Под проектированием понимается разработка схемы бизнес-процесса. В состав BPMS обычно входят:
1. Г рафический дизайнер для рисования схемы бизнес-процесса.
2. Репозиторий для ее хранения и организации совместного доступа.
Возможность моделировать бизнес-процесс при помощи графического редактора является принципиальной особенностью BPMS: проектирование бизнес-процесса должен выполнять бизнес-аналитик без участия программиста. Моделирование бизнес-процессов происходит с использованием одной из известных нотаций, например, BPMN.
Результат сохраняется на сервере, после чего процесс может быть инициирован. При необходимости в схему можно вносить изменения.
Альтернативно схема бизнес-процесса может разрабатываться в каком-либо из традиционных средств моделирования бизнес-процессов и переноситься в BPMS при помощи экспорта-импорта.
Средство исполнения
Ядром BPMS является его «движок» (BPM Engine). Он запускает экземпляры бизнес-процессов, отслеживает смену их состояний, хранит значения реквизитов, выполняет бизнес-правила.
Таким образом, исполнение начинается со схемы бизнес-процесса, которая загружается в «движок», где происходит запуск процесса. Исполнение подразумевает автоматическое прохождение шагов процесса, а также реализацию контроля. При этом каждый исполнитель, задействованный в функционировании бизнес-процесса, видит требуемое от него задание.
Средство мониторинга
Мониторинг подразумевает возможность оперативно (в реальном времени) отслеживать прохождение процесса по этапам и исполнителям, а также позволяет формировать отчетность и оценивать результативность и показатели (KPI) процесса [37].
|
Более подробно схема работы в системе BPM описана в [38].
Примерами BPMS являются: Oracle BPM Suite (Oracle Corp.); Unify NXJ (Unify Corp.); IBM Web Sphere Business Modeler Advanced (IBM); SAP Netweaver BPM (SAP); TIBCO iProcess Suite (TIBCO Software Inc.); Intalio (Intalio); Runa WFE (Консалтинговая группа «Руна») и др.
Многие системы класса ERP имеет встроенный модуль BPM.
Использование BPM-системы невозможно без средств автоматизации корпоративного уровня: OLAP-систем, комплексной системы автоматизации класса ERP, и DSS-решения (систем поддержки принятия решений) и т.д. По сути, BPM-решение – концепция управления эффективностью бизнеса, призванные объединить понятия миссии компании, стратегии развития, целей и долгосрочных планов.
Нотация моделирования бизнес-процессов (BPMN)
Нотация по моделированию бизнес-процессов (The Business Process Modeling Notation, BPMN) – это стандарт для моделирования бизнес-процессов и сетевых услуг, который впервые был выпущен в мае 2004 г. Руководство-спецификация представляет собой более чем двухлетние усилия BPMI Notation Working Group. Первичная цель стандарта BPMN состояла в составлении руководства, понятного всем категориям пользователей, от аналитиков и разработчиков до управленцев.
Не менее важной целью BPMN было создание внутренней модели, связывающей поколение языков XML с реализацией бизнес-процессов, как например BPEL4WS (Business Process Execution Language for Web Services) и BPML (Business Processing Modeling Language). Тем самым BPMN создает важное звено в виде стандарта между проектированием и внедрением бизнес-процесса. Разработка BPMN осуществлялась на твердой математической основе, чтобы язык реализации был максимально точен.
Конечный результат BPMN составляет диаграмма бизнес-процесса (Business Process Diagram, BPD), отображающая поток работ, основанный на стандартах графической нотации.
|
Нотация позволяет моделировать как простые, так и сложные бизнес-процессы. Для этого существуют две группы элементов. Первая группа содержит набор основных графических элементов BPMN, удовлетворяющих требованиям простой графической нотации (simple notation). Большинство бизнес-процессов моделируются с использованием элементов только этой группы. Вторая группа содержит полный перечень элементов BPMN, включающий также основные элементы, что позволяет удовлетворять требованиям комплексной нотации (powerful notation) и управлять более сложными ситуациями моделирования.
Важно отметить, что одной из причин создания BPMN явилась необходимость построения простого механизма для проектирования как простых, так и сложных моделей бизнес-процессов. Для удовлетворения этих противоречащих требований был применен подход систематизации графических элементов нотации по категориям.
Выделяют четыре основные категории элементов:
1) объекты потока управления (Flow Objects): события, действия и логические операторы;
2) соединяющие объекты (Connecting Objects): поток управления, поток сообщений и ассоциации;
3) роли или зоны ответственности (Swimlanes): пулы и дорожки;
4) артефакты (Artifacts): данные, группы и текстовые аннотации.
Элементы этих четырех категорий позволяют строить простейшие диаграммы бизнес–процессов. Для повышения выразительности модели спецификация разрешает создавать новые типы объектов потока управления и артефактов.
Пример диаграммы в нотации BPMN представлен на рис. 55.
|
Рис. 55. Пример диаграммы в нотации BPMN
§ 5.4. Использование облачных технологий в системах корпоративного управления
Software as a service (SaaS) («Программное обеспечение как услуга»), или Software on Demand (SoD) («Программное обеспечение по требованию») – модель продажи программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет.
Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и программного обеспечения, работающего на нем.
Облачными сервисами или SaaS называют программные продукты, размещенные на оборудовании сервис-провайдера и доступные через Интернет. Оплата облачных сервисов осуществляется с помощью подписок, что позволяет сэкономить на покупке и обслуживании программного обеспечения и оборудования.
Программное обеспечение по требованию обладает следующими ключевыми признаками [39]:
- доступ к программному обеспечению предоставляется в удаленном режиме по сетевым каналам с использованием веб-интерфейса;
- программное обеспечение разворачивается в едином дата-центре, а не на оборудовании каждого конкретного заказчика;
- программное обеспечение предоставляется на условиях аренды и предполагает периодические платежи. Стоимость технической поддержки обычно включена в стоимость арендной платы;
- обновления программного обеспечения устанавливаются централизованно на стороне провайдера SaaS. Таким образом, заказчикам не требуется устанавливать и следить за обновлениями системы.
В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО, заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать существенные средства для приобретения ПО и аппаратной платформы для его развертывания и затем обеспечивать работоспособность. Схема периодической оплаты предполагает, что в случае, если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.
С точки зрения разработчика, модель SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения, поскольку само программное обеспечение не попадает к конечным заказчикам. Кроме того, концепция SaaS часто позволяет уменьшить затраты на развертывание и внедрение систем технической и консультационной поддержки продукта, хотя и не исключает их полностью.
Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и программного обеспечения, работающего на нём. Согласно исследованию компании Gartner, рынок решений SaaS в мире демонстрирует постоянный рост.
В табл. 26 прприведены примеры SaaS-сервисы, работающие на российском рынке [40].
Таблица 26
Примеры внедрений SaaS-сервисов
Название сервиса | Название провайдера | Категория | Ссылка | |
1. | Мегаплан | Мегаплан | Управление задачами, управление проектами, CRM | www.megaplan.ru |
2. | SugarCRM | Группа компаний АЙТИ | CRM | www.crm-on-demand.ru |
3. | МойСклад | LogneX | Складской учёт | moysklad.ru |
4. | 24com | Интерактивные Информационные Системы | CRM | 24com.ru |
5. | Instant Business Network | Parking.ru/NT-Host | Управление проектами и совместная работа | pmbox.ru |
6. | InSales | Инсейлс | Электронная коммерция, интернет-магазины | www.insales.ru |
7. | DataQ | DataQ | Очистка и стандартизация контактных данных | www.dataq.ru |
8. | PointLoyalty | PointLoyalty | Программы лояльности | www.pointloyalty.ru |
9. | Elisa | Elisa Россия | Виртуальные конференции | www.elisa.ru |
10. | IntraService | IntraVision | ServiceDesk | www.intraservice.ru |
11. | Hosted Exchange | e-Style ISP | Обмен сообщениями и коллективная работа | www.hosting-exchange.ru |
Окончание табл. 26
Название сервиса | Название провайдера | Категория | Ссылка | |
12. | Офис в облаке | Открытый партнёр | Виртуальный офис | www.openpartner.ru |
13. | Yaware | MagneticOne | Учет времени и продуктивности | www.yaware.com.ua |
14. | Webils | Webils | E-Learning, LMS | webils.ru |
15. | iMind | InterMind | Видеоконференции, вебинары | imind.ru |
16. | Электронный офис | Креативные бизнес-технологии | Виртуальный офис | https://cbtoffice.ru/ default.aspx |
17. | HelpDesk | BOAS | Управление заявками | https://helpdesk. boas.ru/ |
18. | Телфин.Офис | Телфин | Коммуникации | https://telphin.ru/ index.php/solutions/ teleoffice |
Запущен в промышленную эксплуатацию сервис «Облако 1С», построенный по модели SaaS и позволяющий работать с программными инструментами «1С:Предприятие» через Internet без их установки и настройки на стороне клиента.
§ 5.5. Обзор рынка ERP-систем
По данным исследования IDC Russia Enterprise Application Software 2012-2016 Forecast and 2011 Vendor Shares, объём российского рынка интегрированных систем управления предприятием в 2011 г. составил $927,05 млн, что на 42,8% больше результатов предыдущего года.
Лидером российского рынка ИСУП в 2011 году осталась компания SAP, доля которой составила 47,8%. Значительно увеличила свою долю 1С, заняв второе место с 31,6%. Места с третьего по пятое заняли Oracle (7,5%), Microsoft Dynamics (6,9%) и «Галактика» (1,8%) [35].
В табл. 27 приведены некоторые ERP-системы, присутствующие на российском рынке.
Таблица 27
Примеры ERP-систем
Категория решения | Наименование ERP-системы (вендор) |
Решения для крупного и среднего бизнеса | SAP ERP, SAP R/3 (SAP AG) |
Oracle E-Business Suite (Oracle) | |
Baan (Infor) | |
1C:Предприятие (1С) | |
Галактика ERP (Галактика) | |
Infor ERP LN (Infor) | |
Microsoft Dynamics AX (Microsoft) | |
Microsoft Dynamics NAV (Microsoft Business Solutions) | |
Парус (Парус) | |
… | |
Решения для среднего и малого бизнеса | 1С:Управление производственным предприятием (1С) |
Microsoft Dynamics NAV (Microsoft Business Solutions) | |
Галактика ERP | |
Microsoft Dynamics AX (Microsoft) | |
SAP All-in-One (SAP AG) | |
Галактика Прогресс, Галактика Старт (Галактика) | |
Капитал CSE (Геликон Про) | |
… | |
Open Source решения для малого и среднего бизнеса | ERP5 |
Openbravo ERP | |
OpenERP | |
… |
Представленный перечень корпоративных информационных систем не претендует на полноту. Все ИСУП динамично развиваются, практически все ведущие производители ERP-систем предлагают дополнительно SaaS-сервисы, BI-приложения, мобильные приложения.
Разработка и внедрение системы ERP на предприятии – ответственный, сложный и далеко не всегда успешный процесс. Достижение положительного результата возможно только в условиях правильной организации работ.
К типичным проблемам, возникающим при внедрении ERP-систем, относят:
· перерасход запланированного бюджета по ERP-проектам;
· увеличение времени возврата инвестиций в ERP-проект;
· превышение сроков реализации ERP-проектов.
Согласно данным Panorama Consulting, чаще всего компании внедряют следующие модули ERP-систем: 77% – управление финансами, 62% – управление продажами и дистрибуцией, 51% – управление материалами, 50% – управление персоналом, 45% – CRM, а также управление складом [270].
Краткая характеристика системы «1С:Управление производственным предприятием v.8»
Продукт «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» (1С:УПП) – комплексная информационная система класса ERP, охватывающая основные контуры управления и учета на производственном предприятии.
При изложении данного параграфа использованы материалы фирмы 1С, более подробную информацию можно посмотреть на сайте www.v8.1c.ru.
Решение позволяет организовать единую информационную систему для управления деятельностью предприятия (рис. 56) посредством использования следующих модулей:
· Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия (PM);
· Управление:
o финансами (FRP, PM);
o персоналом, включая расчет заработной платы (HCM, HRM);
o отношениями с покупателями и поставщиками (CRM);
o продажами (SCM);
o закупками (SCM, SRS, DPR);
o складом (запасами) (ITS, WMS);
o производством (APS, SFC, TPS, FCRP, RCCP, MRP, MPS, SOP)
o основными средствами и планированием ремонтов (EAM).
Рис. 56. Единая информационно-управленческая система фирмы 1С [41]
Специализированный инструмент 1С:УПП – «Монитор эффективности» ориентирован на оперативную оценку ключевых показателей эффективности; встроенный механизм позволяет добавлять новые показатели для каждого конкретного предприятия.
В подсистему «Управление финансами» входят следующие подсистемы:
· бюджетирование;
· управление денежными средствами;
· бухгалтерский учет;
· учет по международным стандартам (МСФО);
· также имеется возможность консолидации отчетности с использованием «1С:Консолидация 8».
Подсистема Управление персоналом предназначена для информационной поддержки кадровой политики компании и автоматизации расчетов с персоналом. В числе возможностей подсистемы:
· планирование потребностей в персонале и решение задач обеспечения бизнеса кадрами – подбор, анкетирование, оценка;
· кадровый учет и анализ кадрового состава;
· анализ уровня текучести кадров и их причин;
· ведение регламентированного документооборота и расчет заработной платы работников предприятия;
· автоматический расчет регламентированных законодательством начислений, удержаний и налогов.
Подсистема «Управление отношениями с клиентами» (CRM) позволяет оперативно реагировать на запросы клиентов, четко планировать взаимодействие с ними, оценивать результаты различных маркетинговых и рекламных акций по привлечению клиентов.
Подсистема «Управление продажами» обеспечивает сквозную автоматизацию процесса продаж продукции и товаров на производственном предприятии, в оптовой и розничной торговле. Подсистема включает средства планирования и контроля продаж, позволяет решать задачи управления заказами покупателей.
Подсистема «Управление производством» предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством.
Основные функциональные возможности подсистемы:
· управление данными об изделиях;
· построение укрупненного, уточненного и посменного плана;
· генерация сменно-суточных заданий;
· управление затратами и расчет себестоимости продукции;
· сценарное, скользящее и проектное планирование производства;
· интеграция планирования продаж, производства и снабжения с подсистемой бюджетирования.
На основе стратегического бизнес-плана предприятия и имеющихся заказов с учетом различных параметров формируются планы продаж, используемые в дальнейшем остальными подсистемами планирования (рис. 57).
Рис. 57. Схема подсистема планирования производства [41]
Реализована функция учета нормативных расходов материалов при производстве и анализ отклонений от норм. Основным средством планирования материальных расходов на изготовление продукции являются спецификации.
Для целей посменного планирования весь технологический процесс можно представить в виде набора последовательностей операций. Такой набор представляет собой маршрутную карту изготовления продукции (рис. 58).
Рис. 58. Пример технологической карты [41]
Процесс посменного планирования производства представлен на рис. 59.
Рис. 59. Планирование производства [41]
На основе укрупненного плана производства, уточненного плана продаж, данных о полученных заказах и фактических учетных данных завершенного периода составляется уточненный план производства. А уже на основе уточненного плана производства составляется план производства по сменам.
Уточненный план производства и посменный план составляются с детализацией до номенклатурных позиций, используемых материалов, рабочих центров. Под рабочим центром здесь понимается место выполнения технологической операции: станок, группа оборудования, цех.
План производства по сменам отличается от уточненного плана производства большей степенью детализации и более коротким периодом планирования. Предусматривается формирование детального посменного графика производства и потребления, оценка его исполнимости с учетом запланированной загрузки ресурсов.
Посменное планирование обладает следующими возможностями:
· планирование с учетом доступности мощностей;
· формирование детального план-графика производства и операций;
· учет времени транспортировки между складами и подразделениями;
· уточнение производственного плана до отдельных номенклатурных позиций с расчетом точных сроков производства;
· формирование графика загрузки производственных мощностей и потребности производства в сырье и комплектующих;
· формирование графика финальной сборки с уточнением сроков производства;
· расчет загрузки рабочих центров в ходе определения графика потребностей в материалах;
· формирование плана-графика потребностей производства;
· формирование заданий на производство, сменно-суточных заданий;
· контроль и анализ отклонений от выполнения заданий.
Подсистема «Управление затратами» специально предназначена для учета фактических затрат предприятия и расчета себестоимости продукции на основе данных управленческого учета.
Функционал управления затратами решает следующие задачи:
· учет фактических затрат отчетного периода в необходимых разрезах в стоимостном и натуральном измерении;
· оперативный количественный учет материалов в незавершенном производстве;
· учет фактических остатков незавершенного производства на конец отчетного периода в необходимых разрезах;
· учет брака в производстве и на складах;
· расчет фактической себестоимости выпуска за период основной и побочной продукции – неполной и полной производственной себестоимости и фактической полной себестоимости реализации продукции, в том числе расчет себестоимости выпуска продукции у переработчиков;
· расчет себестоимости выпуска в течение месяца по документам выпуска по прямым затратам или по плановой себестоимости;
· учет переработки давальческого сырья;
· предоставление отчетных данных о порядке формирования себестоимости;
· предоставление данных о структуре себестоимости выпуска.
Подсистема «Управление основными средствами и ремонтами» позволяет вести все унифицированные операции с основными средствами, а также осуществлять планирование и учет деятельности по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования.
Основные ключевые характеристики платформы 1С:Предприятие 8 (для версии 8.2):
· поддержка нескольких СУБД (MS SQL, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle);
· работа кластера в операционных системах Windows и Linux;
· отказоустойчивость за счет резервирования кластера;
· тонкий клиент;
· веб-клиент (Windows, Linux, iOS, MacOS);
· работа в разных часовых поясах;
· прогрессивный инструментарий и средства отладки.
Функциональные возможности «1С:УПП» могут быть расширены за счет интеграции с другими программными продуктами на единой платформе «1С:Предприятие 8»:
· 1С:Консолидация;
· 1С:Документооборот;
· 1С:Управление корпоративными финансами;
· 1С: PDM Управление инженерными данными;
· 1С: MDM Управление нормативно-справочной информацией;
· 1С: Управление проектным офисом;
· 1С: Аренда и управление недвижимостью;
· 1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия.
Выводы по главе
Разработка и внедрение интегрированной информационной системы управления предприятием – сложная нетривиальная задача, требующая значительных затрат ресурсов и слаженной творческой работы команды проекта.
В основе интегрированной информационной системы – единое информационное пространство предприятия, объединяющее его информационные ресурсы как в структурированном, так и в неструктурированном виде.
Разработка корпоративной информационной системы предполагает интеграцию (на уровне доступа, на уровне данных, на уровне процессов и т.п.) и организацию взаимодействия различных информационных систем и технологий, поддерживающих стандарты автоматизированного управления предприятием (ERP, MRP и т.п.), стандарты процессного управления (BPM), стандарты электронного документооборота и т.д.
Отметим, что для внедрения ИСУП необходимы референтные модели бизнес-процессов, которые будут реализованы в данной системе. Созданы эти модели могут быть с использованием одной из известных нотаций.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение ИСУП.
2. Перечислите основные классы ИСУП.
3. Перечислите функции, выполняемые подсистемами в рамках ИСУП в зависимости от уровня управления: стратегический, уровень предприятия, уровень производства, уровень цеха и т.п.
4. Что такое CPM-системы?
5. Назовите функции и назначение BI-систем.
6. Перечислите основные функции систем поддержки эффективности управления.
7. Что такое концепция BPM?
8. Перечислите основные элементы BPM-систем (BPMS).
9. Перечислите особенности нотации моделирования бизнес-процессов (BPMN).
10. Что такое SaaS?
11. Назовите преимущества использования облачных сервисов.
12. Приведите примеры ERP-систем для разных сегментов рынка.
13. Назовите функциональные особенности системы 1С: Управление производственным предприятием.
14. Назовите архитектурные особенности системы 1С: Управление производственным предприятием.