Классификация производственных процессов




Классификация, как правило, является первичной моделью исследуемой предметной области. Она определяет элементы и подсистемы, которые характерны для конкретной предметной области.

Схемы поточного производства представлены в табл. 19., схемы процессов изготовления представлены в табл. 20.

Таблица 19

Схемы поточного производства

Наименование Иллюстрация
Схема поточного производства
Схема параллельного поточного производства (с одним рабочим местом)  
Схема параллельного поточного производства с альтернативным рабочим местом
Схема параллельного поточного производства с произвольным выбором рабочего места      

 

Таблица 20

Схемы процессов изготовления

Наименование Иллюстрация
Детерминированная последовательность (постоянная, устойчивая)

 


Окончание табл. 20

Наименование Иллюстрация
Вариантная последовательность  
Независимая последовательность  

Рассмотрим первичный производственный процесс изготовления (ППИ). Приведенные схемы классификации позволяют по тем же правилам увидеть дальнейшую композицию (объединение, интегрирование) в более сложные модели. Такие правила композиции (объединения) называются изоморфными. Обратный процесс от представления сложной схемы (модели) до простых классификационных схем называется декомпозицией.

Производственные процессы по временному фактору можно классифицировать:

– на условно-непрерывные,

– на условно-прерывные.

Для процессов с условно-непрерывным ППП основной характеристикой является ритм производственного процесса, который является рассредоточенным параметром, так как можно понимать ритм одного процесса, ритм последовательности процессов и т. д.

Изменение ритма, следовательно, управление ритмом осуществляется прежде всего поддержанием необходимого уровня межоперационных заделов, который определяется из размера транспортной партии и необходимого страхового запаса. За счет этого может быть компенсирована несинхронность выполнения первичных производственных процессов. Для обеспечения равноритмичного производства необходимо всегда иметь страховой запас.

Условно-прерывные первичные производственные процессы характеризуются последовательной обработкой ограниченного размера партий предметов труда одного комплектования, которые могут рассматриваться как самостоятельный элемент процесса.

Таким образом, основным параметром, характеризующим производственные процессы, является ритм; для его поддержания необходимо следовать принципу обеспечения нормативного страхования запаса.

В информационном аспекте первичные производственные процессы описываются документами, так называемыми маршрутными картами. В них присутствуют информационные характеристики необходимых ресурсов: предмет труда, рабочее место и т.п., а также их реквизиты. По документам маршрутной карты могут быть составлены информационные модели, соответствующие структурным схемам.

Усложнение моделей, т. е. их агрегирование, порождает проблему перехода количества в новое качество. Эта проблема, как правило, решается с помощью автоматизированных информационных систем.

4.2.2. Модель изделия (объекта производства)

Как правило, модели объектов производства представляются в двух формах:

- графическая форма объекта производства

- аналитическая форма объекта производства.

В графической форме объект производства, как правило, соответствует графу типа дерево (рис. 43).

Аналитическая форма представлена в виде таблиц спецификаций. Следовательно, аналитическую форму можно представить в виде реляционной базы данных.

Используется линейная форма кодирования с применением позиционной десятичной формы счисления.

Объект производства (ОП) – это изделие. С точки зрения теории систем, ОП – это система, состоящая из подсистем сборочных единиц (СЕ) и элементов (деталей – Д). Такую систему также называют конструкторским составом изделия.

 

Рис. 43. Графическая форма объекта производства

Таким образом, изделие – совокупность различных сборочных единиц (СЕ) и деталей Д, связанных общей конструктивной схемой.

Правила кодирования:

1. Разбиваем все элементы сборочной единицы, определяющей конструктивный состав изделия, по уровням (0-4).

2. Для кодирования сборочных единиц и деталей на каждом уровне отводим по две позиции.

3. Используя десятичную систему счисления, нумеруем сборочные единицы и детали слева направо (табл. 20). Основное правило составления таблиц – сверху – вниз, слево – направо.

Используемая система кодирования позволяет сохранить все топологические свойства графической модели (граф типа дерево).

Таблица 21

Пример кодирования изделия

Наименование Код
0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
ОП          
СЕ          
Д          
СЕ          
Д          

 


Окончание табл. 21

Наименование Код
0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
СЕ          
Д          
СЕ          

Свойства кода:

- код сохраняет в себе информацию об иерархии вхождения сборочных единиц и деталей в состав изделия;

- код позволяет производить классификацию под множеством сборочных единиц (определяет детальный состав сборочных единиц).

Если существует система кодирования, то существует и система декодирования. Значит, возможна как декомпозиция изделия на сборочные единицы и детали, так и композиция.

Первоначально модель изделия как объект производства существует в форме конструкторской документации. Это, прежде всего, совокупность чертежей и спецификаций.

Спецификация – это список всех сборочных единиц, промежуточных продуктов, деталей и материалов, которые применяются в родительской сборочной единице с указанием норм их расходов. В спецификации каждая деталь и сборочная единица имеет свой «конструкторский код». Эти спецификации являются основой для формирования моделей технологических процессов и далее производственных процессов. В производственном процессе детали и сборочные единицы приобретают свойства ресурсов.

Различают следующие признаки классификации спецификаций:

– одноуровневые (табл. 22),

– многоуровневые (рис. 44, табл. 23),

– структурированные,

– модульные,

– транзитные,

– матричные,

–учетные и др.

В других отраслях деятельности такие спецификации могут также называться формулой, рецептом и др.

Спецификации могут быть формализованные и неформализованные. Формализованные спецификации, как правило, связаны однозначными ссылками в единую систему и могут быть реализованы в форме реляционной базы данных.

Неформализованные спецификации не связаны друг с другом однозначными ссылками и могут быть использованы независимо друг от друга.

Таблица 22

Пример одноуровневой спецификации

Компонент Наименование Ед. изм. Норма расхода
В СЕ шт.  
С СЕ шт.  

 

Рис. 44. Пример многоуровневой спецификации

Таблица 23

Пример многоуровневой спецификации

Номенклатурная позиция А
Уровень Компонент Наименование Норма расхода Ед. изм.
  B СЕ   шт
  D Узел   шт
  E Узел   шт
  F Узел   шт
  H Материал   кг
  G Материал   кг
  I Материал   кг
  C Узел   шт
  F Узел   шт
  E Узел   шт
  G Материал   кг
  I Материал   кг

 

Спецификации необходимы для таких организационных функций, как планирование, снабжение.

Технологический маршрут (по определению APICS [25]) – это информация, описывающая способ производства номенклатурной единицы.

Под номенклатурной единицей понимается объект производства или его часть, при производстве которого планируются и поставляются соответствующие ресурсы: материальные, финансовые, информационные, трудовые и др.

При планировании производства номенклатурной единицы порождаются соответствующие графики: приобретения ресурсов, поставки ресурсов, производства.

Технологический маршрут включает в себя операции. В модели эти операции представляют собой описания технологических и вспомогательных операций с точки зрения организации управления ресурсами.

В свою очередь операции представляют собой совокупность элементарных работ, выполняемых с элементарными ресурсами. В местах, определяемыми рабочими центрами (центрами затрат). Поэтому в модели технологического маршрута указываются также коды рабочих центров, а также атрибуты нормативных показателей.

Наиболее распространенной классификацией технологических маршрутов является следующая:

1. Основной технологический маршрут (базовый), как правило, используется для расчета определения производственного цикла на основании норм времени, выделяемых на выполнение основных и вспомогательных операций. В описании технологического маршрута, как правило, указываются атрибуты, связанные с использованием оборудования, инструментов.

2. Альтернативные технологические маршруты – это альтернативная совокупность операций, приводящая к тем же результатам.

3. Шаблоны. Обычно используются для семей изделий, проходящих одинаковый набор операций, переменными при этом могут быть размеры деталей. Любые элементы деталей могут иметь свои нормативные показатели на затрачиваемые ресурсы.

4. Повторная обработка. Такие операции хоть и не добавляют продукту ценности, но часто бывают необходимы.

Соотношение многоуровневой спецификации изделия и технологических маршрутов, изготовляемых по номенклатурным позициям, представлено на рис. 45.

 

Рис. 45. Единое представление спецификации изделия и технологического маршрута

Для описания технологических маршрутов, порождаемых соответствующими сборочными единицами, компонентами, материалами составляются спецификации компонент, материалов и кодов соответствующих им технологических маршрутов. Далее составление технологических маршрутов может быть детализировано до операций и атрибутов рабочих центров.

Как правило, модели технологических маршрутов содержат следующие реквизиты: код маршрута, краткое описание маршрута, учетные точки маршрута (проводится контроль выполнения маршрута).

4.6.3. Формализация технологического маршрута, рабочего центра для ЕRP-систем

Маршрутные технологии – это отдельные шаги в той последовательности производственных операций, в которой они следуют при производстве предметов. Маршруты используются при составлении графиков работ и для планирования потребностей в мощностях до уровня рабочих мест. Во многих реальных ERP подходы к ведению маршрутов довольно похожи. Ниже приводится описание типичных функциональностей по ведению маршрутных технологий [28, 29, 30, 31].

ТМ представляет собой последовательность операций. При введении информации о технологических маршрутах широко применяется принцип типизации маршрутов и операций. Это позволяет обеспечить преемственность технологических решений, снизить затраты на технологическую подготовку, повысить адекватность информации о маршрутах и операциях в базе данных. Также используются альтернативные маршрутные карты на продукт.

Типовые маршруты – это маршруты, которые могут быть использованы для более чем одного предмета. Типовая операция – это операция, которая может быть применима более чем в одном маршруте.

Рабочий центр (РЦ) – это станок, оборудование или группа станков и оборудования и рабочие места или группа рабочих мест, на которых выполняются операции технологического процесса и которые принимаются в качестве единицы планирования и учета. Под типом РЦ понимают тип операции, выполняемой на данном РЦ: машинная, немашинная (ручная). Стандартная аналитическая структура РЦ, ТМ, ТО в ERP представлена в табл. 24.

Процесс производства продукции на промышленных предприятиях регламентирован нормативными документами, установленными ГОСТ и ЕСКД. В перечисленных документах элементы производственного процесса представлены в виде определенных информационных идентификаторов (кодов), обеспечивающих уникальность информационного отображения того или иного элемента в процессе управления.

Таблица 24

Стандартная аналитическая структура РЦ, ТМ, ТО в ERP-системах

Свойства ТМ в ERP-системах   Свойства РЦ в ERP-системах   Свойства ТО в ERP-системах
Наименование Обозначение Наименование Обозначение Наименование Обозначение
Код операции ТО Код РЦ РЦ Код операции ТО
Код рабочего центра РЦ Смены: число, продолжительность С Тип операции ТТО

 


Продолжение табл. 24

Свойства ТМ в ERP-системах   Свойства РЦ в ERP-системах   Свойства ТО в ERP-системах
Наименование Обозначение   Наименование Обозначение   Наименование Обозначение
Требования к персоналу (количество, квалификация) П   Себестоимость: метод учета СБ   Шифр рабочего места РМ
Инструмент, приспособления, оборудование О Тарифы: трудозатраты, машинозатраты, наладка ЧТС, Т Требования к инструменту, оборудованию О
Длительность производственного цикла по операции ПЦ Тип резервирования запасов для заказа на производство З Длительность производственного цикла по операции ПЦ
Часовые тарифные ставки; коэффициенты ставки накладных расходов по операции; коэффициент выполнения норм времени; коэффициент использования рабочего времени. ЧТС   К Производительность и загруженность ПР Время передачи от предыдущей операции к следующей операции ПЦ1
Календарь РЦ КРЦ

 

Для описания технологических процессов на промышленных предприятиях нужно выделить понятия РМ, РЦ, ТО, ТМ, ЦЗ. Данные понятия являются всеобщими и относительными. Так, например, в понятие РМ входят:

1) понятие, когда РМ зафиксировано в пространстве и не изменяется во времени: станок, верстак, комната;

2) распределенное РМ; например, для электрика РМ является электрическая проводка в здании;

3) виртуальное РМ, например компьютерное РМ в сети.

Таким образом, РМ – это средства труда в совокупности с трудом, привязанные к объекту труда. Рабочий центр – это станок, оборудование или группа станков и оборудования, а также рабочие места или группа рабочих мест, на которых выполняются операции технологического процесса, которые принимаются в качестве единицы планирования и учета (рис. 46). ТМ состоит из ТО (рис. 47), схема ТМ, описанная с помощью графоаналитического языка, представлена на рис. 48.

Рис. 46. Схема РЦ Рис. 47. Схема ТО

 

 
 

 
 

Рис. 48. Схема ТМ

 
 

В ТМ установлена норма времени на выполнение работы, квалификация или разряды рабочих, необходимое оборудование. Таким образом, с помощью ТК составляются графики работ, планируется потребность в мощностях (рис. 49).

Рис. 49. Информационное содержание ТМ, РЦ

Рассмотрим применение метода элементной структуризации, изложенного в предыдущих параграфах, а также в [28, 29, 310, 320]. Выделение отдельного процесса из общего производственного процесса предприятия и более углубленный его анализ по существу представляет собой построение и анализ мнемосхемы взаимодействия ресурсов и укрупнение однородных элементарных процессов (рис. 50). В центре затрат происходит управление по количественным и стоимостным показателям {ЦЗg}= {Кv; Сf }.За стоимостные показатели Сf отвечает центр доходов, за расход количественных показателей Кv отвечает непосредственно сам центр затрат. Расход количественных показателей определяется технологическим маршрутом и процессами распределения ресурсов {Кv} = {ТМs, ПРe}. Описание ТМ и процессов распределения {ТМs}= {ПТn; РМl; Ок }, {ПРe}= { ПК z; ПРОy; ПУОu; ПЗРМ q }, где ТО – технологическая операция; ПТ – предмет труда; О – инструмент, оборудование; РМ – рабочее место; ПК – процесс комплектования; ПРО – процесс распределения оборудования; ПУО – процесс установления очередности; ПЗРМ – процесс загрузки рабочих мест; ПР – процессы распределения; С – стоимостные показатели центра затрат; К – количественные показатели центра затрат.

Таким образом, ЦЗ в интегрированной АСУ определяет целый ряд показателей по различным аспектам, представленным в табл. 25.

 
 

Рис. 50. Взаимосвязи элементов производственного процесса


Таблица 25

Показатели ЦЗ в интегрированной АСУ

Финансовое управление Сf
Производственное управление v} = {ТМs, ПРe}
Проектный менеджмент v; Сf }
Доходы, расходы Сf
Планирование ресурсов v} = {ТМs, ПРe}
Анализ и выявление свободных ресурсов v} = {ТМs, ПРe}

Методика формирования технологических маршрутов, рабочих центров состоит из следующих основных этапов (рис. 51):

1. Анализ требований концепции ERP.

2. Обследование управленческой и производственной деятельности предприятия.

3. Создание системной модели управленческой деятельности предприятия.

4. Создание системной модели производственных процессов предприятия на основе технологической документации.

5. Создание математической модели производственных и управленческих процессов предприятия на основе функционально-стоимостного анализа.

6. Анализ и формализация уровней и показателей системы организационного управления на основе системной модели управленческой деятельности.

7. Анализ и формализация ТМ, ЦЗ, РЦ в промышленности.

8. Преобразование моделей ТМ, ЦЗ, РЦ на основе правил эквивалентного преобразования в соответствии с требованиями и классификацией ERP.

Рассмотрим правила эквивалентного преобразования ТМ, ЦЗ, РЦ в соответствии с требованиями и классификацией ERP:

1) Составление реестра РЦ, ТМ, ТО.

2) Аналитическое описание ТО на основе функционально-стоимостного анализа.

3) Создание типовых, групповых, альтернативных ТО, ТМ, РЦ.

4) Кодирование ТО, ТМ, РЦ.

 

 

Рис. 51. Схема формирования РЦ, ЦЗ в соответствии с методологий ERP


Выводы по главе

Показано, что стандарты автоматизированного управления предприятием развиваются эволюционно: от MRP к MRPII и далее к ERP, ERPII и т.д. Рассмотрены организационные модели планирования производства с детализацией до модели изделия (объекта производства), а также до модели формализации технологического маршрута, рабочего центра с применением графоаналитического языка.

Проведен анализ функционирования ERP-системы по модулям «Планирование», «Производство», на основе которого определены методы создания системных моделей технологических маршрутов, рабочих центров и центров затрат. Показан формализованный графоаналитический метод моделирования технологического маршрута и рабочего центра на основе описаний ТМ, РЦ, применяемых для управления затратами в ERP-системах.


Контрольные вопросы

1. Перечислите концепции автоматизированного управления производственным предприятием.

2. В чем сущность концепции MRP?

3. В чем сущность концепции MRPII?

4. В чем сущность концепции ERP?

5. Перечислите функциональные отличия MRP и ERP.

6. В чем сущность концепции CSRP?

7. В чем сущность концепции CRM?

8. В чем сущность концепции SCM?

9. Особенности планирования в системах MRP/ ERP.

10. Охарактеризуйте алгоритм планирования в системах MRP/ ERP.

11. Дайте определение рабочего центра, технологического маршрута, изделия.

12. Опишите методику формирования технологического маршрута, рабочего центра.


ГЛАВА 5. Комплексная автоматизация задач управления предприятием

Ключевые слова: интегрированная система управления предприятием, финансово-управленческие системы, система поддержки эффективности управления (CPM), OLAP-технологии, информационно-аналитическая система (BI), ключевые показатели эффективности KPI, система сбалансированных показателей (BSC), система управления бизнес-процессами (BPMS), SaaS

§ 5.1. Интегрированные информационные системы управления предприятием

Как правило, информационные системы предприятий можно разделить на два больших класса: финансово-управленческие и производственные системы.

Финансово-управленческие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.).

Локальные подсистемы отличаются почти полным отсутствием настройки параметров предприятия и небольшой глубиной основных функций. Системы этой подгруппы рассчитаны на выполнение конечного числа стандартных бизнес-процессов.

Интегрированные системы отличаются большей глубиной и широтой охвата функций. Они уже нуждаются в настройке, которую в большинстве случаев осуществляют специалисты фирмы-разработчика. В такой системе могут быть описаны уже десятки бизнес-процессов.

Производственные системы в первую очередь предназначены для управления и планирования производственного процесса. Производственные системы требуют сложной и достаточно длительной настройки для удовлетворения всех потребностей предприятия.

Выбор таких систем осуществляется по соотношению «цена – комплексность обеспечения функциональных возможностей». Однако независимо от используемого программного продукта эффективное применение средств автоматизации возможно только при наполнении базы данных и базы знаний данных продуктов для конкретной предметной области. При этом трудоемкость формализации предметной области и наполнения программного продукта формализованной информацией составляет около 60% от общей трудоемкости построения интегрированной системы управления предприятием (корпоративной информационной системы, КИС).

Классификация информационных систем управления предприятием приведена на рис. 52.

Рис. 52. Классификация информационных систем

Качественная характеристика эффективности применения выделенных видов систем в зависимости от особенностей предприятий представлена на рис. 53.

Интегрированная система управления предприятием (ИСУП) – это набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятия: планирование ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) для производства товаров / услуг, оперативное управление выполнения планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, ведение хозяйственной деятельности.

Рис. 53. Эффективность применения систем [33]

Внедрение ИСУП предполагает централизацию данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержку территориально распределенных структурных единиц предприятия.

Следовательно, интегрированную автоматизированную систему управления промышленным предприятием можно представить в виде взаимосвязанных уровней управления (рис. 54).

При этом каждый уровень выполняет свою основную управленческую функцию:

· верхний уровень управления предприятием решает стратегические задачи, а соответствующая информационная система обеспечивает высший менеджмент данными для стратегического развития предприятия.

· средние уровни обеспечивают управление ресурсами в масштабе предприятия в целом, включая часть функций поддержки производства (долгосрочное планирование и стратегическое управление в масштабе: годовое, квартальное, месячное);

· производственный уровень управления решает задачи оперативного управления процессом производства, а соответствующая автоматизированная система обеспечивает эффективное использование ресурсов (сырья, энергоносителей, производственных средств, персонала), а также оптимальное исполнение плановых заданий (сменное, суточное, декадное, месячное) на уровне участка, цеха, предприятия;

· низшие уровни технологического управления решают классические задачи управления технологическими процессами.

Рис. 54. Информационно-управляющая структура предприятия

CPM-системы

В отличие от информационных систем класса ERP, которые позволяют обслуживать оперативную деятельность предприятия (логистику, управление персоналом, производство и прочее), CPM-системы призваны автоматизировать самый верхний уровень управления, то есть стратегические аспекты деятельности компании.

Системы поддержки эффективности управления (CPM – Corporate Performance Management; EPM – Enerprise Performance Management; BPM - Business Performance Management) – это совокупность методологий, отраслевых моделей, метрик, процессов и систем для отслеживания и управления эффективностью деятельности компании.

Ответом на потребности управленческого многомерного анализа в режиме реального времени стал такой инструмент работы с метаданными, как их обработка в режиме on-line (Online Analytical Processing, OLAP).

На базе OLAP-технологии возникли системы класса Business Intelligence (BI). Они появились как средства анализа деловой информации и поддержки принятия решений. BI-система собирает данные из всех имеющихся в организации источников и представляет руководителю компании выжимку из них, соотнесенную с целевыми показателями. Одновременно она позволяет спускаться обратно от неудовлетворительного показателя, через его составляющие к данным более низкого уровня, вплоть до первичных документов. В результате руководитель в максимально наглядной форме, на одном экране, видит текущее состояние дел.

Концепция CPM (EPM) является расширением и дальнейшим развитием понятия информационно-аналитических систем (BI), дополняя функции отчетности и анализа функциями консолидации, бюджетирования, стратегического планирования и прогноза.

Таким образом, с практической точки зрения СPM-подход к управлению бизнесом включает такие современные инструменты менеджмента как:

· ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI)

· система сбалансированных показателей (Balanced Scorecards, BSC);

· бюджетирование;

· системы мотивации персонала;

· различные модели мониторинга и контроля;

· бизнес-анализ финансовой и нефинансовой информации.

Ключевые показатели эффективности (KPI) – это инструмент измерения поставленных целей, который помогает организации определить уровень достижения поставленных стратегических и тактических целей и дает возможность оценить свое состояние, а также способствует оценке реализации стратегии.

Применение системы ключевых показателей позволяет выявить возможности улучшения уже существующих бизнес-процессов, связать стратегические цели предприятия с ежедневной работой его сотрудников, оценить деятельность компании в рамках выбранных показателей, т. е. способствует рассмотрению текущей ситуации в стратегической перспективе.

Основные функции систем поддержки эффективности управления:

· поддержка сбалансированной системы показателей на стратегическом и оперативном уровнях управления;

· поддержка системы ключевых показателей эффективности деятельности компании на стратегическом и оперативном уровнях управления;

· поддержка системы бюджетного управления компании (с возможностью планирования иерархически связанных бюджетов, скользящего бюджетирования, формирования нескольких сценариев бюджета – оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного, с поддержкой итерационных процессов согласования, утверждения и корректировки бюджетов);

· поддержка процессов управленческого моделирования и прогнозирования;

· поддержка процессов формирования управленческой и оперативно-аналитической отчетности в детализации по центрам ответственности, видам бизнеса, товарам и услугам, каналам и регионам, клиентам и поставщикам, проектам и другим аналитическим измерениям;

· поддержка формирования консолидированной финансовой отчетности (как в соответствии с национальными стандартами, так и по МСФО);

· поддержка проведения оперативного анализа данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании;

· поддержка процессов сбора, хранения и обработки информации (информационно-аналитические хранилища данных).

Источниками фактических данных для CPM/EPM – систем служат информационные системы класса ERP и другие учетные системы предприятия, а также внешние источники. Качество решения обеспечивается органическим функциональным сочетанием специализированной информационной системы класса CPM и ERP-системы, которые являются взаимодополняющими.

Автоматизированная система поддержки эффективности управления помогает:

· принимать управленческие решения на основе более своевременной, полной, достоверной и непротиворечивой информации о деятельности предприятия; о реализации стратегических и тактических целей;

· обеспечить взаимосвязь стратегического и оперативного контуров управления посредством системы KPI и основанной на ней системы бюджетного управления;

· снизить трудоемкость процессов бюджетирования и формирования отчетности; повысить качество бюджетов и прогнозов;

· оперативно формировать консолидированную финансовую отчетность на основании информации из множества разнородных источников;

· представлять отчеты, прогнозы, бизнес-диаграммы в удобном для пользователей виде, формировать произвольные запросы к системе в терминах предметной области, без необходимости изучения особенностей организации системы, структуры баз данных и т.д.

Когда ERP и CPM работают в «связке», движение информации примерно таково: вся учетно-оперативная работа и, соответственно, фактические сведения о хозяйственной деятельности хранится в ERP-системе, а CPM обеспечивает аналитическую отчетность, планирование и прогнозирование.

Один из ярких примеров такого успешного альянса – партнерство IBM Cognos и SAP [34, 350].

CPM-системы не заменяют собой программы учета или производственные системы планирования ресурсов (MRP, MRPII, ERP). Они дополняют учетные контуры существующих бизнес-приложений новыми возможностями для управленческого планирования. В такой архитектуре интегрированной информационной системы увязываются воедино стратегические цели предприятия с операционным уровнем планирования, контролем хода исполнения поставленных задач и развития ситуации.

Перечислим некоторые известные системы класса CPM – Comshare MPC (Geac Comshare), Hyperion Pillar (HYSL, Hyperion Solutions Corporation), Oracle Financial Analyzer (Oracle), IBM Cognos (IBM) и др.

§ 5.3. Системы управления бизнес-процессами (BPMS)

Согласно определению Gartner, BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) – концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям, и полагающаяся на такие принципы, как:

1) понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счет моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций,

2) использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов,

3) возможности динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем [36].

BPMS (Business Process Management System или система управления бизнес-процессами) – это технологическое программное обеспечение для поддержки концепции процессного управления (BPM), т.е. это интегрированный набор инструментов, позволяющий моделировать процессы, автоматически их исполнять и контролировать эффективность.

Для реализации описанных аспектов процессного управления BPMS, как правило, состоит из следующих элементов:

1) средство моделирования;

2) средство исполнения («движок»);

3) средство мониторинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: