Эндокринная система
Вопросы к обсуждению:
1. Значение эндокринной системы
2. Железы внутренней секреции
3. Гормоны
4. Гипоталамо-гипофизарная система
5. Регуляция деятельности желез внутренней секреции по механизму обратной связи
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение эндокринной системы в жизнедеятельности организма человека;
2. Выписать понятия «эндокринные железы», «гормоны»;
3. Рассказать о железах внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, паращитовидные железы), их функциях, возрастных изменениях;
4. Заполнить таблицу:
Название железы | Название гормонов | Действие гормонов |
5. Определить роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции;
6. Раскрыть механизм обратной связи гормонов желез внутренней секреции на гипофиз и гипоталамус;
7. Приведите примеры, показывающие значение гормонов для развивающегося организма (письменно)
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 297-321
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 68-81
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.261-279
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 129-138
Семинар 1(2-ая часть)
Анатомия и физиология нервной системы человека
Вопросы к обсуждению:
1. Значение нервной системы
2. Общий план строения нервной системы
3. Основные свойства и функции нервных клеток
4. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
5. Возбуждение и торможение в ЦНС
6. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
7. Вегетативная нервная система
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение нервной системы в жизнедеятельности организма;
2. Дать определения «нервный центр», «нервное волокно», «нейрон», «сома», «дендрит», «аксон», «синапс», «медиатор», «глия», «потенциал действия», «рецептор» (письменно);
3. Рассказать о строении (периферическая и центральная части) и функциях нервной системы (получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем);
4. Дать понятие о нейроне как структурной единице нервной системы (строение нейрона, типы нейронов);
5. Охарактеризовать свойства нервных клеток: раздражимость и возбудимость;
6. Объяснить принцип передачи возбуждения по нервному волокну, в синапсах;
7. Дать понятие рефлекса и рефлекторной дуги (зарисовать схему);
8. Охарактеризовать основные виды рецепторов;
9. Объяснить принцип обратной связи между ЦНС и исполнительными органами;
10. Охарактеризовать свойства нервной системы: возбуждение и торможение;
11. Рассмотреть строение и функциональное значение (различных отделов ЦНС);
12. Выделить особенности развития нервной системы;
13. Раскрыть значение вегетативной нервной системы;
14. Охарактеризовать отделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический) и их функции
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 215-220, 283-287
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 21-52
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.310-370
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 14-38
Семинар 1(3-ая часть)
Анализаторы.
Профилактика нарушений слуха и зрения
Вопросы к обсуждению:
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах
2. Виды анализаторов (сенсорных систем)
3. Функциональное созревание анализаторов (сенсорных систем)
4. Зрительный анализатор
5. Слуховой анализатор
6. Профилактика нарушений слуха и зрения
Задания к семинару:
1. Выписать основные положения учения И.П. Павлова об анализаторах;
2. Рассказать об отделах анализатора: периферическом, проводниковом и центральном.
3. Охарактеризовать общие свойства анализаторов: высокая чувствительность к действию адекватного раздражителя, адаптация, сенсибилизация, способность к ответу на продолжающееся во времени раздражителя, продолжающая последовательность образов;
4. Выписать понятия «орган чувств», «анализатор», «висцеральная сенсорная система»;
5. Рассмотреть классификацию анализаторов;
6. Раскрыть значение каждого вида анализатора для развивающегося организма человека;
7. Охарактеризовать особенности функционального созревания анализаторов (сенсорных систем);
8. Выписать понятия «зрительный анализатор», «склера», «роговица», «хрусталик», «радужка», «сетчатка», «аккомодация», «бинокулярное зрение», «световая адаптация», «цветовая адаптация»;
9. Рассмотреть функции и строение зрительного анализатора, возрастные особенности работы зрительного анализатора;
10. Подготовить выступление на тему: «Глаз – сложная оптическая система»;
11. Охарактеризовать основные способности глаза: аккомодация, острота зрения, световая и цветовая чувствительность, пространственное зрение;
12. Выписать понятия «слуховой анализатор», «барабанная перепонка», «среднее ухо», «евстахиева труба», «перилимфа», «эндолимфа», «кортиев орган», «бинауральный слух»;
13. Рассмотреть функции и строение слухового анализатора, возрастные особенности работы слухового анализатора;
14. Раскрыть механизм восприятия звука;
15. Охарактеризовать распространенные у детей и подростков нарушения зрения и слуха;
16. Рассмотреть меры профилактики нарушений зрения и слуха (организация рабочего места ученика: оценка правильности рабочей позы при письме и чтении, правильность расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе, световой режим школьных помещений, правильность оформления наглядных пособий, учебников и тетрадей, профилактика отрицательного воздействия шума)
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 67-97
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 188-202
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.401-422
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 179-190