Тема 2 первобытное общество на территории Беларуси.




Блок 1(включает в себя 3 темы).

Тема 1 Введение

Вопрос 1. Предмет, значение и цели курса «История Беларуси». Источники по истории Беларуси.

Вопрос 2. Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

Вопрос 1. Предмет, значение и цели курса «История Беларуси». Источники по истории Беларуси.

Предмет курса. История Беларуси – наука, которая исследует развитие человеческого общества в прошлом на территории современного государства республики Беларусь.

Значение и цель курса. Значение изучения истории своей родины можно очертить таким образом: для того чтобы любить Родину, надо ее уважать, а чтобы уважать Родину надо ее знать, знать же Родину без знания ее истории не возможно, потому что история нашей Родины, эта основа знаний о ней. Таким образом, окончательная цель изучения, курса истории Беларуси это формирование чувства патриотизма.

Источники по истории Беларуси. Все источники по истории Беларуси разделяются на две группы:

1. Те, что образовались до возникновения письменности:

а) материалы археологических раскопок;

б) лингвистические материалы, белорусские и старославянские языки и топонимика (названия деревень, местечек, городов, рек, озер и т.д.);

в) устное народное творчество – сказки, былины, поговорки, легенды, песни.

2. Те, что образовались после возникновения письменности: законодательные акты, материалы делопроизводства, статистические материалы, летописи и хроники, мемуарная, научная и публицистическая литература, материалы периодической печати, кино- фото- и фонодокументы.

Из всех этих источников известно, что Беларусь прошла долгий и сложный путь в своем развитии.

 

Вопрос 2. Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

Методологические подходы. В исторических исследованиях, а также при преподавании истории используются два методологических подхода, формационный и цивилизационный.

Формационный подход придумали и обосновали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основной принцип формационного подхода при изучении истории – это когда для освещения степени развития общества используется характеристика способа производства. Другими словами, когда время разделяется на первобытную формацию, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую и коммунистическую. Но факт распада СССР поставил под сомнение правильность формационного подхода, потому многие историки обратились к цивилизационному подходу.

Цивилизационный подход придумал Джордж Арнольд Тойнби. При изучении истории он предлагал рассматривать цивилизации: египетскую, шумерскую, китайскую, русскую, западноевропейскую; как единые целостности, ограниченные временем и пространством. По мнению Тойнби, каждая цивилизация циклична, а все цивилизации имеют преемственность. То есть, каждая цивилизация имеет возрасты как человек: рождение, детство, юношество, зрелость, старость и смерть. Молодые цивилизации перенимают достижения старых и погибших и, таким образом, каждая новая цивилизация переходить на более высокий уровень.

Периодизация истории Беларуси. При изучении истории ее разделяют для большего удобства на периоды – отрезки времени, когда происходили исторические события.

Большое значение имеют критерии – признаки, на основе которых делается периодизация. В европейской историографии (истории исторической науки) существует своя «трёхчленная схема» периодизации истории: Древний мир – Средневековье – Новое время. Ее разработали западноевропейские гуманисты XVI – XVII вв.

В российской дореволюционной историографии сложился своеобразный государственнический подход. История России разделялась на периоды в связи с развитием государственной власти. Главной двигательной силой истории считалось государство.

В советское время в историографии и истории Беларуси господствовала формационная периодизация истории, которая делила время на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический периоды.

Сегодня в ряду курсов истории Беларуси используется хронологическо-территориальная периодизация. События излагаются последовательно в хронологическом порядке с учетом того, в составе каких государств Беларусь тогда находилась.

Примером такой периодизации может служить следующая:

1. С древних времен до 9 в. – первобытное общество на территории Беларуси.

2. 9 – 13 в. Полоцко-туровский период, или период Киевской Руси.

3. 13 в. – 1569 г. Беларусь в Составе ВКЛ.

4. 1569 г. – 1795 г. Беларусь в составе РП.

5. 1795 г. – 1917 г. Беларусь в составе РИ.

6. Февраль – март 1918 г. БНР

7. 1919 – 1991 БССР

8. С 1991 Период независимой Республики Беларусь.

 

 

Тема 2 первобытное общество на территории Беларуси.

Вопрос 3. Первоначальное заселение белорусских земель. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси (каменный век).

Вопрос 4. Индоевропейский период этнической истории Беларуси (бронзовый и железный века). Балты и славяне на территории Беларуси.

Вопрос 5. Языческие верования древних предков белорусов.

Вопрос 3. Первоначальное заселение белорусских земель. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси (каменный век).

Каменный век. На счет происхождения мира и человека наиболее распространены креационная и эволюционная теории. Согласно креационной теории мир и человек созданный Богом. Согласно эволюционной теории жизнь появилась на земле сама, более сложные живые организмы возникли из более простых, а человек ведет своё происхождение от обезьяны.

Ученые эволюционисты убежденны, что наиболее древние обезьянолюди появились на Земле около 2,6 млн. лет назад в Африке. Приблизительно миллион лет назад они проникли в Европу. По их мнению существует пять степеней преобразования обезьяны в человека. 1 – южная обезьяна (австралопитек), 2 – человек умелый (хомо хобилис), 3 – человек прямоходящий (хомо эректус), 4 – неандерталец, 5 – кроманьонец. Эволюционная теория первого относит к питекам, это значит к обезьянам; второго третьего и четвертого к питекантропам, это значит к человеко-обезьянам и только последнего к людям.

Ученые креационисты относят первых двух к обезьянам остальных трех к людям и убеждены, что мир и люди созданы Богом. В наше время существует много литературы, которая рассказывает историю о том, как в свое время (приблизительно с середины 19 века.) пиарилась идея происхождения человека от обезьяны и как фабриковались доказательства этой теории.

Надо отметить, что в официальной науке не принято говорить о недостатках эволюционной теории и напротив принято, критиковать креационную. Однако на самом деле эволюционная теория имеет недостатки более сильные, чем креационная и, с течением времени, недостатков этих скапливается все больше и больше, и потому многие ученые, рискуя карьерой, переходят на сторону креационизма.

Примером таких важных недостатков эволюционной теории является то, что так и не найдено ни одного бесспорного доказательства происхождения человека от обезьяны. Все останки «переходных форм» от обезьяны к человеку, фрагментарные на столько (берцовая кость, кусок челюсти и т.п.), что добросовестный ученый не возьмется сказать с уверенностью, то ли это останки «человеко-обезьяны», то ли это останки обычной обезьяны.

Второй недостаток это существование «удивительных артефактов». Ричард Томпсон и Майкл Кремо написали книгу, где были собраны сведения о так называемых «удивительных артефактах». Сведения о них замалчиваются, ведь они ниспровергают теорию эволюции. Примерам удивительных артефактов могут служить каменная кладка и останки ботинка в слое каменного угля. Согласно теории эволюции каменный уголь образовывался в эпоху, когда не было не только человека, но и динозавров, каким, же образом в него попала рукотворная каменная стена и ботинок. Другим примерам удивительных артефактов может служить находка захоронения неандертальца в железном шлеме и кольчуге. Согласно теории эволюции неандертальцы жили в раннем каменном веке – палеолите и в принципе не могли обрабатывать железо, тем более на таком высоком уровне. Надо отметить, что таких находок тысячи, но они замалчиваются и, даже, уничтожаются эволюционистами.

Свою лекцию по этой тематике я строю согласна теории эволюции, потому что этого требует программа, но хочу, чтобы вы знали и о существовании альтернативных теорий.

Каменный век. Каменный век, это когда подавляющее большинство орудий труда делалась из камня. Считается, что каменный век это самый длительный век в истории человечества. Начался он 2 600 000 лет до н. э. и закончился 3000 лет до н. э. Когда было изобретена Бронза. Первый этап каменного века назывался палеолит и длился он с 2 600 000 год до н. э. до 10 000 лет до н. э.

Палеолит.Первоначальное заселение территории Беларуси. Наиболее древние доказательства присутствия человека на территории Беларуси относятся к среднему палеолиту или эпохи Мустье (100 – 35 тыс. лет до н. э.) Это отдельные и очень не многочисленные орудия труда, найденные около деревень Светиловичи, Подлужье на Гомельщине, Обидовичи на Могилевщине. После себя, их оставили неандертальцы. Орудий труда, оставленные неандертальцами, осталось не много тому, что их поселения уничтожены ледником.

После начала верхнего палеолита (35 000 лет до н. э. – 10 000 лет до н. э.) на короткий период, приблизительно 24 – 22 тыс. лет до н. э. юг Беларуси растаял, и тут появились люди современного типа или кроманьонцы. Правда, в эпоху верхнего палеолита тут и их было очень не много. Выявлено всего две стоянки на Гомельщине около деревень Юревичи и Бердыш. На каждой из них жило до 60 человек. Возможно, что стоянок эпохи палеолита в Беларуси было значительно больше, но найдено на сегодняшний день только две.

Природные условия в эпоху верхнего палеолита были чрезвычайно тяжелыми. Жизнь была возможна всего два тысячелетия на юге Беларуси и то, жизнь эта была жизнью среди вечной мерзлоты. Климат того времени в Беларуси были таким же как теперь за полярным кругом, было очень холодно даже летом. Территорию нашей страны населяли мамонты, шерстистые носороги, северные олени. Охота на этих животных загонным способом и собирательство были основными занятиями первобытных людей. Охота загонным способам была возможна только большими мужскими коллективами. Основным изобретением эпохи палеолита был огонь. Согласитесь, тяжело переоценить значение этого изобретения.

Мезолит. Последний ледник отступил с севера Беларуси 10 тыс. лет тому назад. Рельеф местности, сеть рек, также как растительный и животный мир, постепенно стали похожими на современные. Началась эпоха мезолита, которая дотируется на территории Беларуси 10 000 лет до н. э. – 5 000 лет н. э. С юга по рекам происходило заселение Беларуси людьми. Основным изобретением эпохи мезолита были лук и стрелы. Благодаря этому изобретению изменился характер охоты, он стал индивидуальным. Кроме лука и стрел важным изобретением эпохи мезолита были лодка, рыболовные снасти кроме рыболовной сети (рыболовная сеть изобретена в следующие эпохи), в эту эпоху была прирученная собака. В Беларуси были выявлены около 80 стоянок эпохи мезолита. На каждой из них могло проживать не более 60 человек. Таким образом, можно сделать вывод, что население Беларуси в эпоху мезолита составляло 4800 человек. Но это цифра не может быть точной по двум причинам. 1. Стоянки эпохи мезолита могли быть выявлены не все. 2. Многие племена этой эпохи вели странствующий образ жизни, потому многие стоянки эпохи мезолита были временными привалами на маршруте одной и той же группы людей.

Неолит на территории Беларуси. Был в конце 5 000 лет до н. э. 3 000 лет до н. э. К этому времени климат стал более теплый и в Беларуси появились лиственные леса. Люди этой эпохи перешли к осёдлому образу жизни. Именно в это время в жизни первобытных людей произошли многие коренные изменения. Произошла так называемая неолитическая революция. Неолитическая революция, это переход от присваивающих форм хозяйствования к производящим. Другими словами от охоты и собирательства к земледелию и животноводству. Кроме земледелия и животноводства в неолите были изобретены керамическая посуда, ткань, рыболовная сеть и много новых технологий. Например, изобретён шахтовый способ добычи кремня. В Беларуси кремневые шахты эпохи неолита были найдены около поселка Красносельский, что недалеко от Гродно. Кремень это наилучший камень для изготовления орудий труда. Но в неолите технологии обработки камня развились на столько, что орудия труда можно было делать из любого камня потому, что его научились пилить сверлить и шлифовать.

Среди неолитических памятников Беларуси очень часто встречаются свидетельства того, что уже зародилась частная собственность и имущественное неравенство. Например, захоронения эпохи неолита бывают чрезвычайно бедными и чрезвычайно богатыми. Около красносельских кремневых шахт находят янтарные украшения, которые могли быть привезены только с берегов Балтийского моря. Это указывает на наличие обмена кремня на янтарь, что уже является зачатком торговли.

С 2 600 000 до 800 г. до н. э. в Беларуси люди жили родовыми общинами. Объединение нескольких родовых общин (родов) складывало племя. Поэтому такой общественный строй называется родоплеменным. Родом управлял старейшина, а племенем управлял совет старейшин и вождь. На должность вождя выбирали одного из старейшин. Власть вождя сильно ограничивалась старейшинами.

Во время с 3 000 лет до н. э. – 800 лет до н. э. на территории Беларуси был бронзовый век. Расширялись производящие формы хозяйства, основанные на животноводстве и первобытном земледелии. Появились медные и бронзовые изделия: ножи шилья, наконечники копий, топоры. Бронзовый век в Беларуси представлен сравнительно небольшим количеством бронзовых изделий, которые попадали сюда через обмен. Большинство орудий труда изготавливалось по-прежнему из кремня, рога и кости. При раскопках часто на поселениях и могильниках попадаются разнообразные шлифованные топоры.

Очень важная черта бронзового века в Беларуси – повсеместное распространение животноводства и мотыжного земледелия. При мотыжном земледелии под посевы готовились небольшие участки земли, которые обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. Лес при этом не жегся и не корчевался. В таких условиях роль животноводства была более существенная по сравнению с земледелием.

В бронзовом веке родоплеменной строй потерпел существенные изменения. Появилась новая форма управления – военная демократия. Военная демократия это когда всеми вопросами жизни племени управляет собрание полноправных мужчин – воинов (только воин считался полноправным). Благодаря военной демократии женщины были отстранены от власти. Такая форма управления стала необходимой потому, что в бронзовом веке на территории Беларуси стали появляться пришлые племена, встречи с которыми проходили не всегда мирно. Население Беларуси в это время по понятным причинам жило в укрепленных городищах.

В 800 лет до н. э. 500 лет н. э. на территории Беларуси длился железный век. Родовая община начала распадаться на отдельные семьи – муж, жена, дети, которые селились уже в деревнях не по родственному принципу. Таким образом, образовалась соседская община. Кстати, деревни упомянуты не случайно, потому, что люди в это время переселились из городищ в селища, то есть деревни. Так происходило потому, что люди себя ощущали в большей безопасности, чем в предыдущую эпоху. Полагают, что на территории Беларуси в железном веке у балтов была уже зачатки государственности, которые позволяли людям ощущать себя в безопасности.

 

Вопрос 4. Индоевропейский период этнической истории Беларуси (бронзовый и железный века). Балты и славяне на территории Беларуси.

По конспекту.

 

Вопрос 5. Языческие верования древних предков белорусов.

По конспекту.

 

Тема 3. Европа и Беларусь в раннем и высоком средневековье. Становление государственности восточных славян. (9 – 13 ст.).

Вопрос 6. Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества – первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси.

Вопрос 7. Социально-экономичное развитие белорусских земель в IX – XIII вв.

Вопрос 8. Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX – XIII вв.

 

Вопрос 6. Зарождение государственности у восточных славян. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества – первые раннефеодальные государственные образования на территории Беларуси.

По конспекту.

 

Вопрос 7. Социально-экономичное развитие белорусских земель в IX – XIII вв.

Князь и дружина. Первоначально Князь избирался только на период войны в качестве командующего войском. После победы воины расходились по домам, а князь становился одним из рядовых граждан. С развитием собственнических отношений территории побежденных племен становились собственностью победителей. Чтобы их контролировать и собирать дань, нужен был постоянный князь и постоянное войско. Поэтому Князь оставался князем и после войны, а с ним постоянной была и часть войска – дружина. Она так называлась потому, что вероятно в первоначальные дружины входили друзья князя.

Каждую зиму Князь со своей дружиной отправлялся в полюдье – поездку по людям с целью сбора дани. Сначала дань брали как плату с тех, кто был побежден во время войны. Князь являлся в поселения и требовал от жителей дань. Подвластные ему люди несли разное добро: меха, мед, воск, продукты питания. Собрав дань в одном месте, князь с дружиной переезжал в другое.

Позже князья начали требовать дань и со своих соотечественников как плату за защиту от неприятеля. Изменился и сам порядок сбора дани. Крестьяне сами начали привозить ее князю. Для этого были определены специальные места. Они назывались погостами. Некоторые погосты стали началами городов. При сборе дани князь рассматривал жалобы, вершил суд, наказывал виновных.

Крестьяне платили дань, но были свободными и земельные наделы принадлежали им. Такие крестьяне, а также свободные горожане назывались – Людьми. Люди, которые частично потеряли свою свободу, людьми уже не назывались.

Те, кто взял купу, то есть ссуду, назывались уже закупками. Когда они возвращали ссуду или отрабатывали её, то снова начинали называться Людьми.

Те, кто набрал столько ссуд, что не в состоянии их отдать заключали договор – ряд и становились рядовичами. Пройти путь из людей в рядовичи было просто а вот обратно, почти не возможно. (Сказочное судить-рядить на современном языке значит обсуждать и договариваться, ведь ряд это договор). Обычно рядович отдавал свою землю в собственность кредитора, но и сам обязывался работать на этой земле на пользу кредитора.

Зависимых людей в Киевской Руси еще называли Челядью. Слово челядин в 9 – 13 ст. имело широкий и узкий смысл. Широкий – челядью называли все категории зависимого населения, узкий – так называли домашних слуг.

Холопами называли рабов. Слово раб использовалась исключительно по отношению к женщинам наложницам – говорили о таких «раба».

Рабы в восточнославянских княжествах были, но рабство было патриархальное, к рабам относились как к членам семьи. Основным источником добывания рабов были войны и связанный с ними захват людей в плен. Пленник становился рабом. Если раб оставался в славянских землях он жил в относительно легких условиях и мог, даже, выкупиться на свободу. Но часто рабам не везло потому, что их продавали и покупали, как любой другой товар. Много их шло на продажу за границу, преимущественно в Византию.

Князья за счет дани становились чрезвычайно богатыми, потому у них было много рядовичей и челяди, которую хозяева селили в селах. Кстати село это населенный пункт, где жили исключительно зависимые люди. Населенны пункт, где жили свободные люди, назывались деревнями.

Наилучшим своим дружинникам князья давали села в кормление, то есть давали право собирать дань с некоторых своих сёл, оставляя за собой права забрать от дружинника село себе назад. Села, данные в кормление, назывались поместьями (дружинник как бы туда временно помещался). Поместье давалось до живота или до воли. До живота, то есть до смерти; до воли, то есть до тех пор, пока князь не захочет его забрать.

Наиболее опытным и заслуженным своим дружинникам и боярам, села дарились, то есть передавались в полную собственность. Они могли боярами передаваться в наследство, дариться, продаваться. Такие села назывались вотчинами.

Необходимо отметить, что рядович IX – XIII веков сильно отличался от классического крепостного. Он был должником, а не собственностью барина. Его нельзя было продать, жизнью его нельзя было распоряжаться, убийство его наказывалась как убийство свободного. Кстати, рядовичи эта очень небольшая часть населения Восточнославянских княжеств IX – XIII веков большая часть их населения это свободные крестьяне, что жили в деревнях или свободные горожане.

В общем, феодализм в Киевской Руси, так и не приобрел классических форм, где крепостной крестьянин 100 % собственность феодала. Такой феодализм начал только зарождаться с начала 16 столетия, то есть в последние 50 лет независимости ВКЛ. Кстати и в Московском государстве феодализм приобрел классические черты приблизительно в это же время.

Таким образом, в IX – XIII вв. у восточных славян сосуществовали три хозяйственных уклада:

а) первобытнообщинный, который был еще очень сильным;

б) рабовладельческий, который не получил значительного развития, как, например, Греции или Римме;

в) новый феодальный, который рождался и прокладывал свой путь в будущее.

Класс феодалов в IX – XIII вв. также еще не приобрел классические формы. Феодалы, это князь и дружина. Дружина разделялась на старшую и младшую. Младшая включала в себя гридней и мечников. Мечники – простые воины, гридни – охрана князя. В старшую входили бояре, которые исполняли роль офицеров в дружине и советников князя. Далеко не все бояре имели вотчину многие только поместье. Дружинник младшей дружины в лучшем случае имел дом, где жила его семья. Многие дружинники жили в усадьбе князя и были не женатые. Если свободный человек хотел стать дружинником, ему надо было спросить разрешение у князя. Если князь соглашался, то желающий сначала на некоторое время становился отроком. Отроки изучали воинское дело и исполняли хозяйственные работы при княжеском дворе. После обучения отрок сдавал экзамен после, которого он мог погибнуть, мог быть прогнанным взашей, а мог стать мечником или гриднем (пересдач не было:). Гридень и мечник мог дослужиться после до боярина. Были случаи, когда отроками, дружинниками, а потом боярами становились, даже, рабы, таким был воспитатель Владимира Святославича Добрыня.

Таким образом, феодалы IX – XIII веках в восточнославянских княжествах не были замкнутой социальной прослойкой в неё могли попасть все желающие даже несвободные все зависело от личных качеств человека.

В IX – XIII веках города не были собственностью князя и бояр. Горожане воспринимали князя с дружиной как богатого соседа и не больше. Городом управляло вече, это собрание всех полноправных горожан. Каждый горожанин имел дома оружие и хорошо им владел. При необходимости горожане образовывали полк, который возглавлял тысяцкий. Таким образом, князь опирался на дружину, а вече на полк. Вече и было тем самым полком. Дружинники были лучше вооружены, чем ополченцы, но ополченцев было на много больше. Если вечу князь не нравился, то его могли выгнать из города.

Князь в городе и княжестве исполнял важные функции. Он организовывал оборону княжества, представлял его на международной арене, исполнял функцию судьи. Суд в восточнославянских княжествах происходил по писаному законодательству. До нас дошли восточнославянские сборники законов, которые назывались правдами «Русская правда», «Правда Ярославичей» и т.п.

Восточнославянские города имели приблизительно одинаковую планировку. В центре находилась детинец, там жил князь и большая часть дружины. Детинец был хорошо укрепленным центром, во время осады города он был последним рубежом обороны, во время опасности в нем спасались все горожане. Часто детинец называли «кром», отсюда «укромное место», позже кремль. Кругом детинца строился посад, там жили ремесленники торговцы семейные дружинники. Посад также обносился хорошими стенами. В посаде был торг и собор. Торг это и рынок, и место где собиралось вече. Вокруг города была околица, там жили ремесленники, которые занимались огнеопасными профессиями, и крестьяне которые обеспечивали город свежими овощами и фруктами. В некоторых городах и околицы обносились стенами.

Вопрос 8. Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX – XIII вв.

До введения христианства отношения между людьми и богами строились по принципу ты мне я тебе. Когда славянин хотел дождя на своё поля он молился и приносил жертвы Даждьбогу. Когда Даждьбог не давал дождя славянин брал кнут и лупил идол Даждьбога. Тоже самое и с князем, пока князь нравился вечу он княжил, если не нравился его выгоняли кнутами. Владимир же решил изменить этот порядок в свою пользу.

Больше и больше усиливалась княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало нужду в новых взглядах. Возникала необходимость в тесных связях с другими государствами, которые тогда становились христианскими.

Ознакомлению с христианством содействовал поход восточных славян в 907 г. в Византию. В нем участвовали полоцкие воины. Славяне-язычники имели возможность близко познакомиться с новой для них верой.

Наиболее важной исторической вехой в распространения христианства среди восточных славян был 988 г. Великий князь киевский Владимир Святославич принудил киевлян креститься, то есть принять христианскую религию. Когда Владимир захотел сменить многобожие на единобожие. К нему пришли священники из соседних государств с предложением принять их веру. Это были иудеи, мусульмане католики и православные. Иудейская религия была отклонена, так как запрещала, есть свинину. Мусульманства была отвергнуто потому, что запрещала, не только есть свинину, но и употреблять алкоголь. Владимир так и сказал «Вино есьм веселие Руси не может без него бытии». Католичество было отклонено потому, что в католичестве считалась, что Папа Римский более важный человек, чем король или князь. Владимир не хотел делиться властью в своём государстве с Папай Римским, что полностью оправдано. Только православие, византийское христианство соответствовало всем требованиям Владимира. Кстати, официально христианство разделилось на православие и католичество, только, в 1054 году после смерти Владимира. Не официально этот раздел существовал с четвёртого века от Р.Х.

Из исторических источников известно, что первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда, ее сын Изяслав и следующие князья. Летопись свидетельствовать, что после принятия христианства Изяслав стал князем и был очень набожным.

В XII в. происходило скорое строительство церквей и монастырей. В одном только Полоцке было построено не меньше десяти каменных церквей и основано три монастыря. Деревянных церквей строили намного больше.

Церковь – слово греческого происхождения. В переводе на русский язык означает «божий дом». Понятие «церковь» имеет два значения. Во-первых, это религиозная организация, которая объединяет последователей христианской религии. Во-вторых, церковь – строение для христианского богослужения, помещение для верующих (прихожан), которые тут молятся.

Для руководства деятельностью церкви в крупных городах и княжествах начали создаваться епархии. (Епархия – церковный округ величиной с княжество, которой управлял епископ.) Отсюда следует, что епископ – это руководитель епархии. Полагают, что в Полоцке епархия возникла в 992 году. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 году. Первым ее епископам стал Фома.

Распространение новой религии имело очень важные исторические итоги. Они в основном были положительными. Прежде всего, христианская вера возвышала человека над природой. Только человеку, учила церковь, Бог дал ум и душу, a Иисус Христос своими страданиями давал ему вечную жизнь. Таким образом верующий христианин ощущал себя наивысшим из существ, которые живут на Земле, венцом всей природы.

Вера в вечную жизнь, стремление попасть в рай воодушевляли людей делать добро, помогать бедным, терпеливо переносить страдания земной жизни. Самоубийство, учила церковь, есть тяжелый грех. Даже во время смертельной опасности, страшных страданий и испытаний у человека оставалась надежда на Бога. Это укрепляло жизненные силы людей.

Христианство по сравнению с язычеством улучшала моральное состояние общества. Христианские заповеди (нормы поведения): почитай отца твоего и мать твою, не убей, не укради, не обмани – содействовали установлению хороших отношений между людьми, и с приходом христианства исчезло многоженство.

Распространение христианства содействовала развитию письменности и образования. При церквях и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только образованными людьми, но и советчиками в делах.

После принятия христианства на территории Беларуси развернулось каменное строительство. Соборы, церкви и монастыри стали самыми красивыми и величественными строениями того времени. Их прелесть присоединяла верующих людей к высокому искусству, вносила в их повседневную жизнь радость познания прекрасного.

Вместе с тем церковь богатела за счет верующих, приобретала земли вместе с крестьянами. Сама она превращалась в феодала, которому население платило церковную десятину (десятую часть своих доходов).

Фанатично (без меры) верующие люди отходили от общественной жизни, мучили себя голодом, холодом, болезнями и преждевременно умирали. Они не заботились о том, чтобы своем потомкам создать лучшие условия жизни.

Письменность. Наличие у восточных славян в дохристианские времена письменности является предметом споров для историков. Часть их убеждена, что письменность в восточнославянских землях появилась только с введением христианства. Другие говорят о «чертах и резах» – системе письма у наших предков, которая существовало тут во времена язычества. К таким ученым относятся Фодей (Тадеуш) Воланский и Геннадий Берневич они доказали, что этруски предшественники римлян на Апининском полуострове и что этруски это славяне. Народ этрусков оставил после себя много письменных памятников, в том числе и знаменитый Фестский диск. Ученые всех стран не могли и не могут их прочитать до сегодняшнего дня. А вот ученые царской России научились читать этрусскую письменность уже в начале ХІХ века потому, что они для прочтения текстов использовали древнеславянский язык. Тексты, которые таким образом озвучиваются даже понятные для нас сегодняшних, так как они похожи на 30 % на современный русский язык. Таким образом, этруски, учителя римлян – славяне, наши предки.

С введением христианства в Белорусских землях распространилась сначала глаголица, а потом кириллица, которую принято считать греческим алфавитом, что был приспособлен под нужды славянской фонетики.

Самые ранние памятниками кириллического письма на территории Беларуси относятся к ХІ в. Это надпись на камне Софийского собора в Полоцке, и «Туровское евангелие» которой является настоящим произведениям искусства. Оно украшено заглавными буквами, что нарисованы красной, синей и зеленой краской.

К памятникам письменности ХІІ века относятся Рогволодовы камни, найденные в русле Западной Двины с изображениями креста и надписями «Господи, помози рабу своему Борису» и такой же Рогволодов камень около Орши. К этому же времени относиться гребень с буквами славянского алфавита, найденный в Бресте. Большую научную ценность имеют берестяные грамоты, что были обнаружены при раскопках Витебска и Мстиславля. Грамоты свидетельствуют о том, что писать и читать в ХІІ века умели не только церковнослужители и знать, но и простые люди. Узорам письменности Турова ХІІ века является «Сказание о мнихе Мартине». В нем говорится о тяжелой жизни монаха отшельника в кельи Борисоглебского монастыря.

Ефросинья Полоцкая 1104 – 1167. Княжна Предслава дочь Полоцкого князя Святослава, что был младшим сыном Всеслава Чародея, чтобы не выходить замуж в 12 лет постриглась в монахини. Первоначально жила в пристройке Полоцкого Софийского Собора и переписывала книги, потом основала женский и мужской монастыри, а при них школы и мастерские по переписыванию книг. На свои средства построила церковь Спаса, заказала ювелиру Лазарю Богше знаменитый крест, а в 1167 отправилась в Иерусалим к гробу Господнему. Во время этого путешествия умерла. Е. Полоцкая первая в восточнославянских землях женщина, что зачислена к числу святых. Сейчас она является покровительницей Беларуси.

Кирилл Туровский 1130 – 1182. Сын зажиточных родителей, который отказался от богатства и принял монашеский постриг. Будучи монахом, он много читал и занимался самообразованием, благодаря чему в скором времени стал хорошим проповедником и получил большой авторитет среди верующих. За искусство красиво говорить Кирилла Туровского прозвали златоустам. В 1158 г. он стал Туровским епископом. После себя он оставил большую по тому времени литературное наследство: 30 молитв, 8 слов поучений, 3 притчи. Самым лучшим его произведениям является притча «о душе и теле или о храмом и слепом».

Климентий Смолятич. Церковный деятель ХІІ века годы рождения и смерти точно не известны. Первый в истории славянский митрополит. До него и долгое время после него Митрополитами были греки, которых присылал в Киев константинопольский патриарх. Им было написано «Послание к пресвитеру Фоме», где автор обосновывает право Киевской митрополии на независимость от Константинополя.

Авраамий Смоленский церковный деятель ХІІ века годы рождения и смерти точно не известны. Один из лидеров православной церкви в Смоленском княжестве, который был не просто священником и монахам, но и настоящим духовным пастырем для смолян. Для исторической науки интересен не столько сам Авраамий, сколько книга, которая рассказывает о его жизни. Книга называется «Житие Авраамия Смоленского», что было написана в 1240 г. Монахам Ефремом. В этой книге впервые в истории употреблён письменный Белорусский язык. Книга является доказательством того, что на белорусском языке говорили и писали уже в 1240 году.

Архитектура и искусство. После принятия христианства на территории Беларуси распространился византийский крестово-купольный архитектурный стиль. Попав на белорусскую почву, он разделился на две архитектурные школы полоцкую гродненскую (под словом «школа» тут понимается способ строительства).

К полоцкой архитектурной школе относятся такие памятники архитектуры как Софийский собор, Спасо-Евфросиньевская церковь, церковь Бельчицкого монастыря и др. Основным признаком полоцкой архитектурной школы является способ кладки стены, который называется техника скрытого ряда. Сначала ложился ряд из плинфы (плинфа – кирпичина 30 на 30 на 3 см) потом ряд из булыжного камня, потом опять из плинфы и опять из камня и так от фундамента до самой крыши. Ряды из булыжника между рядами плинфы прятались за толстым слоем цемянки (цемянка, известковый раствор который до второй половины ХІХ использовался вместо цементного). Таким образ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: