Тренировочные упражнения.




Тема. Основные виды обстоятельств.

Цели:

1. Расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения.

2. Развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся.

3. Развивать чувство прекрасного.

Ход урока

I. Орфографическая работа.

По своему усмотрению, написать по-своему, на встречу с писателем, навстречу приключениям, вначале скажи, в начале рассказа, в первые дни учёбы, говорил впервые, сформулировать по-новому, по новому мосту.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся первой группы делают сообщение о дополнении как второстепенном члене предложения, второй группы - приводят примеры дополнений в самостоятельно подобранных предложениях. Учащиеся третьей группы анализируют ответы, систематизируют сказанное.

Во время проверки домашнего задания один ученик выполняет индивидуальное задание–полный синтаксический разбор предложения на доске.

Очень давно Максим хотел осмотреть достопримечательности города.

III. Изучение нового материала.

Вопросы на повторение

1. Какой второстепенный член предложения называется обстоятельством?

(Обстоятельство-это второстепенный член предложения,ко­то­рый по­яс­ня­ет слово со зна­че­ни­ем дей­ствия или при­зна­ка и ука­зы­ва­ет на спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, время, место, при­чи­ну, цель или усло­вие про­те­ка­ния дей­ствия).

2. Что общего у обстоятельства и определения?

(Они обозначают признак).

3. В чём разница между этими второстепенными членами предложения?

(Определение обозначает признак предмета, а обстоятельство – признак действия или другого признака).

4. Какие виды обстоятельств вам известны?

(Обстоятельства места, времени, образа действия).

5. К каким членам предложения относятся обстоятельства?

(Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения).

Самостоятельное изучение таблицы «Основные виды обстоятельств».

(Таблицы у каждого учащегося на парте.)

Вывод учащиеся делают при помощи ответов на вопросы.

1. Обстоятельства каких видов вы знаете?

(Обстоятельства могут быть следующих видов: места, времени, условия, причины, цели, образа действия, степени, уступки).

2. Какими частями речи выражаются обстоятельства?

(Обстоятельства обычно бывают выражены существительными в формах косвенных падежей, наречиями, фразеологическими оборотами. А также они могут быть выражены деепричастиями, деепричастными оборотами, неопределённой формой глагола и сравнительными оборотами).

Учащиеся записывают примеры обстоятельств.

Тренировочные упражнения.

Следующее задание вы будете выполнять по группам (устно). После выполнения задания мы вместе выберем лучшие варианты ответов. (Карточки с заданиями у каждого учащегося на парте.)

I группа. Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. (Обстоятельство времени) автобус ехал (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.
5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.
6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.

II группа. Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).
3. Ребята поспешили в парк (обстоятельство цели).
4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).
5. (Обстоятельство места) садилось солнце.
6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

III группа. Замените фразеологизмы наречиями.

1. Она пришла ни свет ни заря.

2. Он сказал не в бровь, а в глаз.

3. Девочка выучила задание назубок.

4. Работу он знал как свои пять пальцев.

5. До деревни рукой подать.

6. Она работает не покладая рук.

7. Мальчик бежал во все лопатки.

8. Сергей выполнил задание из рук вон плохо.

Заключительным этапом нашего урока станет работа с художественным текстом. Вы запишете текст в тетради, найдёте и подчеркнёте обстоятельства, определите их вид и способ выражения.

Я присел к огню и долго смотрел кругом. Никогда ещё пламя не казалось мне таким красивым, как именно сейчас, когда оно боролось с этой влажной, тяжёлой тьмой. В такие ночи можно понять и всё то неизмеримое значение огня, о котором как-то совсем забываешь, сидя в тёплой комнате. Какая страшная ночь покрывала бы человечество, если бы не было огня! Недаром до сих пор считается грехом плюнуть на костёр. Вот и теперь старик устроился на штыках, наверное, только потому, чтобы быть поближе к огоньку. (Д.Мамин-Сибиряк)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: