УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психологический тренинг личности
Набережные Челны, 2009 г.
Пояснительная записка
Вопросы личностного роста обращены к понятию «психология личности». Отечественная и зарубежная психологическая наука в течение длительного времени пытается объяснить закономерности становления, развития и проявления личности в системе общественных отношений. С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни – достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.
Личностный рост – понятие широкое, охватывает все многообразие жизни человека на протяжении всех отпущенных ему лет, начиная от рождения и кончая смертью. Наиболее приемлемым будет рассмотрение роста личности через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями. Формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе.
Саморазвитие – это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.
Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие – скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь.
Данный тренинг направлен на развитие личности участников курса, способствует личностному росту и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности.
Тренинг личностного роста нацелен на решение следующих задач:
- развитие адекватного понимания себя, коррекция самооценки;
- развитие умения и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним;
- коррекция ценностных ориентаций; формирование жизненных планов;
- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных итуацииях;
- развитие умения преодолевать жизненные трудности;
- формирование профессионально-значимых качеств и умений (умение общаться, ответственность, рефлексия, эмпатия, сензитивность и др.).
СОСТАВИТЕЛЬ старший преподаватель кафедры СГД В.К. Ильина
«___»__________________200__г.
2. Учебно-тематический план занятий по курсу
«Тренинг личностного роста»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Лекции | Тренинг | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Проблема личностного роста и его психологическая структура. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки личных планов. Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения. Развитие творческого потенциала личности. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости. | |||
Итого: |
Содержание учебной дисциплины
Теоретический раздел
Тема 1. Проблема личностного роста и его психологическая структура.
Теоретические и методические основы проведения тренинга межличностного роста. Понятия: личностный или личный рост, саморазвитие, самосовершенствование, жизненный путь.
Актуальность проблемы личностного роста.
Когнитивно-феноменологический и всевозрастной подходы к рассмотрению проблемы личностного роста
Отличительные черты развитой личности.
Механизмы и психологические структуры личностного роста. Самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.
Факторы успешного саморазвития.
Практические (тренинговые) занятия
Занятие 1. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки личных планов.
Основные задачи занятия:
- прояснение своих потребностей и жизненных целей. Психологический анализ своего жизненного пути.
- разработка личного жизненного плана. Формирование деловой целеустремленности.
- развитие уверенности в достигаемости поставленных целей. Осознание возможных причин недостижения поставленных целей.
- освоение методики разработки личных планов.
- работа с установками, программирующими поведение.
Занятие 2. Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.
Основные задачи:
- прояснение своих жизненных и профессиональных ценностей. Их корректировка.
- овладение методикой прояснения и изменения жизненных ценностей.
Занятие 3. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.
Основные задачи:
- формирование понятия «уверенность в себе».
- различие уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
- осознание источников уверенного и неуверенного поведения.
- развитие умения действовать адекватно и эффективно при различных психических состояниях.
- развитие умения выделять сильные стороны своей личности и опираться на них.
- ознакомление с техникой формирования положительной самооценки и готовности нести ответственность за свои поступки.
- отработка навыков уверенного поведения.
Занятие 4. Развитие творческого потенциала личности.
Основные задачи:
- выявление своего творческого потенциала
- овладение приемами преодоления сомнений, уверенности в своих силах.
Занятие 5. Преодоление жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости.
Основные задачи:
- развитие умения преодолевать трудности в различных сложных ситуациях.
- осознание источников проблем и способов самопомощи.
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
- рефлексия. Подведение итогов.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991.
2. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В.В. Авдеев. – М., 1992.
3. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. – Л., 1993.
4. Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции / Х.М. Алиев. – М., 1990.
5. Аргайя М. Психология счастья / М.Аргайя. – М., 1990.
6. Битянова Н.Р. Психология личностного роста / Н.Р. Битянова. – М., 1995.
6. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи / П.Вацлавик. – М., 1993.
7. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991.