Проблема интеллигенции и революции, проблема взаимодействия интеллигенции с народом М .А. Булгаков — повесть «Собачье сердце ». В этой повести М А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента — профессора Преображенского. Это человек выдающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разруха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталю «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюции оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя.
Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое интеллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образованностью, интеллектом. Интеллигент — это доброжелательный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать знания. Интеллигентность, по мысли ученого, — это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье. Образ академика Д.С. Лихачева, подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки.
|
В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
. А. Шолохов — рассказ «Судьба человека ». В этом рассказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Все испытания (войну, плен, потерю близких) вынес простой русский солдат Андрей Соколов. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великодушие, способность к любви. В финале он усыновляет ребенка-сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность.
Каким должен быть настоящий друг? Каково значение дружбы в нашей жизни? Проблема обретения друга и сохранения дружбы в течение всей нашей жизни А.С. Пушкин — стихотворение «19 октября». Это самое известное стихотворение А.С. Пушкина, посвященное «лицейскому братству». Строки его стали хрестоматийными: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина Исчастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село. В этом произведении поэт вспоминает своих лицейских друзей — Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, а также тех, «кто не пришел», «кого меж нами нет». Заканчивается стихотворение слиянием двух мотивов — мотива пира и мотива быстротечности времени. В финале поэт рисует образ единственного оставшегося в живых друга, который переживет всех остальных и в одиночестве будет праздновать очередную лицейскую годовщину.
|
Проблема душевной стойкости, воли к жизни Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке». В этой повести Б. Полевой рассказывает нам о подвиге русского летчика Алексея Маресьева. Сбитый вражеским самолетом, он очнулся в лесу и понял, что тяжело ранен. Однако он не сдался, а стал пробираться к своим, несмотря на то, что ноги отказывали ему. Маресьева спасли деревенские жители, потом он был доставлен в госпиталь. Летчика оперировали, и он лишился ног. Однако и в этой ситуации герой не сдался, а стал мечтать о возвращении в строй. И он смог воплотить свою мечту в жизнь.
Проблема возможного, но несостоявшегося счастья А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В центре романа «Евгений Онегин» — история несостоявшегося счастья. Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Однако он думает о том, что в сердце его нет места для любви: «Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней…». На самом же деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех. «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. И отношения героев завязываются уже здесь. Онегин пока не может распознать смутного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». И только в финале романа герой начинает понимать, что он любит Татьяну. Однако теперь счастье их невозможно: она вышла замуж и будет верной своему мужу. Пушкинский герой доверяет лишь собственному жизненному опыту, его представления о жизни замкнуты в плену привычных стереотипов. Жизнь же, по мысли поэта, гораздо шире, мудрее и парадоксальнее практического опыта одного человека.
|
Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе образ родного дома в нашей душе? Л.Н. Толстой — повесть «Детство». В этом произведении писатель исследует процесс становления характера. В сознании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных. Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость… — помыканиеИленькойГрапом. Главный итог детства — все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире».
Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война). А.Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты…». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обязаны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памяти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины…».