Речь Джона Стюарта Милля




Версия 2

(автор – Руслан Кортоев, 2006 г.)

В своих исследованиях в пользу общего, но неравномерного права голосования я вовсе не принимал в расчёт различия полов. В отношении политических прав я считаю это обстоятельство совершенно в той же мере ничтожным, как и различие в росте или цвете волос у членов общества. Всякое человеческое существо имеет одинаковый интерес иметь хорошее управление. Это касается благосостояния всех членов общества, и все одинаково нуждаются в праве иметь голос, чтобы обеспечить за собой свою долю общественных благ.

Если и есть разница, то женщины в этом праве нуждаются более мужчин, потому что, будучи слабее физически, они нуждаются в покровительстве закона и общества. Человечество давно покинуло те единственные начала, на которых основывалось заключение, что женщины не должны иметь права голоса. Никто теперь не говорит, что женщины должны быть порабощены, что они не должны иметь ни другой мысли, ни другого желания, ни другого занятия, как только быть домашними рабами своих мужей, отцов и братьев. Позволяют женщинам незамужним, и немного недостает, чтобы позволить и замужним, иметь собственное состояние, иметь денежные дела, подобно мужчинам; находят сообразным, чтобы женщины размышляли, писали и преподавали. Как скоро это всё дозволено, политическая неспособность женщин лишается всякого основания.

Общественное мнение настоящего времени высказывается ежедневно с возрастающею силой против права общества решать, на что способно или не способно каждое отдельное лицо, и что ему позволить или не позволить. Если существующие начала, политические и политэкономические, на что-нибудь годны, так это только на то, чтобы доказать, что единственно отдельные лица могут дельно судить об этих предметах, и что при полной свободе выбора везде, где есть действительное разнообразие способностей, большинство людей обратится к тем занятиям, к которым каждый из них наиболее способен, между тем как одни только исключения будут действовать иначе. Или направление прогресса новейшего времени ложно, или же он должен довести общество до полного уничтожения всяких исключений и политических неспособностей, которые заграждают человеку путь к какому-либо частному занятию.

Но не стоит даже и доказывать далее, что женщины должны иметь и право голоса. Если бы это и было в такой же мере справедливо, как оно на деле несправедливо, что женщины составляют класс зависимый, деятельность которого ограничивается только домашним хозяйством и который подчинен домашней власти, то все-таки они нуждались бы в покровительстве права голоса, чтобы быть огражденными от злоупотреблений этой власти. Мужчины точно так же, как и женщины, нуждаются в политических правах не для того, чтобы другие не могли дурно управлять ими. Большинство мужского пола состоит и будет состоять в продолжение всей своей жизни из полевых и фабричных работников; но это нисколько не уменьшает права голоса для этого большинства, не делает его право на голос менее неотъемлемым, если только это большинство не стремится употребить его во зло.

Никто не думает, что женщины будут злоупотреблять правом голоса. Самое худшее, что говорят, - это, что они будут подавать голос как существа несамостоятельные, по приказанию их родственников мужского пола. Если это должно быть, то пускай так и будет. Если они будут размышлять сами, то это будет великое добро, если же нет, то от этого не будет никакого зла. Для человека будет уже великое благо, если с него снимут оковы.

В нравственном положении женщины было бы значительным шагом вперед уже и то, что закон не считал бы её неспособной иметь мнение и не заслуживающей права на участие в важнейших из дел человеческих. Для них лично было бы важно иметь что-нибудь такое, чего их родственники мужского пола не могли бы требовать у них силой и, тем не менее, желали бы получить.

Немаловажно было бы также, что муж был бы принужден рассуждать о каком-нибудь вопросе со своей женой, и что право голоса не принадлежало бы исключительно ему, а было бы общим достоянием.

Кроме того, улучшилось бы качество самих голосов. Мужчина при подаче голоса был бы часто принужден искать частных причин, которые могли бы привлечь под его знамя существо более прямого и беспристрастного характера.

Дайте право голоса женщине, и она поймет это! Она научится смотреть на политику, как на вещь, о которой ей позволено иметь мнение и в отношении которой всякий, у кого есть убеждение, должен ему и следовать в своих действиях; она приобретет чувство личной ответственности, не будет думать, как теперь, что как бы ни было велико зло, произошедшее вследствие её влияния, ей бы только уговорить мужчину, а дальше всё будет хорошо, и его ответственность всё покроет.

Только тогда она перестанет действовать как возмущающая сила на политическую совесть мужчины, когда её подтолкнут к составлению собственного мнения, и когда она поймет те основания, которые должны помочь ей устоять против искушений личного и семейного интереса. Её косвенная деятельность только тогда перестанет приносить политический вред, когда обратится в прямую. Я предположил, что право голосования основывается, как и следовало бы по природе вещей, на личном достоинстве человека. Там, где оно основано на условиях собственности, как в Англии и в большей части других стран, несообразность еще резче. Мне представляется более чем иррациональным то обстоятельство, что принцип и система представительства, основанные на условиях собственности, откладываются в сторону относительно женщины, хотя бы она представляла в себе все условия, требуемые от избирателя - мужчины, т.е., имела независимое положение, владела домом, была главой семейства, платила подати и выполняла все обязательства, налагаемые правом голоса; для неё создается исключение с единственною целью лишить её политических прав. Если к этому прибавить, что страна, в которой так поступают, управляется женщиной, и славнейший правитель, которого когда-либо знала эта страна, была женщина, то мы будем иметь полную картину несообразностей и едва прикрытой клеветы.

Будем надеяться, что прежде, чем исчезнет следующее поколение, различие пола, так же как и различие цвета кожи, не будет считаться достаточным оправданием для того, чтобы лишить человека одинакового покровительства закона и истинных прав гражданина.

 

В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН

Речь Мэри Уоллстонкрафт

Версия 1

(автор – Л.Р. Хут, 2005 г.)

Дамы и господа!

С моим именем (не мне судить, насколько это обоснованно) сопрягают формирование теоретических основ феминистского движения, т.е. движения за равноправие женщин. Кстати, сам термин «феминизм» появился уже после моей смерти. Его автором считается французский социалист-утопист Шарль Фурье, живший в XIX в.

Действительно, я была первой женщиной, которая осмелилась публично сформулировать требования о предоставлении женщинам права голоса и равного права на образование в памфлете «В защиту прав женщин», вышедшем еще в 1792 г. Но я никогда, подчеркиваю, никогда не выступала за абсолютное равенство полов, придерживаясь идеологии «разделенных сфер».

Меня часто спрашивают, что заставило меня, рядовую англичанку, вторую из семи детей в семье с весьма средним достатком, сознательно избрать дорогу, в которой было гораздо больше терний, чем звёзд и элементарного женского счастья.

Что я могу ответить? Обстоятельства нашей жизни часто заставляют поступать нас так, как мы ранее и предположить не могли. Главное обстоятельство жизни женщины – мужчина, который рядом. Судьба распорядилась так, что большую часть моей недолгой жизни (я прожила 38 лет) рядом со мной оказывались не те мужчины.

Моему старшему брату семья отдавала предпочтение только потому, что он будущий мужчина, но случилось так, что заботу об умирающей матери и младших братьях и сестрах я впоследствии взяла на свои плечи. Муж моей сестры Элизы не справился со своей ролью любящего отца и заботливого мужа, и я вынуждена была забрать страдающую от жестокой послеродовой депрессии сестру из его семьи. И таким образом в моей жизни разразился первый публичный скандал.

Как женщина, я искренне стремилась к тому, единственному, который был мне предначертан, но, увы, дорога оказалась слишком длинной. Я не стыжусь признаться, что дважды из-за многочисленных измен близкого мне человека, ставшего отцом моей старшей дочери Фанни, я пыталась покончить жизнь самоубийством. Второй раз из Темзы меня без сознания и почти без признаков жизни вытащили лодочники. Женщина создана Богом, чтобы её любили; бесконечно терпеть и страдать нельзя.

Не в лучший период своей жизни я стала задумываться на тему о том, почему добродетель значит не одно и то же для мужчин и женщин. Если мужчина – ведущий, а женщина – ведомая, т.е. если мужчина – воспитатель женщины и её наставник, то почему он не наставляет её силой личного примера?

Я пришла к выводу, что женщины в современном мне обществе подготовлены только к тому, чтобы быть игрушкой в руках мужчин, что брак – это институт, который обеспечивает мужчин ещё одной статьей имущества – женой. Я разуверилась в нём.

Когда я почти ни во что уже не верила, судьба улыбнулась мне, и я встретила, наконец, того, к которому стремилась всю свою жизнь. Наша с Уильямом Годвином дружба «переплавилась в любовь». Мы думали одинаково, мы смотрели на мир одними и теми же глазами, мы любили друг друга в мире, который, казалось, забыл, что значит само это слово. Я вышла замуж за этого человека, я родила ему дочь Мэри. Но, наверное, наше счастье было таким откровенным, что вызвало зависть богов. Через 11 дней я умерла от послеродовых осложнений и ненадлежащего медицинского ухода.

Сегодня я хочу быть услышанной не во имя себя, а во имя всех вас, мои дорогие сестры, кто жаждет быть услышанными и, наконец, «стать видимыми», а также во имя вас, дорогие мужчины, без помощи которых это не будет возможным.

В настоящее время всем бросается в глаза такое положение: по странному стечению социальных, религиозных и экономических обстоятельств мужчина живет отдельно от женщины.

Хуже всего то, что они как будто и не стремятся к сближению. Точно им нечего сказать друг другу. Очаг остыл, за столом молчание, постель холодна.

Всю жизнь женщина вынуждена нести на себе печать бытия, отклоняющегося от мужской нормы, т.е. ощущать себя воплощенным «ходячим» отклонением. Женщина в глазах общества изначально лишена презумпции невиновности. Если неправ мужчина, этому обычно находится оправдание, но если неправа женщина, то объяснение дается стереотипное: «Все бабы – стервы». Таким образом, женщине вменяется некоторая ущербность уже в силу того, что она женщина. Все женщины, вне зависимости от классовой принадлежности, - жертвы мифов, обычаев и предрассудков, закрепляющих двойной стандарт. Но, согласитесь, смотреть на женщину исключительно в категориях блудницы либо раскаявшейся грешницы – это всё равно, что смотреть на мужчину как на воплощенную святость и жертву вечного обмана. Всё началось с Адама и Евы и этого проклятого яблока. При первом же случае Адам всю ответственность свалил на женщину. А интересно, кстати, какого пола был змей-искуситель? Не женщина наградила Спасителя предательским поцелуем, не она трижды отреклась от него; когда апостолы задрожали, она не устрашилась – последняя у креста и первая у гроба.

Если ничего не изменится, то вскоре это будут уже не два пола, а два народа. В этих условиях у нас нет выбора. Надо прекратить постоянное выяснение отношений, а задуматься над тем, чем мы, мужчины и женщины, действительно можем помочь друг другу.

Ключ к свободе – это размышляющая индивидуальная совесть, а не законы или догма. Главное – самоуважение, независимость и пытливость. Недобровольное подчинение любому лицу, институту или обычаю ограничивает и разрушает. Существующая система поощряет только женское тщеславие и учит женщин быть послушными, неразмышляющими служанками мужчин. Женщины должны иметь право на умственное развитие, без которого невозможны самосовершенствование и общественные преобразования. Женщины должны развивать ум, самостоятельно мыслить и учиться самоуважению. Женское самосовершенствование и эмансипация, в свою очередь, освободят и оздоровят всё человечество. Воспитание и образование – неотъемлемое право всех людей и средство, с помощью которого женщины могут обрести независимость и равноправие. Мальчики и девочки должны получать одинаковое образование. Женщины должны тратить меньше времени на внешний лоск, меньше потакать своим слабостям к платьям, косметике, картам и танцам и больше времени уделять таким умственным занятиям, как чтение, писание и беседы. Праздность – как мужская, так и женская – совершенно нетерпима.

Признаем же, наконец, что, если мужчина – это творец, то женщина – это творец творца, она – улыбка на устах Бога. Мужчина и женщина – два полных и относительных существа, составляющих две половинки одного целого. Мужчина и женщина – две шкатулки, в которых хранятся ключи друг от друга. Женщина умирает, если у неё нет защиты и родного угла. Женщина есть любовь. Дайте ей любить, и вы сделаете из неё все, что вам угодно. Ты, мужчина, силён. Она, женщина, божественна, как дочь и сестра природы. Она опирается на твою руку, но у неё есть крылья. Дети и женщины – это аристократия человеческого рода.

Я хочу закончить своё выступление поэтическими строками о любви, принадлежащими «сердцу сердец», знаменитому английскому поэту-романтику XIX в. Перси Биши Шелли, который, много лет спустя после моего ухода из жизни, станет мужем моей дочери Мэри. Стихотворение называется «Философия любви»:

Ручеёк сливается с рекой,

А река – с могучим океаном;

Ароматный ветерок весной

Неразлучен с ласковым дурманом;

Одиноким в мире быть грешно –

И, покорны высшему закону,

Существа сливаются в одно…

Что ж меж ними ставишь ты препону?

 

Видишь, к небу тянутся хребты,

А волна к волне спешит в объятья,

И друг к другу клонятся цветы,

Словно к сёстрам любящие братья;

И земля лежит в объятьях дня,

И луна целует гладь морскую,

Но скучны их ласки для меня,

Если губ твоих я не целую!

 

 

В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН

Речь Мэри Уоллстонкрафт

Версия 2

(автор – Л.Р.Хут, 2006 г.)

С моим именем (не мне судить, насколько это обоснованно) сопрягают формирование теоретических основ феминистского движения, т.е. движения за равноправие женщин. Действительно, я была первой женщиной, которая осмелилась публично сформулировать требования о предоставлении женщинам права голоса и равного права на образование в памфлете «В защиту прав женщин», вышедшем еще в 1792 г.

Меня часто спрашивают, что заставило меня, рядовую англичанку, вторую из семи детей в семье с весьма средним достатком, сознательно избрать дорогу, в которой было гораздо больше терний, чем звёзд и элементарного женского счастья.

Что я могу ответить? Обстоятельства нашей жизни часто заставляют поступать нас так, как мы ранее и предположить не могли. Большую часть своей недолгой жизни я должна была бороться за право просто быть для себя и близких мне людей. Моему старшему брату семья отдавала предпочтение только потому, что он будущий мужчина, но заботу об умирающей матери и младших братьях и сестрах я впоследствии взяла на свои плечи. Муж моей сестры Элизы не справился со своей ролью любящего отца и заботливого мужа, и я вынуждена была забрать страдающую от жестокой послеродовой депрессии сестру из его семьи. И таким образом в моей жизни разразился первый публичный скандал.

Как женщина, я искренне стремилась к тому, единственному, который был мне предначертан, но, увы, дорога оказалась слишком длинной. Я не стыжусь признаться, что дважды из-за многочисленных измен близкого мне человека, ставшего отцом моей старшей дочери Фанни, я пыталась свести счёты с жизнью. Женщина создана Богом, чтобы её любили; бесконечно терпеть и страдать нельзя.

Когда я почти ни во что уже не верила, судьба улыбнулась мне, и я встретила, наконец, того, к которому стремилась всю свою жизнь. Наша с Уильямом Годвином дружба «переплавилась в любовь». Мы думали одинаково, мы смотрели на мир одними и теми же глазами, мы любили друг друга в мире, который, казалось, забыл, что значит само это слово. Я вышла замуж за этого человека, я родила ему дочь Мэри. Но наше счастье было недолгим. Через 11 дней после рождения дочери я умерла от послеродовых осложнений и ненадлежащего медицинского ухода.

Сегодня я хочу быть услышанной не во имя себя, а во имя всех вас, мои дорогие сестры, кто жаждет быть услышанными и, наконец, «стать видимыми», а также во имя вас, дорогие мужчины, без помощи которых это не будет возможным.

В настоящее время всем бросается в глаза такое положение: по странному стечению обстоятельств мужчина живет отдельно от женщины. Хуже всего то, что они как будто и не стремятся к сближению. Точно им нечего сказать друг другу. Взаимное отчуждение и одиночество. Знаете ли вы, что такое одиночество? Наверное, сейчас многие из вас горько усмехаются в душе. Да, есть одиночество в толпе – ощущение, которое каждый из нас хотя бы раз испытал в своей жизни. Но есть еще одиночество вдвоём. Я не знаю, что страшнее. Но если главное обстоятельство жизни женщины – это мужчина, который рядом, то самое страшное для неё – это одиночество вдвоём, когда Он не говорит Ей: «Не бойся, Я с Тобой. Ни за что не оставлю Тебя и никогда не покину Тебя». Не говорит, потому что не слышит Её.

Всю свою жизнь женщина вынуждена нести на себе печать бытия, отклоняющегося от мужской нормы, т.е. ощущать себя воплощенным «ходячим» отклонением. Женщина в глазах общества изначально лишена презумпции невиновности. Все мы, вне зависимости от классовой принадлежности, - жертвы мифов, обычаев и предрассудков, закрепляющих двойной стандарт.

В поисках ответов на вопросы, которые меня волновали, я много читала. Библию, отцов церкви – Августина Блаженного, Фому Аквинского… В средневековом трактате «Молот ведьм» нашла, например, такие строки: «Женщина – это химера… это чудовище украшено превосходным ликом льва, обезображено телом вонючей козы и вооружено ядовитым хвостом гадюки. Это значит: её вид красив, прикосновение противно, сношение с ней приносит смерть».

Устоявшиеся в общественном сознании женские образы расположились для меня на двух полюсах: «коварная соблазнительница», «силки для мужчин», «сварливая мегера», «заядлая расточительница», с одной стороны, и «обманутая невинность», «покорная жена», «благочестивая матрона» - с другой. Я с ужасом поняла, что не вписываюсь ни в один из них, и они мне активно не нравятся, потому что я не цветочек из гербария, я – живая!

Если ничего не изменится, то вскоре мужчина и женщина будут уже не два пола, а два народа. В этих условиях у нас нет выбора. Надо прекратить постоянное выяснение отношений, а задуматься над тем, чем мы, мужчины и женщины, действительно можем помочь друг другу. Ключ к свободе – это размышляющая индивидуальная совесть, а не законы или догма. Главное – самоуважение, независимость и пытливость. Недобровольное подчинение любому лицу, институту или обычаю ограничивает и разрушает. Существующая система поощряет только женское тщеславие и учит женщин быть послушными, неразмышляющими служанками мужчин. Женщины должны иметь право на умственное развитие, без которого невозможны самосовершенствование и общественные преобразования. Женщины должны развивать ум, самостоятельно мыслить и учиться самоуважению. Женское самосовершенствование и эмансипация, в свою очередь, освободят и оздоровят всё человечество. Воспитание и образование – неотъемлемое право всех людей и средство, с помощью которого женщины могут обрести независимость и равноправие. Мальчики и девочки должны получать одинаковое образование. Праздность – как мужская, так и женская – совершенно нетерпима.

Признаем же, наконец, что, если мужчина – это творец, то женщина – это творец творца. Она Ева и Дева Мария; она - идол, прислуга, источник жизни, мощь тьмы; она – элементарное молчание истины; она – лукавство, болтливость и ложь; она – целительница и колдунья; она – добыча мужчины, она же – его погибель; она – всё, чем он не является, но что хочет иметь; она - его отрицание и смысл его жизни. Она – улыбка на устах Бога.

Голос людей, думающих самостоятельно, куда более энергичен, чем голос любого правительства, какие только способна измыслить человеческая мудрость. Я очень надеюсь, что коллективная мудрость всех нас, собравшихся сегодня в этом зале, позволит выработать эффективные способы решения женского вопроса и не даст нашему молодому феминистскому движению выродиться в примитивный экстремизм дурного пошиба, в этакое «женское освободительное движение» (Women’s liberation) с весьма печальными последствиями и для мужчин, и для самих женщин. Спасибо!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: