ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ
УЧАЩЕГОСЯ ГРУППЫ__________________
__________________________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Саяпина Н.В.
ПР1 | ||
ПР2 | ||
ПР3 | ||
ПР4 | ||
ПР5 | ||
ПР6 | ||
ПР7 | ||
ПР8 |
Учебный год
Общие правила безопасного поведения в кабинете химии
1. Прежде чем приступить к выполнению практических работ, необходимо подробно изучить порядок их проведения и далее при выполнении строго следовать указаниям, приведенным при описании опытов.
2. Следует строго соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с приборами и реактивами.
3. В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Fпринимать пищу и напитки;
Fпробовать реактивы на вкус;
Fиспользовать химическую посуду не по назначению;
Fбрать руками твердые сыпучие реактивы (для этого используются специальные ложечки, совочки и шпатели);
Fоставлять открытыми склянки с реактивами;
Fвыливать и высыпать избыток реактивов обратно в сосуд с основным количеством реактива;
Fвыливать содержимое пробирок в раковину после проведения эксперимента;
Fсамостоятельно проводить опыты, не предусмотренные практической работой;
Fпри нагревании жидкостей направлять отверстие сосуда на себя или на соседа;
Fзажигать спиртовку от зажигалки или другой спиртовки (для этого используют зажженную лучину или спички);
Fзадувать пламя спиртовки (гашение пламени спиртовки производится с помощью специального колпачка);
Fрезко вдыхать пары вещества при обнаружении его по запаху (для этого необходимо осторожно направит поток газа от отверстия пробирки к себе);
|
Fвыбрасывать в урну использованные фильтры, реактивы, битое стекло, обрывки бумаги и т.п. (перечисленные материалы собираются в специально отведенные емкости).
4. Если вы случайно разлили (рассыпали) реактивы, или реактив попал на кожу или одежду, необходимо об этом сразу сообщить преподавателю или лаборанту и далее следовать их указаниям.
5. По окончании опытов рабочее место необходимо привести в порядок и вымыть руки с мылом.
ФИО учащегося ____________________________________________ «____»_____________________20____ г.
Практическая работа № 1
ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ
Цель: изучить способ получения этилена в лабораторных условиях и исследовать его свойства.
Оборудование: лабораторный штатив, штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка.
Реактивы: смесь этанола и концентрированной серной кислоты, бромная вода (с массовой долей 1 – 3%), раствор перманганата калия (с массовой долей 1 – 3%), центры кипения (кусочки фарфора или песок).
G Соблюдайте правила техники безопасности!
Ход работы
Задание 1. Получение этилена
Поместите в пробирку смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты, несколько крупинок фарфора для равномерного кипения смеси при нагревании.
Соберите прибор для получения этилена как показано на рисунке. Укажите составные части прибора.
![]() | Запишите уравнение протекающей реакции: Запишите уравнение реакции получения этилена из хлорэтана: |
Наблюдения: | Сделайте вывод о лабораторных способах получения алкенов. |
|
Задание 2. Изучение химических свойств этилена а) пропустите выделяющийся газ через раствор брома, опустив свободный конец газоотводной трубки до дна пробирки (но, не касаясь дна), до изменения окраски раствора; б) пропустите выделяющийся газ через раствор перманганата калия, опустив свободный конец газоотводной трубки до дна пробирки (но, не касаясь дна), до изменения окраски раствора; в) поверните газоотводную трубку отверстием вверх и аккуратно подожгите выделяющийся этилен. | Запишите уравнения протекающих реакции: а) б) в) Запишите уравнение реакции этилена с хлороводородом, уравнение реакции горения пропена и пропана: а) б) в) |
Наблюдения: | Сделайте вывод о химических свойствах алкенов. |
Вопросы и задания:
1) Для чего при получении этилена в реакционную смесь добавляют песок?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) К какому типу относится реакция получения этилена, проведенная в данной работе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Какие типы реакций наиболее характерны для этилена? Объясните причину.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
4) Составьте уравнения реакций в соответствии со своим вариантом:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО учащегося ____________________________________________ «____»_____________________20____ г.
Практическая работа № 2
ПОЛУЧЕНИЕ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫИ ИССЛЕДОВАНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ
Цель: изучить способ получения уксусной кислоты в лаборатории и особенности химических свойств карбоновых кислот
Оборудование: лабораторный штатив, штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой, ложечка, спиртовка, рН-шкала, универсальная индикаторная бумага
Реактивы: растворы уксусной кислоты (с массовой долей 6 – 9%), серной кислоты (с массовой долей 10%), гидроксида натрия (с массовой долей 5%); ацетат натрия (кристаллический), гидрокарбонат натрия (кристаллический), цинк, оксид магния.
G Соблюдайте правила техники безопасности!
Задание 1. Получение уксусной кислоты.
Поместите в пробирку ложечку кристаллического ацетата натрия. Прибавьте по каплям раствор серной кислоты, чтобы он слегка смочил соль. Соберите прибор для получения уксусной кислоты, как показано на рисунке. Укажите составные части прибора.
![]() | Запишите уравнение протекающей реакции: Запишите уравнение реакции получения уксусной кислоты путем взаимодействия этаналя со свежеосажденным гидроксидом меди (2): |
Наблюдения | Сделайте вывод о лабораторных способах получения карбоновых кислот. |
Задание 2. Исследование химических свойств уксусной кислоты а) взаимодействие с металлами: поместите в пробирку гранулу цинка и прилейте раствор уксусной кислоты; б) взаимодействие с оксидами металлов: поместите в пробирку оксид кальция и прилейте раствор уксусной кислоты; в) взаимодействие с основаниями: поместите в пробирку раствор гидроксида калия и прилейте к нему несколько капель фенолфталеина, а затем раствор уксусной кислоты; г) взаимодействие с растворами солей: поместите в пробирку раствор карбоната калия и прилейте раствор уксусной кислоты; д) взаимодействие с индикаторами: поместите в пробирку раствор уксусной кислоты и прилейте несколько капель индикатора. | Запишите уравнения протекающих реакций: а) б) в) г) д) |
Наблюдения: а) б) в) г) д) | Сделайте вывод о кислотно-основных свойствах уксусной кислоты. |
Вопросы и задания:
1. Какие свойства карбоновых кислот являются специфическими? Приведите уравнения соответствующих реакций.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чем заключаются особенности химических свойств ненасыщенных карбоновых кислот? Составьте уравнения реакций взаимодействия хлора с уксусной и акриловой кислотами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составьте уравнения реакций в соответствии со своим вариантом:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО учащегося ____________________________________________ «____»_____________________20____ г.
Практическая работа № 3