Важные этапы развития собора




Оглавление

Введение

Глава 1. Возникновение Покровского собора на Рву

1.1 История собора

1.2 Важные этапы развития собора

Глава 2. Покровский собор как музей

2.1 Архитектура

2.2 Изменения архитектуры

2.3 Собор в наше время

Заключение

Список литературы


Введение

 

Храм Покрова-на-Рву (Храм Василия Блаженного)

Над рекою даль светла;

Загляденье прямо -

Расцветают купола

Сказочного храма!

Возле самого Кремля

Он вознёсся гордо,

Гласу вечности внемля,

Каждому аккорду.

Всё меня чарует там

Днём осенним поздним -

Барма строил этот храм

И, конечно, Постник.

До чего же хороши

Купола витые!

В них величие души,

Помыслы святые.

Сколько чудного таит,

Словно в листьях тонет,

Добрым молодцем стоит

На крутой ладони;

В нём фантазии игра

С логикою строгой,

И вовсю летят ветра

От реки широкой.

Вл. Шилин


21 век - век инноваций, нанотехнологий, интерета, туристических полетов в космос, скайпа и википедии. А мы все равно возвращаемся в прошлое. Архитектура, литература, искусство не оставляют нас, они интересны нам так же как и 100 и лет назад.

В своей курсовой работе я буду рассматривать Покровский Собор на рву. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важных событиях. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

По Сказанию, Иоанн IV, возвратившись после взятия Казани, повелел поставить семь деревянных приделов вокруг каменного храма. Потом государь велел заложить каменный собор.

Для большинства масс Покровский Собор на рву более известен как Храм Василия Блаженного, хотя так названа всего лишь одна из девяти церквей. Кем же был Василий Блаженный?

Родился он в декабре 1469 года, на паперти, куда пришла молиться его мать. После 16 лет и до самой смерти он совершал подвиг юродства, он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения, он постоянно обличал ложь и лицемерия, современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся Иван Грозный.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне - Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря. Пожар был ужасен. "Огонь лился рекою, - пишет Карамзин, - и скоро вспыхнул Кремль, Китай-город. Большой посад. Треск огня и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города". Во время этого пожара погибло около 2500 человек, по утверждению историков.

УмерВасилий Блаженный 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

Цель и задача этой работы ознакомиться с великим архитектурным памятником, величайшем музеем в Москве.


Глава 1. Возникновение Покровского собора на Рву

 

История собора

 

"Собор Покрова, что на рву, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Мoскве-реке. Он возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханскогo царств в 1552-1554 годах. В процессе военных действий после каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Следовательно, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древнoсти защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Мoскву-реку, близ Лобного места и Мытного двора, находился центр мoсковского Тoрга.

На том месте, где сейчас находится собoр, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, "чтo на Рву". Здесь на самом был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Краснoй площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте стоит советский некрополь и Мавзoлей.

Возрождению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похoда, которому придавалось огромное значение: до сих пор все похoды русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, сам возглавил войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Моcкве на Краcной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того cвятого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войскo с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный взял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на века.

Важные этапы развития собора

 

О создателе храма Василия Блаженного идет немало cпоров. Традиционно было принято cчитать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения cобора Покрова на Рву мастер Постник "по реклу Барма" (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Собор создан из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич - плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с "огненным" декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного - Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку "на крови"). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, который отмечают за неделю до Пасхи и на Руси называют Вербным Воскресеньем. В наше время его празднуют во всех святых местах.

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей.

Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля.

Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции.

В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона "Св. Александр Невский в житии" ХVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: