеб да соль) -
одного они подвида,
ты запомнить их изволь.
Всех они соединили,
разделили всех потом
то ли - то ли, либо, или
или же не то - не то.

 

Противительные: а, да
(когда да в значеньи но)
и зато, однако - надо
вызубрить их всё равно.
Сопоставить могут двое,
два союза, скажем так:
как..., так и; не только..., но и;
если не..., то; не так..., как.

 

Я не то что бы пугаю,
но должна предупредить,
эта тема, хоть простая,
но не даст спокойно жить.
Говоришь, зубрить противно,
мне знаком такой расклад.
Я, как ты, была наивной
триста лет тому назад.

 

Сочинительные союзы связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного. По значению сочинительные союзы делятся на: 1. Соединительные: и, да (в значении "и"), да и, ни-ни, тоже, также 2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли. Функцию разделительных союзов могут выполнять их аналоги, сохраняющие семантические связи с соответствующими вводными словами или наречиями: может быть... может быть; возможно... возможно; иногда... иногда... а иногда. Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть... или, может быть; то ли... то ли... а может быть; иногда... а то и). 3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако 4. Сопоставительные (двойные): как..., так и не только..., но и не столько..., сколько не так..., как хотя и..., но не то что(бы)..., но (а) если не..., то См. также правило к песне "Ох уж эти союзы!"

 

ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВАС

Переделанная песня "Дорога добра" - муз. Минков М.

У знаков препинанья, возможно, в подсознанье
субординация лежит, они её блюдут,
при встрече в предложенье окажут уваженье,
уступят место знаку, если основной он тут,
при встрече в предложенье окажут уваженье,
уступят место знаку, если основной он тут.

 

У восклицательного позиция второго,
когда вопрос стоит, да так, что хочется кричать.
Тире шагает следом за запятой, с соседом
в таком порядке ей всегда приходится стоять.
Тире шагает следом за запятой, с соседом
в таком порядке ей всегда приходится стоять.

 

У скобки и кавычки нет никогда привычки
перед своим закрытием какой попало знак
впускать в свою обитель, мол, вы за мной стоите,
и редко кто поспорит с ней - хозяйка как-никак,
впускать в свою обитель, мол, вы за мной стоите,
и редко кто поспорит с ней - хозяйка как-никак.

Сочетания знаков препинания 1. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: Это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные весла (Л.). 2. При встрече вопросительного и восклицательного знаков сначала ставится вопросительный знак, как основной, поскольку вопросительное предложение, подобно повествовательному и побудительному, тоже может быть восклицательным, например: Да как он смеет так поступать?! 3. При встрече кавычек с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: а) перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после кавычек, например: Хватит с меня ваших «но», я ими сыт по горло. б) вопросительный и восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся к словам, заключенным в кавычки, например: Вопрос «кем быть?» со всей актуальностью встает перед каждым юношей и девушкой, вступающими в жизнь. 4. При встрече скобок с другими знаками препинания порядок следования знаков таков: перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например: Вся эта область (это недавно установили ученые) - дно моря в прошлом.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Переделанная Песенка Зайца и Волка на карнавале - муз. Г.Гладков - м/ф "Ну, погоди!"

 

"Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела?"
-
попросил Снегурочку Дед Мороз.
Тут тире поставлю я, не вопрос.

 

Когда речь прямая стоит впереди,
черточку ставь следом за ней, ну и в кавычки сади!

 

Позади прямая речь - как барьер
ставим двоеточие, например:
Волк ответил Зайцу без суеты:
"Лучший мой подарочек - это ты!"

 

Когда речь прямая с разрывом, следи:
черточку ставь после и до, ну и в кавычки сади!

 

I. Прямая речь п е р е д словами автора:
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. «Спасибо, что всё это рассказал», - глухим голосом сказал Олег. «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Лев Толстой. «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

II. Прямая речь п о с л е слов автора:

А: «П». А: «П?» А: «П!» Тут Мишка говорит: «Не надо спорить, сейчас я попробую». Алёнка говорит: «Спорим, не пойдет?» Мишка кричит: «Здорово получается!»

III. Прямая речь р а з р ы в а е т с я словами автора:

«П, - а, - п?» «П, - а. - П». «П? - а. - П!» «П! - а. - П». «П! - а. - П?» «П, - а: - П». «Ну, что, Михайло Савельич, - начал я, - наловил рыбы?» «Гуси летят, - с удовольствием говорит Ростовцев. - Сейчас целый косяк видел». «Что вы говорите? - воскликнула Марья Гавриловна. - Как это странно!» «Право, остановитесь, Павел Иванович! - сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. - Посмотрите. Какие тучи». «Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли где дорога?» «Не сердись, - повторил он и шёпотом на ухо добавил: - Плакать тоже не надо».

В кавычки же заключаются мысли героя, всё остальное оформление, касательно пунктуации, соответствует оформлению прямой речи.

IV. Диалог (слова автора опускаются):

- Не пойму, чего спрашиваете? - Результат, говорю, какой от этих цветов? Вы же их не на продажу растите? - В жизни ни единого цветка не продал! - торжественно ответил Николай Никитич. - Только дарю.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: