Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников




Тема: «Весна! Весна! И все ей радо!» Пейзажная зарисовка

Цели занятия:

1. Учить рассматривать картины, связывая сюжет с текущим временем года, учить пониманию явлений природы в их изменении, обращаясь к образной памяти детей;

2. Формировать словесно-логическое мышление, развивать воображение, познавательный интерес.

 

Оборудование: доска, карточки со словами «Новый год», «горка», «снег», часы-календарь, оборудование для демонстрации презентации.

 

Ход ведения занятия:

1. Организация начала занятия. Введение в тему.

Сегодня на занятии мы с вами понаблюдаем, с чем к нам пришла весна, как мы ее видим, слышим и чувствуем. А начать занятие я вам предлагаю с интересного предложения.

Чтение предложения детьми:

Весело веселятся весенним днем Василий, Вася, Васечка и Васятка.

Как вы поняли, сколько было ребят? Имя у них одно, но указывает на разный возраст. Как звали старшего? Предположительно, сколько ему лет? Как звали самого младшего?

Найдите еще похожие слова. Что понимаем под словом «веселятся»? Ошибкой считается употребление в одном предложении одинаковых по звучанию слов, поэтому заменим слово «веселятся» близкими по значению.

 

Варианты, предложенные детьми – играют, резвятся, бегают, шутят…

Выбор подходящего слова, преобразование предложения.

Почему так хочется веселиться?

 

Обобщаем высказывания детей: погода меняется, много солнечных дней, хочется больше времени проводить на улице, можно играть в мяч, кататься на велосипедах, гулять в парке.

 

2. Составление словесных зарисовок по видеоряду, представленному в презентации.

Ребята, скажите, какое время года характеризуют слова: Новый год, снег, горка?

Смотрим на календарь, перечислим три зимних месяца.

С какого месяца начинается весна? Давайте посмотрим, как к нам пришла весна.

Дети рассматривают 2 слайд презентации и описывают фото по фрагментам: Каким видите небо? Крыши домов? Землю? Деревья?

Продолжите предложение: Пришла Весна красна и…

Итак, рассматриваем фотографии и подберем слова, характеризующие только весну.

3 слайд

Что видите? Как называется это явление на реке? Как образуется слово «ледоход»?

Давайте прочитаем, какое объяснение ледоходу нашел автор Валентин Берестов. Чем же могли ударить рыбы?

Как вы объясните причину ледохода?

4 слайд

Удивительный цветок! Вы узнали его? Представьте, сколько в нем силы и выносливости. Первым радует нас каждую весну. Зарождается еще под снегом и стойко пробивается к солнечным лучикам сквозь зимнюю наледь. Подснежники автор сравнивает со слезой. Почему? А еще важно подчеркнуть, насколько они чистые, нежные, хрупкие, необходимо к ним бережное отношение, т.к. легко ранимы.

5 слайд

Что видите? Откуда появился? Как далеко бежит ручей? Бежит он до ближайшей речки. Как называется река в нашем городе?

Миасс впадает в Исеть, Исеть - в Тобол, Тобол – в Иртыш, Иртыш – в Обь, а Обь – в Карское море, которое является частью Северного Ледовитого океана. Какое долгое путешествие! Давайте пожелаем кораблику счастливого плавания. Скажем: Беги, беги, кораблик, в далекие края. Пусть несет тебя веселый ручеек!

6 слайд

Чтение загадки.

Подбор эпитетов: сосульки (какие?)…

Почему опасные? Хрупкие? Музыкальные?

7 слайд

Посмотрите на фотографию, как поняли, что такое половодье? Как образовалось само слово?

8 слайд

Что еще характерно для весны? Чтение загадки детьми: «Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем ни окон»

Непонятно, как гнездо держится, где вход в него? Таким мастерством плетения владеет птица ткачик. Как думаете, почему на такой тонкой веточке отстроил себе гнездо? (не подобраться кошке)

9 слайд

Какому месяцу соответствует эта фотография? Про апрель в народе есть поговорка: «Апрель, апрель – сам не знает, что он хочет» Уж очень капризен месяц: то снег, то солнце ясное. Каким мы видим апрельский день на этой картине?

Составление описания детьми.

Обобщение: Яркое солнце, отсюда и длинные тени от деревьев, небо голубое, земля освободилась от снега, но видна прошлогодняя трава. Похоже на сегодняшний день? Сегодня ясно или пасмурно? Тихо или ветрено?

10 слайд

Обратите внимание, на деревьях появилась зеленоватая дымка, пройдет всего несколько дней и зашумит листва.

11 слайд

Цветущий май.

По цветению попробуйте определить дерево. Подбор эпитетов. Почки (какие?) пушистые, маленькие, желтые. На что похожи?

Физ.пауза «Цветок»

 

3. Этюд на выражение эмоций «Цветик-семицветик»

Хочу рассказать одну историю. У девочки Жени был волшебный цветок - цветик-семицветик. Захотела девочка попасть на северный полюс и загадала желание, сказала:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по моему вели.

Вели, чтобы я оказалась на северном полюсе.

И, как была, в летнем платьице, с голыми коленками, она оказалась на Северном полюсе, а мороз там - 60°

Что она почувствовала? Покажем (коленки сомкнуты, дышит на руки, зубы стучат - положение не позавидуешь)

 

Обобщение по просмотру презентации.

Как мы весну чувствуем? Видим? Слышим?

 

4. Чтение стихотворения Ю. Мориц. Анализ текста стихотворения.

Прочитаем стихотворение и узнаем, с чем к нам пришла Весна.

Идет Весна

По городу!

Весна Мартовна Подснежникова!

Весна Апрелевна Скворечникова,

Весна Маевна Черешникова.

Вам понравилось стихотворение? Какой представили Весну?

Почему у Весны три отчества?

Прочитайте фамилии, от каких слов образованы?

Найдите схему для названия каждого месяца:

         
       
     

 

5. Подведение итога занятия.

Проверим, вашу наблюдательность. Слайды 12-14.

Вам понравилась наша сегодняшняя прогулка? Не покидая кабинета, где удалось побывать? Какие выберем слова, которые нам расскажут о весне? (ледоход, подснежник, проталины…) Какой месяц весны вам больше нравится? Почему? Будем надеяться, что ваши ожидания оправдаются. Будет достаточно теплых деньков для прогулок с родителями и веселых игр с друзьями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: