По дисциплине «Педагогика»




ВОПРОСЫ

к семестровому экзамену

специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование

курс 2 группы Б

дневная форма обучения

2018-2019 учебный год

1. Назовите основные законодательные акты по охране прав и интересов детей. Раскройте основные направления Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Докажите важность и самоценность дошкольного детства как особого периода в жизни человека. Смоделируйте варианты возможной защиты ребенком своих прав.

2. Дайте определение понятиям «педагог». Объясните причины возникновения педагогической профессии. Докажите, что профессия педагога носит творческий характер. Выделите гуманистическую направленность профессии педагога.

3. Перечислите и раскройте профессионально значимые личностные качества педагога. Обоснуйте социальную значимость профессии педагога. Предложите программу профессионального самовоспитания с учетом сформированности личностных качеств.

4. Назовите и раскройте сущность педагогических умений. Аргументируйте необходимость самосовершенствования воспитателя в процессе педагогической деятельности. Интерпретируйте данное утверждение: «Масару Ибуки, ссылаясь на научные исследования, утверждает, что степень внешнего воздействия той среды, в которой находится маленький ребенок, оказывает заметное влияние на развитие детского интеллекта, наличие или отсутствие внешнего воздействия серьезно сказывается на развитии способностей. Если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта».

5. Дайте определение понятию «педагогический процесс». Раскройте такие профессиональные значимые личностные качества как педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм. Обоснуйте важность личностных качеств в деятельности воспитателя дошкольного образования. Интерпретируйте действия воспитателя, какие качества личности воспитываются у детей в приведенном примере? «Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала: «Я – бабушка». Витя, не хотевший никого пропускать, спросил: «Старенькая, да?» «Конечно, бабушки всегда старенькие», – ответила Таня. «Ну, тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать, я знаю», – рассудительно заметил Витя. Воспитатель похвалил мальчика: «Молодец, Витя, хорошо поступил»».

6. Дайте определение понятию «развитие». Раскройте такие профессионально значимые личностные качества педагога как культура профессионального общения, педагогическая рефлексия. Составьте характеристику современного педагога дошкольного образования. Интерпретируйте педагогическую ситуацию, предложите варианты ее решения: Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. «Капитан, – обратился Клим к Саше, своему товарищу, выполнявшему роль капитана, – разрешите мне уйти с корабля?» Саша запретил. Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

7. Дайте определение понятию «обучение». Раскройте сущность таких педагогических умений как гностические, конструктивные умения. Аргументируйте необходимость самосовершенствования воспитателя в процессе педагогической деятельности. Спрогнозируйте способ развития коммуникативных умений педагога.

8. Дайте определение понятию «воспитатель дошкольного образования». Раскройте сущность педагогической рефлексии как профессионально значимого личностного качества педагога. Аргументируйте необходимость самосовершенствования воспитателя в процессе педагогической деятельности. Интерпретируйте педагогическую ситуацию: Каковы основные особенности внутренней позиции дошкольника? Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. В гараже должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша – начальником, к ним присоединились и другие дети. Играли все дружно, заинтересованно относясь к выбранной роли.

9. Дайте определение понятию «воспитание». Опишите афинскую и спартанскую воспитательные системы. Докажите, что воспитание – важнейшая функция общества, без которой оно не может существовать. Перенесите основные направления афинской воспитательной системы в современную педагогическую деятельность.

10. Дайте определение понятию «дошкольная педагогика». Раскройте сущность возрастной педагогики как отрасли педагогики. Составьте схему связи педагогике с другими науками или изобразите ее в виде рисунка. Интерпретируйте педагогическую ситуацию, предложите варианты решения проблемы: «Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу».

11. Назовите и раскройте основные источники развития педагогики. Охарактеризуйте основные проблемы дошкольной педагогики как науки на современном этапе развития общества. Интерпретируйте смысл высказывания «Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию» Я.А. Коменский

12. Дайте определение понятию «педагогика». Раскройте значение этапов становления и развития педагогики. Обоснуйте место и значение педагогической теории отечественных и зарубежных педагогов для становления и развития педагогики как науки. Интерпретируйте смысл высказывания «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А.С. Макаренко

13. Дайте определение понятию «народная педагогика». Перечислите основные средства белорусской народной педагогики, поясните их. Аргументируйте необходимость использования народной педагогики в современной педагогической практике. Выделите пути использования средств белорусской народной педагогики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

14. Дайте определение понятию «система образования». Раскройте сущность принципов современной системы образования в Республике Беларусь. Охарактеризуйте уровни современного образования в нашей стране. Спроектируйте варианты дополнительного образования для детей дошкольного возраста.

15. Дайте определение понятию «дошкольное образование». Объясните место и роль дошкольной ступени в системе образования Республики Беларусь. Охарактеризуйте типы современных дошкольных учреждений. Выделите основные проблемы в системе дошкольного образования в нашей стране.

16. Дайте определения понятиям «человек», «личность». Раскройте биосоциальную природу человека. Прокомментируйте известные вам научные подходы к сущности процесса развития личности. Интерпретируйте педагогическое высказывание «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного» Я. Коменский

17. Перечислите факторы, влияющие на развитие ребенка. Раскройте их сущность биологических факторов. Обоснуйте роль взрослого как посредника между ребенком и окружающим его социальным миром. Интерпретируйте пословицы и поговорки о факторах, влияющих на формирование личности ребенка.

18. Дайте определение понятию «наследственность». Раскройте сущность наследственности как фактора влияющего на развитие личности. Докажите важность наследственности в развитии личности. Спроецируйте ситуацию, в которой наследственность сыграет роль в развитии личности.

19. Дайте определение понятию «цель воспитания». Изложите сущность реальной цели воспитания. Докажите необходимость наличие идеальной цели воспитания в обществе. Интерпретируйте предложенную ситуацию «День рождения – самый большой праздник для каждого ребенка. Как его отметить в детском саду? Одни педагоги считают, что лучше провести его, как большой праздник для всех, кто родился в этом месяце. Поскольку можно испечь вкусный пирог, организовать концерт, вручить подарки. Другие убеждены, что нужно отмечать день рождения каждого ребенка. Необязательно пышное торжество. В этот день именинник в группе на основном положении – ему все привилегии. Для него организуют любимые игры, ему говорят комплементы, для него читают стихи, поют песни. Могут быть и угощение, организованное по желанию родителей» Аргументируйте свой ответ.

20. Дайте определение понятию «социализация». Раскройте сущность идеальной цели воспитания. Проанализируйте объективный характер цели воспитания. Интерпретируйте пословицы, поговорки, отражающие идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

21. Дайте определение возрастному периоду «ранее детство». Раскройте педагогические требования к воспитанию детей раннего возраста. Охарактеризуйте особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста. Интерпретируйте педагогическую ситуацию, предложите варианты решения проблемы: «Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника».

22. Назовите возрастные границы периода раннего возраста, вид деятельности и новообразования. Раскройте особенности периода раннего детства: интенсивность физического и психического развития, неустойчивость эмоционального состояния. Сделайте вывод о значении раннего детства в формировании личности ребенка и его социального поведения. Интерпретируйте предложенную педагогическую ситуацию «Мать двухмесячного ребенка говорит бабушке: - Не надо брать ребенка на руки. Нечего приучать его к рукам! Но бабушка возражает: - Ребенку необходимо быть только в своей кроватке или манеже, но и на руках, это необходимо для его развития. – Нет, ты не права: приучить к рукам, не будет покоя, станет капризничать – лишь бы взяли на руки»

23. Дайте определение понятию «ведущие линии развития». Раскройте этапы развития детей раннего возраст. Охарактеризуйте ведущие линии развития детей раннего возраста. Смоделируйте варианты организации предметно-пространственной среды для детей раннего возраста.

24. Перечислите и раскройте принципы организации предметно-игровой среды в группе раннего возраста учреждений дошкольного образования. Охарактеризуйте виды самостоятельной деятельности детей второго года жизни. Спроектируйте примерный перечень игр для детей раннего возраста.

25. Дайте определение понятию «адаптация». Раскройте сущность биологической адаптации. Охарактеризуйте степени адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования. Смоделируйте педагогические рекомендации родителям о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад.

26. Дайте определение и раскройте сущность социальной адаптации. Охарактеризуйте фазы адаптации. Спроектируйте признаки успешной адаптации.

27. Назовите виды адаптации. Раскройте факторы, которые влияют на характер и продолжительность адаптационного периода. Охарактеризуйте условия успешной адаптации. Спроектируйте формы взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в период подготовки ребенка к поступлению в детский сад.

28. Дайте определение понятию «режим дня». Раскройте основные принципы построения режима дня детей раннего возраста. Классифицируйте требования к осуществления режима дня. Смоделируйте вариант разрешения противоречия с позиции «хорошо – плохо» «Детский сад перевели с 12 на 10,5 – часовой режим работы».

29. Дайте определение понятию «бодрствование». Раскройте особенности формирования культурно – гигиенических навыков в группе раннего возраста. Охарактеризуйте специфику составления распорядка дня в группе раннего возраста. Спроектируйте примерный распорядок дня в группе раннего возраста.

30. Назовите режимные процессы, организуемые в группах раннего возраста. Раскройте условия, необходимые для проведения режимных процессов. Докажите необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режимных процессов. Интерпретируйте педагогическую ситуацию: Света (6 лет) посещает старшую группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь. Мама ею гордиться, а Света – сама собой нет. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить». Как отреагировать маме и воспитателю?

31. Назовите принципы организации режимных моментов. Раскройте задачи организации режимных процессов. Охарактеризуйте методику организации режимных процессов. Спроектируйте показатели эффективности организации и проведения режимных процессов.

32. Назовите виды самостоятельной деятельности детей 2-ого года жизни. Сформулируйте условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей, пояснив их. Аргументируйте необходимость формирования положительных взаимоотношений в игре. Спрогнозируйте результативность правильно организованной самостоятельной деятельности детей.

33. Назовите условия формирование положительных взаимоотношений между детьми. Раскройте организацию общения между детьми в учреждении дошкольного образования. Охарактеризуйте организацию общение между детьми в учреждении дошкольного образования. Смоделируйте методические рекомендации по проведению игр.

34. Дайте определение понятию «ведущий вид деятельности». Раскройте сущность ведущего вида деятельности детей раннего возраста. Охарактеризуйте роль ведущего вида деятельности в становлении личности н воспитании социального поведения. Спроектируйте рекомендации для благоприятного формирования ведущего вида деятельности детей раннего возраста.

35. Дайте определение понятию «игры-занятия». Раскройте виды и особенности организации занятий с детьми раннего возраста. Охарактеризуйте методику проведения занятий с детьми раннего возраста. Спроектируйте вариант конспекта игры-занятия с детьми раннего возраста (программное содержание, краткий план занятия).

36. Назовите виды контроля за развитием ребенка раннего возраста. Раскройте основные показатели уровня физического, нервно-психического развития ребенка. Докажите необходимость и обоснуйте значение контроля за развитием детей раннего возраста. Спрогнозируйте результативность правильно организованного контроля за развитием и поведением детей.

37. Дайте определение понятию «дошкольное детство». Раскройте особенности физической, познавательной сфер развития дошкольников. Обоснуйте значение и важность данного этапа жизни в формировании личности ребенка. Интерпретируйте суждение «Читать - раньше, чем ходить», выскажите свою точку зрения на данное суждение.

38. Назовите возрастные границы периода дошкольного детства, вид деятельности и новообразования. Раскройте особенности эмоционально-волевой и личностной сфер развития дошкольников. Обоснуйте значение и важность данного этапа жизни в формировании личности ребенка. Интерпретируйте педагогическую ситуацию: «Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры. Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше». Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

39. Дайте определение понятию «здоровье». Раскройте сущность физического здоровья. Аргументируйте необходимость единства физического, психического и социального здоровья, как условия гармоничного развития личности. Интерпретируйте педагогическую ситуацию, варианты тактики педагога и родителей по отношению к ребенку в описанной ситуации: «Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, из-за боязни, что дочь простудится».

40. Назовите основные виды двигательной активности детей первой младшей группы. Раскройте сущность и значимость двигательной активности для детей. Выявите основные направления работы по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего и дошкольного возраста. Спроектируйте комплекс мероприятий по закаливанию детей раннего и дошкольного возраста.

41. Выскажите суждение о том, что сохранение и формирование здоровья - одна из наиболее актуальных проблем современности. Опишите критерии оценки состояния здоровья детей. Охарактеризуйте группы здоровья дошкольников. Спрогнозируйте влияние биологических, социально- экономических и экологических факторов на здоровье детей

42. Дайте определение понятию «педагогическая валеология». Раскройте сущность задач воспитания здорового ребенка. Охарактеризуйте необходимость оптимальной двигательной активности, гигиенических факторов как необходимых условий воспитания здорового ребенка. Спрогнозируйте рекомендации по организации закаливания детей в учреждении дошкольного образования.

43. Назовите структурные компоненты распорядка дня в учреждении дошкольного образования. Опишите здоровый образ жизни как одно из важных условий формирования здоровья ребенка. Охарактеризуйте обеспечение безопасных и здоровье сберегающих условий в учреждениях дошкольного образования. Смоделируйте вариант упражнений на коррекцию осанки для дошкольников.

44. Назовите задачи утреннего приёма детей в учреждении дошкольного образования. Раскройте содержание и методику организации деятельности в утренний отрезок времени. Аргументируйте необходимость создания условий для развития активности и самостоятельности в утренний отрезок времени. Смоделируйте вариант проведения индивидуальной работы с воспитанником в утренний отрезок времени.

45. Назовите компоненты организации деятельности педагога с детьми в утренний отрезок времени. Раскройте содержание и охарактеризуйте методику организации самостоятельной игровой деятельности детей в утренний отрезок времени. Составьте примеры показателей правильно составленного режима дня детей раннего дошкольного возраста. Интерпретируйте смысл педагогической задачи «Утренний прием — самое удобное время для проведения индивидуальных разговоров с детьми.» О чем можно поговорить в это время с детьми? Как вы думаете, эти беседы должны быть заранее спланированные или они могут возникнуть спонтанно? Обоснуйте свою позицию.

46. Дайте определение понятию «рациональное питание». Раскройте содержание работы воспитателя при организации приема пищи, по формированию культурно-гигиенических навыков. Обоснуйте необходимость использования индивидуального подхода к детям в процессе приема пищи. Интерпретируйте варианты тактики педагога по отношению к ребенку в описанной ситуации: «Обычно ребенок хорошо есть, но сегодня он отказывается от принятия пищи»

47. Назовите задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Опишите нормы СанПиНа по организации режима дня в учреждении дошкольного образования. Охарактеризуйте взаимодействие родителей и педагогов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Интерпретируйте педагогическую ситуацию: «После сна Максим, в старшей группе, заправляет свою постель — Постарайся делать так, как твой сосед,— говорит воспитатель.— Видишь, он расправляет простыню. И ты делай так же. В умывальной комнате Максим стоит в стороне: не хочет умываться. Воспитатель привлекает внимание мальчика: — Посмотри, все, кто умылся, сразу похорошели—лица румяные, глаза блестят… Возьми-ка мыло, видишь какое оно красивое, душистое, а полотенце чистое, мягкое А когда у всех вымыты руки и причесаны челки, воспитатель подводит и Алешу к зеркалу и предлагает оценить свой вид, устранить неполадки — Теперь все в порядке! Посмотри, какой ты красивый стал,— заключает воспитатель. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников?

48. Дайте определение понятию «прогулка». Раскройте содержание и методику организации деятельности детей на прогулке. Обоснуйте значение прогулки как средство воспитания детей. Смоделируйте вариант организации познавательно-практической деятельности на прогулке.

49. Назовите структурные компоненты прогулки. Раскройте содержание и охарактеризуйте методику организации познавательно-практической, индивидуальной работы с детьми на прогулке. Составьте требования к участку учреждения дошкольного образования и его оборудованию. Интерпретируйте смысл педагогической ситуации «Прогулка. Воспитатели двух групп оживленно что-то обсуждают. Дети бегают по участку: вспотели, развеселились. И только когда кто-то из детей упал и заплакал, взрослые обратили на них внимание. Не потратив времени на выяснение, кто прав, а кто виноват, педагоги прочитали детям нотацию и наказали всех, посадив на скамейку, чтобы ребята успокоились». Как сделать прогулку интересной для детей и не утомительной для взрослых?

50. Назовите количество времени, которое отводится на проведение прогулки в разных возрастных грушах. Опишите методику организации подготовки детей к прогулке. Охарактеризуйте целевые прогулки, их значение. Интерпретируйте педагогическую ситуацию. «На одном из семинаров воспитателями обсуждался вопрос, следует ли заранее тонировать виды деятельности детей на прогулке. Одни придержавшись точки зрения, что на прогулке дети должны отдохнуть от коллектива и заняться своими делами. Другие отстаивали мнение, что нельзя пускать на самотек такой длительный и важный для здоровья детей режимный процесс». Чью точку зрения поддержали бы вы, присутствуя на этом семинаре? Обоснуйте свою позицию.

51. Назовите и раскройте требования к организации детского сна. Докажите необходимость учета индивидуальных особенностей детей при организации сна в учреждении дошкольного образования. Спроектируйте вариант организации дневного сна с учетом половых различий детей.

52. Назовите виды деятельности детей, организуемые во вторую половину дня. Раскройте содержание деятельности детей разного возраста в этот период. Обоснуйте необходимость организации деятельности детей по интересам во второй половине дня. Смоделируйте вариант циклограммы на вторую половину дня.

53. Дайте определение понятию «основы безопасности жизнедеятельности». Опишите признаки определяющие опасность. Прокомментируйте сущность основ безопасности жизнедеятельности. Спрогнозируйте ряд рекомендаций родителям по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности.

54. Назовите и раскройте задачи ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности. Выделите ряд опасностей, связанных с местом пребывания ребенка. Смоделируйте вариант занятия со старшими дошкольниками по образовательной области «Ребенок и общество» на тему «Встреча с пожарным».

 

 

Преподаватель ______________И.Ю.Гайдук

Вопросы рассмотрены и одобрены на заседании ЦК

психолого-педагогических дисциплин

Протокол №11 от «13» ноября 2018 г.

Председатель ЦК_________________ Н.В.Ясюкайтене

 

 

Ф 30.10-091

Министерство образования Республики Беларусь

Гуманитарный колледж

учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

___________Ю.М. Сидорович

«___» __________20___ г.

Перечень



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: