Искусство, поэзия. Музыка, живопись




Ионыч

Антон Павлович Чехов

Старцев Дмитрий Ионыч выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но, перестав настойчиво пополнять свои знания, сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое благополучие. Автор показывает, что правильный выбор профессии это еще не самое главное. Свое мастерство нужно растить.

Какую роль играет образование, наука в жизни человека, в развитии его личности, в развитии общественного прогресса? Деятельность Ломоносова и ее значение для развития российской науки.

М.В. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восше­ствия на всероссийский престол ея величества государыни им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». В этом произве­дении поэт говорит о значении науки в человеческой жизни, о том, насколько целительно влияние ее для любого возраста, для жизненных невзгод: «Науки юношей питают, Отраду ста­рым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…».

Перед героем рассказа «Дарвин» Евгения Гришковца также стоит проблема, связанная с выбором профессии, однако в нём живёт твёрдая уверенность в том, что заниматься профессией необходимо с радостью и удовольствием. Именно по причине отсутствия «надежды на радость» он не стал учиться в институте культуры, так как при просмотре спектакля, сыгранного студентами, осознал для себя «ненужность происходящего». Ведь герой особенно нуждался в уверенности нужности дела. Для него делать дело, нужное, приносящее удовлетворение и интересное является способом проживания «настоящей жизни»

. Произведение «В прекрасном и яростном мире» Андрея Платонова повествует о машинисте Мальцеве, ослепшем во время грозы. Он очень любит своё дело и дружит с человеком преданным, что способствует свершению чуда: Мальцев, попав на паровоз, прозревает.

 

Литературный критик Владимир Афанасьевич Обручев считает, что человеку необходимо выбрать профессию, соответствующую максимально его наклонностям. Исключительно благодаря этому он будет осуществлять свою профессиональную деятельность на совесть.

 


Каково значение учителя в становлении личности человека? Проблема ответственности учителя перед обществом.

В. Распутин — повесть «Уроки французского». «Стран­но: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». В основе ее обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик от­казывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всем происходящем становит­ся известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так уроки француз­ского становятся для рассказчика уроками доброты, сердеч­ности, благородства.


Искусство, поэзия. Музыка, живопись

В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству требует от че­ловека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга художника перед людьми

. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, тво­рящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — го­ворит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Мо­царта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, без­защитен перед жизнью.

И.С. Лесков — сказ «Левша». В этом сказе автор ис­следует природу подлинного таланта. Каким же предстает Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий че­ловек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любя­щий Россию, людей, природу. В душе его нет ни Тени корыс­ти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека.

Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге автор размышляет о приро­де подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одаренным, неплохим писателем. Так­же он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, сол­нечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина — это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин — национальный гений, несущий в себе вечную загадку.

Проблема природы творческого процесса. А.А. Ахматова — стихотворение «Творчество ». В этом стихотворении поэт пытается понять природу творческого процесса, вдохновения. Рождение стиха — это величайшее открытие, тайна. «Это умение среди неумолчного шума, в глу­хой, не высказавшей себя жизни услышать звук, который за­ставляет утихнуть все другие, стирает помехи, ведет к откры­тию сокровенного: “Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котом­кой лихо…”». Этот звук подчиняет себе все остальное: раска­ты грома и звон часов, неузнанные «жалобы» и «стоны». И вот наконец этот звук становится полностью доминирующим, он словно материализуется, обретает форму и плоть: Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. И стих начинает течь легко и свободно, словно помимо воли автора.

 

Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз?

 

Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В 7-й главе по­эмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, пред­ставляя читателям писателя-романтика, развлекающего пуб­лику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали­ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его — призна­ние, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит са­мому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо ха­рактеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это тре­бует от художника душевной стойкости, мужества, терпения.

Как музыка воздействует на человеческую душу? Каким должен быть музыкант, чему должен служить он своим искусством?

А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери ». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасно­му: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гай­ден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музы­ки очищается душа его от зависти. И только тут герой начи­нает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт от­равлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «но­вого Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррацио­нальная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодей­ство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.


К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи ». Автор рассказывает о своем случайном знакомстве с композитором, о том, каким необыкновенным человеком тот оказался — «зо­лотой отблеск бросает на нас искусство».

К.Г. Паустовский — рассказ «Корзина с еловыми шиш­ками ». Это рассказ о композиторе Эдварде Григе, о том, как он посвятил одно свое произведение юной девочке, сделав ей такой подарок, который в известном смысле определил всю ее дальнейшую жизнь.

К.Г. Паустовский — рассказ «Избушка в лесу». Автор размышляет о том, что музыка способна достучаться до лю­бой души и пробудить ее.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: