Глава 2. Покровский собор как музей




 

Архитектура

 

Это был полет фантазий, в том числе и деталей, кажется что мастера использовали все, на тот момент, известные украшения, змейки, кресты, кокошники, стрелы, бусины, но сумели так мастерски вписать их в общую композицию, что они смотрятся абсолютно гармонично, ни одна из них не повторяют другую, все они разные, хотя с первого взгляда и кажутся похожими. В этом одна из особенностей собора. Очень много сложных сделанных из обожженной глины деталей, которые в принципе обычно делаются из камня, а здесь они делаются из глины, гигантские фигурные кирпичи, розетки…для Росси это все уникальные вещи.

Идея частных отличий при общем подобие, главенствует не только в архитектуре собора, но и в интерьерах собора. Ее не сложно проследить в оформлении порталов и росписях, если присмотреться, даже цветы на виноградной лозе, которой увиты стены, они все разные, и это не случайно.

Архитекторы хотели изобразить рай на земле. Считается, что эта идея принадлежала Митрополиту Макарию и мастера постарались воплотить ее в жизнь, отсюда такая пышность и изобилие в декоре.

Сменялись эпохи, менялось представление о том, как может выглядеть рай и в связи с этим собор преобразовывался, но главная идея оставалась неизменной.

Сейчас в соборе можно увидеть росписи сразу нескольких столетий XVII, XVIII, XIX. Реставраторы открыли в разных частях храма разные эпохи, иногда совсем близко друг к другу для сравнения. Сами они считают наиболее ценными росписи XVII века, причем там есть уникальные сюжеты для того времени, например тюльпаны…откуда в средневековой Москве тюльпаны? Так же есть фреска изображающая Морскую водоросль увенчанная цветами, она одна единственная, не повторилась больше нигде.

Отдельно стоит сказать об основании собора, подклеть, толщина стен которого, в некоторых местах доходила до 3-х метров, такие стены способны не только надежно держать 9 верхних зданий, но и хранить секреты. В древности подклеть не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, что можно попасть в недра сооружения. Туда могли спускаться только те люди у которых хранились там сокровища т.е. знали о не совсем не многие.

Если посмотреть на собор сверху, то откроется удивительная картина: церкви расположенные по периметру вокруг центральной образуют четкую геометрическую фигуру - восьми конечную звезду или Вифлеемскую звезду - символ Богородицы. В ансамбле четыре больших и четыре малых церкви, большие строго ориентированы по сторонам света, отсюда симметрия. А главный храм с шатром возвышающийся над ними и над городом в целом, как бы символизирует тот самый покров, заступничество Богородицы над Москвой. Но надо сказать, что не только религиозные соображения повлияли на посвящения церквей в соборы. Покорение Казанского ханства и послужило постройке этого обора.

Изменения архитектуры

 

Прежде всего сохранилась основа всего здания - девять церквей, стоящих на общем основании, в котором подклеты столпообразных церквей объединены стенами и сводчатыми коридорами. Стены всех девяти церквей первоначально были раскрашены "под кирпич", то есть на них была изображена идеальная кирпичная кладка. Именно такая раскраска фигурировала в XVI веке не только на фасадах, но и в интерьерах (живописный орнамент присутствовал лишь в церкви Покрова Богородицы). В конце XVII столетия, при царе Феодоре Алексеевиче, была произведена новая окраска собора, скрывшая первоначальную роспись наружных стен "под кирпич". Первоначальный облик стен был окончательно восстановлен при реставрации 1950-х и 1980-х годов. (Приложение № 3)

Луковичные главы собора появились, вероятно, только в конце XVI столетия при царе Феодоре Иоанновиче. С того времени менялись только кровельное железо и конструкции, но форма глав оставалась практически неизменной. Главы Покровского собора можно считать первыми луковичными покрытиями в древнерусской архитектуре, где своды барабанов покрывались черепицей или металлом непосредственно по кирпичной кладке. Вероятно, именно их форма повлияла на распространение луковичной формы глав в XVII веке. При царе Феодоре Иоанновиче появился десятый придел собора. Он был построен над погребением почитаемого в Москве, а затем и по всей России чудотворца Василия Блаженного.

Событием, значительно изменившим первоначальный облик собора, стала его перестройка при Феодоре Алексеевиче в начале 1680-х годов. В собор были перенесены престолы тринадцати церквей "на рву", стоявших между Фроловскими и Никольскими воротами Кремля. Для некоторых храмов были построены новые объёмы, пристроенные извне к галереям первого яруса, другие перенесли под паперти собора.

Один из таких сохранившихся до нашего времени приделов многократно менял название; изначально он был посвящён Положению риз Божией Матери, затем переосвящён в честь Рождества Богородицы. (Приложение № 6). Придел находится под юго-восточной папертью и в нём расположено погребение другого почитаемого московского чудотворца - Иоанна Блаженного.

Более сложной по структуре была пристройка, закрывшая северный фасад придела Василия Блаженного. Она представляла характерный для московской архитектуры конца XVII века тип двухэтажного храма, в котором нижний алтарь был выдвинут к востоку по отношению к верхнему. Над сводом нижнего четверика был сооружён четверик с прямоугольной апсидой, в котором размещался придел Преподобном ученицы Феодосии Девы. Выше был поставлен восьмерик, над сводом которого располагался барабан с главой. До настоящего времени дошёл лишь четверик этой церкви, находящейся в одном уровне с папертью второго яруса. При царе Феодоре Алексеевиче была перестроена соборная звонница и выстроена существующая поныне колокольня. Внешние галереи собора приоб рели нынешний облик также в конце XVII века, когда вместо деревянного покрытия над ними были воз ведены кирпичные своды, а над рундуками крылец - каменные шатры. Тогда же своды и столпы внешней обходной галереи и крыльца были расписаны травным орнаментом.

Облик интерьеров собора также в полной мере отражает его 450-летнюю историю. В трёх приделах собора - храмах Киприана и Иустины, Трёх Патриархов Константинопольских и Николы Великорецкого - были оставлены интерьеры, сложившиеся к началу XX века. В церкви Киприана и Иустины сохранился иконостас, созданный в 1784-1786 годах. Монументальная масляная роспись появилась в церкви в 1840-е годы и была поновлена в 1870-1871 годах.

В приделе Трёх Патриархов Константинопольских и настенная живопись, и иконостас созданы в 1840-е годы. Тогда же выполнена и роспись придела Николы Великорецкого. Она представляет собой подробную иллюстрацию рассказа Никоновской летописи о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Пятиярусный иконостас придела создан в 1786 году, однако его иконы были прописаны маслом в середине XIX века. От них отличаются интерьеры приделов Святой Троицы, Входа в Иерусалим, Александра Свирского, Варлаама Хутынского и Григория Армянского

В церкви Покрова Богородицы восстановлена орнаментальная роспись шатра, современная строительству храма. Под шатром и под оконными проёмами проходит храмозданная "летопись" XVI века об окончании строительства церкви Покрова 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. В четверике восстановлена первоначальная роспись "под кирпич", а также уникальные росписи XVIII и XIX веков. Существующий иконостас находится в церкви Покрова Богородицы со второй половины XVIII века. Он перенесён в этот храм из упразднённого в 1767 году кремлёвского собора Черниговских чудотворцев.

Пройдя по приделам собора и его галереям, можно увидеть, как менялся их облик в течение 450 лет. К юбилею священия собора впервые за его музейную историю были открыты для посетителей подклеты. До реставрации 1920-х годов в восточной части первого яруса нахо дился тёплый храм, объединяющий приделы Василия Блаженного и Иоанна Блаженного и располагавшийся между ними подклет под церковью Святой Троицы. Недалеко от собора, на Варварке, в церкви Максима Исповедника, находились мощи другого московского юродивого - Максима Блаженного. Поэтому экспозиция в северной части подклета впервые освещает историю московских блаженных и их почитания в Москве. Строительство собора и его реставрации, история его замысла и его место в церковной жизни Москвы нашли отражение в помещениях южной части подклета. Когда-то в XVI и XVII веках подклет служил для хранения казны, теперь он выполняет роль хранилища древностей собора.

Архитектура собора Покрова на Рву и его строительная история породили немало легенд, подобных истории об ослеплении построивших его мастеров. Кроме откровенных вымыслов, в течение почти 150-летнего изучения собора было накоплено множество версий о замысле и истории его строительства, многие из которых, несмотря на противоречивость и недостоверность, продолжают жить на страницах как старых, так и новых изданий. В его истории остаётся немало тайн, возникающих из-за молчания письменных источников, а также легенд, призванных компенсировать это молчание и порождённых фантазией и домыслами как московских обывателей и иностранных путешественников, так и исследователей.

Стоит сказать о человеке, который в годы советской власти совершил настоящий подвиг, спас памятник архитектуры П.Д. Барановский (1892-1984) - известный реставратор. Он спас от разрушения храм Василия Блаженного. Барановский открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки.

Когда Петр Дмитриевич узнал от Когановича, что храм собираются сносить или продать в Америку он кричал: "Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!".

Барановский дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: "Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить я уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти".

Свое воспоминание о том, как был спасен храм Василия Блаженного оставил поэт А. Вознесенский. Эти воспоминания были опубликованы в литературной газете. Он рассказывал со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы (а Вознесенский окончил архитектурный институт, видимо, там и услышал эту историю), как его пригласили на собрание в политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Входит Сталин, все члены Политбюро, вносят макет Москвы, Каганович берет храм Василия Блаженного и его убирает. Для проезда танков на парадах. Сталин берет и ставит макет храма обратно: "Паставь на мэсто". Секретарь Сталина Поскребышев перед этим получил телеграмму Барановского и доложил ее Сталину. Поэтому Сталин и сказал: "оставить". А Петра Дмитриевича в 1933-м арестовали по 58 статье как врага народа, шпиона.

Сидел он в лагере в Мариинске три года. Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Только без креста. Круглый купол и четверик на восьмерике". После ссылки Петру Дмитриевичу не разрешили жить в Москве, и он поселился в Александрове. Он продолжал свою деятельность, например, приезжая в Москву рано утром, тайно снимал Казанский собор из окна Исторического музея. Потом вечером возвращался на перекличку. Благодаря этой его работе в 1994 году Казанский собор удалось восстановить. Надо отметить, что храм восстановлен на сохранившемся фундаменте, для постройки использовался старинный большемерный кирпич, так что называть его новоделом - не вполне корректно.

Собор в наше время

 

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

Первый этаж собора - церковь Св. Василия Блаженного и подклет (подцерковье).

В настоящее время интерьер церкви реставрирован. Настенное "иконное" письмо конца XIX в. выполнено маслом. Иконостас конца XIX в. В церкви находится рака Св. Василия Блаженного.

В подцерковье экспонируется икона Св. Василия Блаженного конца XVI в. в житийной раме XIX в., икона Знаменье XVIII в., оклад иконы Покров с предстоящими XIX в.

На втором этаже - ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями (см. план 2-го этажа собора). Главы, венчающие купола храма разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром.

Уже XVII веке облик собора сильно изменился - внешнюю обходную галерею перекрыли сводами, над лестницами появились крыльца, построили колокольню. В XVIII - XIX вв. внешний архитектурный облик памятника и его интерьеры оформлялись согласно эстетике своего времени.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического Музея.

В 20-е годы XX в. развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX в. проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 г. (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI - XVII вв., среди которых есть раритеты ("Троица" XVI в., "Александр Невский в житии" XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

В XVII в. над северной частью церкви Св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу - хранилище церковных ценностей.

В настоящее время в ней расположена экспозиция выставки "Святыни Покровского собора", где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.


Заключение

 

В своей курсовой работе я рассмотрели историю развития Покровского собора, основные этапы развития и рассмотрела музей в наше время.

Также хочу отметить, что архитектура Покровского собора уникальна. Собор представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином основании (подклете). Церкви объединяют две галереи - внутренняя, идущая вокруг центральной церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.

С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами.

С северо-восточной стороны пристроена церковь Василия Блаженного. К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня XVII в.

В Покровском соборе сохранилась иконопись и монументальная живопись, отражающая разные этапы его существования за более чем четырёхвековую историю. Здесь можно увидеть фрески XVI в., темперные росписи XVII в., монументальную масляную живопись XVIII-XIX столетий, а также редкие памятники русской иконописи. Основная идея формирования живописного убранства памятника сложилась в XVII в. Образ виноградной лозы, которая причудливыми цветами процвела на стенах и сводах галерей, подчеркивает богатство и величие архитектуры Покровского собора как Небесного града Иерусалима. Монументальная живопись XVIII-XIX вв. выполнена в стилистике Нового времени, но продолжает сложившуюся ранее программу росписей собора. Существующее ныне живописное и декоративное убранство собора - это результат исследовательской и реставрационной деятельности нескольких поколений музейных сотрудников и специалистов самого разного профиля.

покровский собор василий блаженный


Список литературы

 

1. Брунов Н.И. Покровский собор. М., 2008.

. Баталов А.Л., Успенская Л.С. "Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)". М.: Северный паломник, 2009.

. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. - М., 2009.

. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. - М.: Искусство, 2008.

. Вятчанина Т.Н. Об идейном значении и интерпретациииерусалимского образа в русской архитектуре 16-17 вв. - Архитектурное наследство. М., 1988.

. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины16 в. М., 2007.

. Капитохин А.И. Храм Василия Блаженного - М., 2008.

. Снегирев В.Л. Памятник архитектуры - М., 2009.

. Соболев Н.Н. Из истории исследований и реставрации Покровского собора (Храма Василия Блаженного в Москве) 2008.

. Успенская Л.С. Покровский собор. Храм Василия Блаженного - М., 2008.

. Российская музейная энциклопедия, № 972. - М., 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: