Министерство образования и науки РФ




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Факультет «коррекционной педагогики и психологии»

 

 

Дистанционное задание по предмету:

«АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ»

(1/2 курс) – Экзамен.

Направление: Профессиональное образование

Профиль: Дошкольная дефектология

 

Исполнитель:

Бревнова Стелла Сергеевна

Студент 1 курса

Заочного отделения

Проверил:

Скоробогатова Н.В.

 

Шадринск 2017г.

Анализатор совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма.
Рефлекторная дуга это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу.
Периферический отдел анализатора это отдел анализатора который представлен рецепторами.
Проводниковый отдел анализатора Это отдел анализатора который представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.).
Центральный отдел анализатора это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.).
Рецептор главная часть органа чувств, снабженная вспомогательными структурами, обеспечивающими оптимальное восприятие.
Зрение процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними.
Слух способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических дистантных ощущений, называемое также акустическим восприятием.
Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Значение анализаторов в жизнедеятельности человека Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы. Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения — зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.
Анатомия Раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования.
Физиология Это наука о функциональной активности животных организмов, в том числе и человека, использующая для её изучения и объяснения методы и понятия биологии, физики, химии, математики и кибернетики.
Патология Наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме.

 

2.

2.1. Заполнить таблицу «Заболевания органов слуха»

Название заболевания Характеристика Симптомы Лечение, прогноз
Наружный отит Это воспаление кожи ушной раковины или наружного слухового прохода. Проявляется кожный зуд в слуховом проходе, боль отдает в зубы и шею. Боль в ушной раковине. Закапывать спиртовой раствор борного спирта, либо тепло (грелка, согревающий компресс, рефлектор). Масляные растворы использовать нельзя!
Средний отит Воспаление среднего уха. Заболевание начинается остро, повышение температуры до 38-40 градусов, боль в ухе. Боль может быть стреляющей, колющей, пульсирующей. Боль отдает в затылок, темя. Устранить причину, вызывающую затруднение носового дыхания. Закапывать в нос капли назначенные врачом, капли закапываются в теплом виде. Согревающие компрессы на область уха (в острый период греть нельзя!). Антибактериальные препараты внутрь только по назначению врача.
Внутренний отит. Воспаление внутреннего уха. Чаще возникает в результате перехода воспалительного процесса из среднего уха, либо как осложнение других заболеваний. Головокружение, тошнота, рвота, шум в ушах, шаткая походка, снижение или полная потеря слуха. В зависимости от тяжести процесса при внутреннем отите проводят консервативное лечение (постельный режим, дегидратационная терапия - капельное введение жидкости, антибиотики) или операцию (на лабиринте и на среднем ухе)
Евстахиит   Представляет собой воспалительный процесс острого или хронического типа, локализованный в слуховой (евстахиевой) трубе. Симптомы евстахиита зависят от характера воспалительного процесса и стадии заболеваний. При остром воспалительном процессе симптомы евстахиита более выражены, а при хроническом – имеют более стойкий характер. Основные характерные симптомы евстахиита, или тубоотита – заложенность уха (ушей), шум в ухе (ушах), снижение слуха, усиленная слышимость собственного голоса (аутофония), ощущение переливания жидкости в ухе при поворотах и наклонах головы. В отдельных случаях при евстахиите больные жалуются на боли в ухе. В комплексном лечении евстахиита применяются физиотерапевтические методики: УВЧ, микроволновая терапия, лазеротерапия, УФО, электростимуляция мышц, сокращение которых расширяет просвет слуховой трубы. Лечение евстахиита обязательно должно включать устранение причины его появления. При необходимости проводится санация очагов хронической инфекции: удаление аденоидов, тонзиллэктомия, системная антибиотикотерапия; восстановление носового дыхания и вентиляции воздухоносных путей носоглотки: корригирующие операции на носовой перегородке, удаление доброкачественной опухоли носа или глотки, резекция нижней носовой раковины и пр.
Болезнь Меньера Это заболевание внутреннего уха, имеющее негнойный характер, которое сопровождается повышением внутрилабиринтного давления и объемом лабиринтной жидкости, что приводит к шумам в ухе (процесс односторонний), глухоте, головокружению, тошноте, рвоте и прогрессирующей потере слуха. Это систематически повторяющиеся головокружения. Зачастую они настолько сильные, что пациент не способен находиться в вертикальном положении (стоять, сидеть), а также переворачиваться со спины на бок и обратно. При средней и тяжелой форме они дополняются тошнотой и рвотой. Из-за припадка отмечается шум в ушах, заложенность, распирание. Координация движений нарушается, появляются одышка, потоотделение и тахикардия, слух снижается, а кожные покровы бледнеют. Терапия проходит амбулаторно. Во время припадочного периода категорически противопоказаны физическая активность и употребление пищи. В межприступный период не разрешается возвращаться к работе, если она связана с управлением транспортом или механизмами, подводной, подземной или высотной деятельностью. Обязательным является периодическое тестирование функциональности акустического аппарата.   При приступах используют диазепам, атропин, скополамин. В межприступный период – димефосфон, дименгидринат, прометазин, гидрохлоротиазид, меклозин. Если медикаментозная терапия не дает нужной динамики, прибегают к хирургическому вмешательству:
Неврит слухового нерва.   Это заболевание, при котором происходит воспаление нервных волокон нерва и снижение его работоспособности Проявляется шумом и звоном в ушах, за счет чего и снижается слух. С прогрессированием заболевания шум и звон уменьшаются, а глухота нарастает. Нередко пациенты жалуются на головокружение, нарушение равновесия, слабость. Перед началом лечения нужно выяснить основную причину, почему развился кохлеарный неврит. Острая форма лечится строго в стационаре. Пациенту назначается покой, полноценное питание. Если причиной неврита стало инфекционное заболевание, то необходимо назначение антибактериальной или противовирусной терапии. Кроме этого пациенту назначается обильное питье, для удаления микробов из организма через почки. Лечение хронического отравления, которое вызвало кохлеарный неврит – это длительный процесс. Для начала необходимо определить антидот, который поможет связать токсины и вывести их из организма. Следующей целью является устранение симптомов отравления токсическими веществами, то есть симптоматическое лечение. В этом случае также показано применение витаминов с целью укрепления нервных клеток и улучшения их функции.
Отомикоз     Грибковое заболевание, которое характеризуется размножением грибка в наружном слуховом проходе, среднем ухе, а также в полостях, которые образовались после операций. Уши начинают чесаться, зуд постепенно нарастает. И чем глубже грибок проникает в кожу, тем зуд становится сильнее. Ощущение заложенности в ушах. Возникает чувство, что в ухе находится инородное тело. Шум в ухе (ушах). Дискомфорт в ухе, боль. Выделения из слухового прохода. Головная боль. Распирание в ушах. Врач обрабатывает слуховой проход (например, раствором фурацилина). Затем удаляется грибок, ушная сера и слущенный эпителий. После этого ухо промывается раствором антимикотического средства: - клотримазол, - нистатин, - амфотерицин, - нитофунгин. Затем слуховой проход желательно обработать подогретым раствором 3% перекиси или борного спирта.
Отосклероз   Это патологическое разрастание костной ткани во внутреннем ухе и других составляющих слуховой системы человека, при котором происходит изменение состава костной ткани. При отосклерозе нарушается подвижность слуховых косточек, согласованная передача звуков, появляется ощущение шума в ушах, вследствие которых происходит прогрессирующая потеря слуха. Шум в ушах и снижение слуховой функции. Шум в ушах иногда ассоциируется у человека с природой, звуками повседневной жизни, но при отосклерозе надо обязательно определить его интенсивность. Кроме симптома шума, пациентов с отосклерозом беспокоит головокружение, особенно при резком наклоне или повороте головы, приступы рвоты и тошноты, заложенность слухового прохода, головная боль, нарушение сна, снижение внимания и памяти. В отношении отосклероза применяются хирургические методы лечения, направленные на улучшение механизма передачи звуковых колебаний с цепочки слуховых косточек на перилимфу лабиринта.
Нейросенсорная тугоухость Развивается при повреждении чувствительных нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва и центральных образований слуховой системы. Проявления тугоухости заключаются в понижении слуха. Понижение слуха может сочетаться с шумом в ушах, головокружением, тошнотой, рвотой.   План лечения индивидуален для каждого больного, определяется с учетом причин и длительности заболевания, наличия сопутствующих заболеваний. Существуют общие правила при лечении: проведение лечения больного острой нейросенсорной тугоухостью; незамедлительное начало лечения непосредственно после госпитализации; соблюдение щадящей диеты;  
Острый гнойный отит Серьезное заболевание, при котором воспалительный процесс захватывает все разделы уха (передний, средний и задний). Начальная стадия болезни характеризуется жалобами малыша на ноющую или «дергающую» боль в ухе, которая может отдавать в висок. Болевые ощущения переходят на зубные нервы. Одновременно может возникнуть заложенность или шум в ушах, подняться температура. Это состояние может длиться от пары часов до нескольких дней. На второй стадии заболевания у ребенка появляются слизистые, гнойные или кровяные выделения из уха. Температура при этом обычно снижается, малыш чувствует себя лучше. При отсутствии лечения, выделения из уха могут продолжаться в течении недели, не доставляя ребенку особого неудобства. На завершающей стадии болезни гнойные выделения прекращаются, а в слуховых проходах образуются спайки, которые могут привести к частичной или полной потере слуха ребенка. На начальных стадиях гнойный отит вполне успешно лечится курсом антибиотиков и вспомогательных средств. На третьей стадии, при возникновении спаечных процессов в ушной полости иногда назначается оперативное лечение, которое, увы, не всегда бывает эффективным, и проблемы со слухом могут сохраниться у ребенка на всю жизнь.

 

 

2.2. Заполнить таблицу «Заболевания органов речи»

Название заболевания Характеристика Симптомы Лечение, прогноз
Дисфония Это качественные нарушения голоса, которые проявляются гнусавостью, осиплостью, охриплостью и т.п. Следует отметить, что дисфония – неполное нарушение голоса, то есть голос присутствует, но изменен. Главный симптом дисфонии – это качественные нарушения голоса, а именно охриплость, изменения тембра или тональности. Дисфония у детей может сопровождаться стридором – грубым, громким звуком вследствие прохождения воздуха через суженый просвет гортани при вдохе и выдохе. Выявление и лечение сопутствующих заболеваний, которые могут служить причинами или факторами дисфонии. Коррекция неврологических и психических дефектов. Соблюдение голосового режима. Комплексное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Оперативное вмешательство при показаниях.
Брадилалия Нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика. Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи. Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения. С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.
Тахилалия Нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе. Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять. Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный. Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.
Заикание Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов, остановки на начале слога или слова. Часто вместе с запинками у заикающихся наблюдаются непроизвольные сокращения мышц лица, шеи, рук и ног. Вероятно, эти рефлективные движения появляются как бы в помощь выговариванию, но по сути они только усиливают впечатление неуверенности и затрудненности речи заикающегося. Говорите с ребенком спокойно и плавно, выговаривайте слова понятно, почти по слогам. Не перебивайте ребенка, дайте возможность выговориться. Помните, что заикание усилится, если ребенок будет нервничать, как бы ему успеть сказать всё, что он хотел. Приучите школьника управлять темпом речи. Пусть он избегает ускорений и научится говорить на выдохе, а не на вдохе. Речь ребенка станет лучше, если он возьмет в привычку выговаривать слова чуть замедленно, но и не монотонно. Полезными будут регулярные занятия по технике речи. Взрослым стоит беседовать с ребенком, например о книгах, задавать по теме вопросы. Позже приучайте ребенка в присутствии близких, а затем и посторонних самостоятельно рассказывать что-нибудь.Не заставляйте ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или заикание усиливается. Пусть он помолчит некоторое время.  
Дислалия Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков. При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
Ринолалия Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связис чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим. Лечение (ортодонтическое) — закрытие дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор требуется уже при кормлении ребёнка. Жесткий обтуратор изготавливается индивидуально и носится вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески. Лечение (хирургическое) — операция по восстановлению целостности дна носовой полости. Применяется в более позднем возрасте.
Дизартрия Расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта. Коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания; артикуляционный массаж и гимнастика; физиотерапия; медикаментозное лечение (назначает только врач невропатолог!);лечебная физкультура, логоритмика. Первый этап в логопедических занятиях - это подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, развитие слухового восприятия, коррекция дыхания и голоса, развитие артикуляционного праксиса, а затем коррекция произношения.
Алалия Грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).   Если диагноз подтвержден, то болезнь нужно лечить немедленно. Есть только один способ лечения. Терапия начинается с индивидуальных занятий с логопедом и одновременным принятием витаминов группы B. Правильно произносить слова; выполнять различные речевые операции; делать артикуляционную гимнастику (рот, щеки, язык); акцентировать внимание на предметы; расширять свой словарный запас; соотносить предметы со словами.  
Афазия Потеря способности говорить вследствие повреждения речевых зон головного мозга. Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма Лечение афазии заключается в терапии основного заболевания, приведшего к нарушению речи. При развитии афазии после инсульта, травмы головы или некоторых других состояний, явившихся причиной ухудшения речи, больному могут помочь врачи-логопеды. Обычно они начинают лечение, как только позволит физическое состояние человека. Иногда даже без лечения наблюдается полное восстановление речи и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу.
Дисграфия Частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. Необходимо непременно обратиться к логопеду: логопед применяет всевозможные игры, отрабатывает различия произношений от твердого от мягкого. Также нужно обратиться к психоневрологу, которые посоветует лекарственные препараты, которые улучшают обмен веществ и память. Дисграфию нужно победить, но только общими стараниями родителей, логопеда, психоневролога.

 

 

2.3. Заполнить таблицу «Заболевания органов зрения»

Название заболевания Характеристика Симптомы Лечение, прогноз
Амблиопия Понижение остроты зрения без видимых органических изменений зрительного анализатора. Различают дисбинокулярную амблиопию рефракционную амблиопию Низкая острота зрения после коррекции аномалий рефракции, устранения помутнений. Постоянное и длительное выключение лучше видящего глаза (окклюзия) в сочетании с дополнительной зрительной нагрузкой, световой и нейростимуляцией с использованием специальных приборов. Лечение проводится под наблюдением окулиста.
Астигматизм Неодинаковое преломление световых лучей в разных меридианах в одном глазу. В большинстве случаев астигматизм зависит от врожденной неправильной кривизны роговицы. Приобретенный астигматизм может появиться после заболеваний и травм глаза. Низкая острота зрения, утомляемость при зрительной нагрузке. Сферические выпуклые и вогнутые стекла не улучшают зрение. Назначаются очки с цилиндрическими или сфероцилиндрическими стеклами.
Конъюнктивит Воспаление слизистой оболочки глаза. Чаще вызывается бактериальной и вирусной флорой и протекает обычно как острое заболевание. Остро резвившеесячувство засоренности глаза, жжения, зуда. Резкое покраснение глаза, усиливающееся к периферии. В области нижнего свода — слизисто-гнойное отделяемое; конъюнктива век и глазного яблока отечна. Возможны мелкие кровоизлияния под конъюнктиву. Промывание глаз 2 % раствором борной кислоты или слабо-розовым раствором (1: 5000) перманганата калия с последующим закапыванием 30 % раствора сульфацил-натрия, 0,25 % раствора ле-вомицетина. На ночь за нижнее веко закладывать 1 % синтомициновую эмульсию.
Глаукома врожденная Заболевание, вызванное внутриутробной патологией. При этом нарушаются пути оттока внутриглазной жидкости. Характеризуется повышением внутриглазного давления, растяжением оболочек глаза, атрофией и экскавацией диска зрительного нерва. Увеличение диаметра роговицы и ее помутнение, застойная инъекция сосудов глазного яблока; у детей старше 2 мес. присоединяются светобоязнь, слезотечение. Повышение внутриглазного давления приводит к дальнейшему растяжению капсулы глаза, диаметр роговицы увеличивается до 16 мм и более, прогрессивно снижаются функции глаза вплоть до слепоты. Срочное хирургическое лечение, так как медикаментозное лечение неэффективно. При подозрении на врожденную глаукому ребенка необходимо срочно направить к окулисту.
Близорукость (миопия) Несоразмерно сильная оптическая система глаза по отношению к размерам оси глаза. Параллельные лучи фокусируются перед сетчаткой, а на сетчатке изображение нечеткое. Плохое зрение вдаль, зрение вблизи хорошее. Развивается в период роста организма в школьные годы. Прогрессирование близорукости обычно заканчивается с завершением роста организма. Встречается злокачественная близорукость, которая увеличивается в течение всей жизни, при этом развиваются необратимые изменения в оболочках и средах глаза. Хорошо видеть вблизи и плохо вдаль, трудности с наблюдением удаленных предметов, которые кажутся размытыми и нечеткими. Необходимость щуриться или прикрывать веки, чтобы ясно видеть, головные боли, вызванные чрезмерной утомляемостью глаз. Профилактика. Устраняют ложную близорукость и предупреждают истинную. Рекомендуются общие меры по укреплению организма ребенка, ограничение зрительной нагрузки и правильное чередование труда и отдыха, своевременное применение склеро-пластических операций, систематические профилактические проверки остроты зрения.
Дальнозоркость (гиперметропия). вид аномалии рефракции, обусловленный короткой переднезадней осью глазного яблока, маленьким диаметром роговицы и мелкой передней камерой. Толщина хрусталика обычно не изменена. При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости получаемого изображения, которое воспринимает сетчатка. Возникновению дальнозоркости способствует несоответствие глазного яблока норме и (или) слабость преломляющего аппарата. В раннем возрасте небольшая дальнозоркость может долгое время оставаться скрытой. На скрытую форму гиперметропии может указывать, например, перенапряжение мышц глаза при интенсивной зрительной деятельности, тошнота и головная боль. Эти первые симптомы дальнозоркости нередко возникают уже в детском возрасте. Дети могут жаловаться на усталость, им трудно сосредоточиться на чтении, выполнении домашнего задания. Лечение дальнозоркости (гиперметропии) должно быть начато как можно раньше для предупреждения развития осложнений и ускорения функциональной реабилитации ребенка. В дошкольном возрасте детям с диагнозом дальнозоркость (гиперметропия) необходима постоянная коррекция положительными линзами даже небольшой степени гиперметропии. Детям от 7 лет и старше назначаются очки для работы на близком расстоянии, а при высокой степени гиперметропии необходимо постоянная коррекция очками или контактными линзами.
Катаракта Помутнение хрусталика.. Наиболее частым симптомом катаракты является снижение остроты зрения. В зависимости от расположения помутнений хрусталика в центре или на периферии зрение может снижаться или оставаться высоким. Если катаракта начинает развиваться на периферии хрусталика, пациент может не ощущать никаких изменений в зрении. Такая катаракта обнаруживается случайно на профилактическом врачебном осмотре. Чем ближе к центру находится помутнение хрусталика, тем серьёзней становятся проблемы со зрением. При развитии помутнений в центральной части хрусталика (его ядре) может появиться или усилиться близорукость, что проявляется улучшением зрения вблизи, но ухудшением зрения вдаль. Этим объясняется то, что людям с катарактой очень часто приходится менять очки.Люди с катарактой могут жаловаться на повышенную или сниженную светочувствительность. Хирургическое лечение показано при значительном снижении остроты зрения. Полное помутнение хрусталика при врожденной катаракте является показанием к хирургическому лечению в возрасте до 6 мес. с последующей коррекцией.
Косоглазие Отклонение одной из зрительных осей от совместной точки фиксации с нарушением бинокулярного зрения. Один или оба глаза могут отклоняться в сторону, чаще к носу, или как бы «плавать». Такое явление часто встречается у грудных детей, но к 6 месяцам оно должно исчезнуть. Бывает, что родители принимают за косоглазие своеобразное расположение и разрез глаз (например, у детей с широкой переносицей). Со временем форма носа меняется, и мнимое косоглазие исчезает. Направлено на восстановление бинокулярного зрения. Иногда оно восстанавливается при постоянном ношении очков, исправляющих аметропию — аккомодационное косоглазие. При низком зрении одного из глаз проводится лечение амблиопии. При отсутствии амблиопии показаны ортопти-ческие упражнения на соответствующих приборах, направленные на развитие бинокулярных связей. Если эти методы лечения не устраняют косоглазия, показано хирургическое лечение, которое целесообразно проводить в возрасте 4—5 лет.
Трахома Хронический инфекционный керато-конъюнктивит, сопровождающийся диффузной воспалительной инфильтрацией В большинстве случаев первые симптомы трахомы остаются незамеченными, достаточно редко заболевание начинается остро. Течение трахомы – хроническое, оно сопровождается образованием характерных зерен или фолликулов. Возбудители вызывают воспаление сосудов на поверхности роговой оболочки глаза – паннус. На месте распавшихся со временем фолликулов впоследствии образуются рубцы. При трахоме I, II и III стадий 1 % тетрациклиновую мазь закладывают за веки 4—5 раз в день в течение 2—3 мес. При переходе III стадии в IV мазь закладывают 2 раза в день. Мазь 1 % дибио-мициновую закладывают за веки 1 раз в сутки на ночь в течение нескольких месяцев. В упорных случаях местное медикаментозное лечение сочетается с применением сульфаниламидных препаратов в возрастных дозах 4 раза в день в течение недели. Если фолликулы не имеют тенденции к обратному развитию, то медикаментозная терапия сочетается с выдавливанием трахоматозных фолликулов, которое проводится через 2— 3 нед. после начала лечения.
Ячмень Острое гнойное воспаление волосяного мешочка и сальной железы у корня ресницы. На крае века появляется болезненная, ограниченная припухлость, отёк, покраснение конъюнктивы века. Через 2−4 дня на верхушке припухлости образуется желтоватая головка, при вскрытии которой появляется гной с частицами омертвевшей ткани. Возможно появление нескольких ячменей. В ряде случаев возможны головные боли, повышение температуры тела, увеличение ближайших лимфатических узлов. Выдавливание гноя противопоказано; подобная попытка может привести к распространению инфекции в сторону орбиты с возникновением флегмоны глазницы, тромбоза кавернозного синуса мозга, менингита, возможен даже смертельный исход. В начальной стадии иногда достаточно смазывать кожу в месте инфильтрации 2—3 раза 70 % спиртом. Показаны инсталляции 30 % раствора сульфацил-натрия или растворов антибиотиков; сухое тепло, УВЧ-терапия, 1 % желтая ртутная мазь. Внутрь назначают сульфаниламиды, салицилаты. При абсце-дировании тепловые процедуры противопоказаны. Выдавливание недопустимо ввиду возможности распространения инфекции в орбиту и полость черепа.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: