Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Рабочая программа
Дополнительного образования
По общекультурному направлению
На 2016-2017учебный год
Название кружка_____________ Рукодельница
Класс_____________________2 -8______________
Учитель: Елена Стефановна Соболь, II кв. категория
Пояснительная записка
Направленность программы Дополнительного образования «Ступеньки к мастерству» по направлению является общекультурной; по виду — художественно – прикладное творчество; по форме организации —кружковой; по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе Программы для учащихся 1-4 классов «Технология. Ступеньки к мастерству» Е А Лутцевой, а также «Стань креативным: Практическое пособие по развитию творческих способностей» Г.Акимовой. Программа направлена на развитие у младших школьников навыков созидательной, преобразующей, творческой деятельности, способствующей развитию технологического мышления.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время психологические исследования показали, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к проявлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. По словам В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире музыки, красоты, игры, сказки, рисунка, творчества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется ее принципами: доступность обучения, результативность, постепенное усложнение изучаемых технологий.
Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, игра, мастерская, конкурс.
Формы организации детей на занятии: фронтальная, индивидуальная, коллективно-групповая.
Методы организации учебно-воспитательного процесса: словесный, наглядный, практический.
Приемы, используемые на занятиях: игры, упражнения, рассказ, демонстрация иллюстраций, наблюдение, решение проблемных ситуаций, работа по образцу, самостоятельная разработка идеи.
Обеспечение программы методическими видами продукции: методические пособия для педагога по развитию у детей основ креативности, конспекты занятий, справочные материалы по различным видам детского творчества.
Дидактический материал: эскизы, образцы изделий, специальная литература, схемы, раздаточный материал, компьютерные программы.
Цель программы:
Развитие творческих способностей у младших школьников через пробуждение интереса к новым видам деятельности.
Задачи:
1. Образовательная - познакомить детей с различными видами творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги, плетение из бисера, наклеивание на бумагу различных материалов, вышивание.
2. Развивающая - способствовать развитию у детей таких психических процессов, как внимание, мышление, воображение. А также таких ключевых компетенций, как умение думать, умение общаться, умение взаимодействовать, умение доводить дело до конца.
3. Воспитательная - приобщить детей к истории и культуре творческой деятельности, расширить коммуникативные навыки, способность работать в коллективе.
Возраст детей,участвующих в реализации данной образовательной программы: 6-7лет. Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, или 32 часа.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 35 минут.
Формы подведения итогов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурса готовых работ во время проведения очередного задания по той или иной теме, когда работы детей по конкретной теме помещаются на демонстрационный стенд. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных вариантов решения заданной проблемы.В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют все учащиеся.
Учебно-тематический план
№ пп | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
Рисование | ||||
1. 1 | Рисуем карандашом | |||
1. 2 | Рисуем красками | |||
Вырезание из бумаги | ||||
2. 1 | Вырезание по шаблону | |||
2. 2 | Вырезание и складывание бумаги | |||
2. 3 | Вырезание из картона | |||
Работа с бисером | ||||
Работа с нитками | ||||
4.1 | Изготовление кисточек и помпонов | |||
4.2 | Вязание крючком | |||
4.3 | Вышивка | |||
Работа с тканью | ||||
5.1 | Изготовление мягкой игрушки | |||
ИТОГО |
Содержание курса
Раздел 1. Рисование
Тема 1. 1. Рисуем карандашом.
Содержание материала: Рисование карандашом по трафарету. Рисование цветными карандашами и фломастерами.
Тема 1. 2. Рисуем красками.
Содержание материала: Рисуем красками с помощью пальцев.
Раздел 2. Вырезание из бумаги
Тема 2. 1. Вырезание по шаблону.
Содержание материала: Симметричное вырезание по шаблону. Вырезание бесконечного ряда фигур из бумаги, сложенной гармошкой. Круговые узоры.
Тема 2. 2.Вырезание и складывание бумаги.
Содержание материала: Делаем из бумаги веер.
Тема 2. 3.Вырезание из картона.
Содержание материала:Создаем поздравительные открытки
Раздел 3. Работа с бисером.
Содержание материала: Снежинки из бисера. Изготовление простых цепочек. Цветы из бисера. Ажурные цепочки. Фигурки из бисера.
Раздел 4. Работа с нитками
Содержание материала:Поделки из ниток: помпон, кисточка, шнурок. Марионетка из ниток. Основы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель. Простейшие швы для вышивания. Вышивание салфетки.
Раздел 5.Работа с тканью.
Содержание материала: Разноцветные лоскутки: красивый мешочек, лошадка, лоскутное одеяло. Изготовление плоскостной мягкой игрушки.
Формы занятий: практическое, творческая игра, самостоятельная работа.
Методическое обеспечение: Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебной мастерской.
Из дидактического обеспечения в наличие различные наглядные пособия, трафареты, схемы и выкройки.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: цветные карандаши, фломастеры, маркеры, гуашевые и акварельные краски, альбомы, ножницы, цветная бумага, клей, бисер, нитки, иголка, ткань.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Ученик будет знать:
§ Виды материалов: бумага, ткань, картон, проволока, бисер, клей, их свойства и названия – на уровне общего представления.
§ Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
§ Виды отделки: раскрашивание, аппликация.
§ Названия и назначение ручных инструментов: ножницы, игла, шило; приспособлений: шаблон, булавки, выкройки; правила работы с ними.
Ученик будет уметь:
§ Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
§ Различать материалы и инструменты по их назначению.
§ Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, простейшими прямыми строчками: вперед иголку, веревочка.
§ Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты
(ножницы, иглы).