ПРАВОСУДИЕ И ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)




А.П. ФОКОВ

 

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту (ст. 46) посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 18), подразумевая, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Признавая приоритеты судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, государство в последние годы пришло к пониманию того, что необходимо активнее использовать примирительные процедуры и упрощение судопроизводства по делам, не представляющим сложности при установлении фактических обстоятельств дела.

Как отмечает научное сообщество, России следует активнее использовать позитивный опыт Европы, Америки, Австрии, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран, где большинство гражданских, семейных, трудовых и коммерческих споров разрешается с помощью посредников (медиаторов). Так, профессор В. Лисицын отмечает, что "эффективность медиации как способа разрешения коммерческих споров, например в США, позволяет в досудебном порядке урегулировать около 90% споров между коммерческими организациями" (Российское правосудие. 2010. N 1. С. 33).

По вопросу об актуальности процедур альтернативного разрешения споров высказался во вступительном слове Президент РФ В. Путин на VI Всероссийском съезде судей (30 ноября - 2 декабря 2004 г.). В частности, он отметил необходимость всемерного развития методов, широко зарекомендовавших себя в мире, таких как: альтернативные способы разрешения конфликтов с помощью третейского разбирательства, досудебного и судебного урегулирования споров посредством переговоров, обращения к посредникам, заключения мировых соглашений (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. N 1. С. 5).

Адвокат М.Е. Семеняко, исследуя международное законодательство о посреднических процедурах, приходит к выводу о том, что медиация как новая модель будет основана не на конфронтации сторон конфликта и принудительном его разрешении, а на поиске консенсуса и примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, выработанных самими сторонами при помощи независимого и незаинтересованного посредника (Российский судья. 2009. N 7. С. 25).

Действительно, как показывает международный опыт, Комитет министров Совета Европы 14 мая 1981 г. N (81) 7 принял Рекомендации государствам - членам Совета Европы относительно путей облегчения доступа к правосудию и призвал поощрять и облегчать меры по примирению сторон или дружественного урегулирования спора до принятия его к производству или же в ходе судебного разбирательства. В то же время Комиссия ООН по праву международной торговли приняла типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре, который предписывает всем рассмотреть возможность принять нормативный акт в целях обеспечения единообразия законодательства о процедурах урегулирования споров и конкретных потребностей международной согласительной практики. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 24 января 2003 г. N А/57/18 отмечается, что согласительная процедура, или посредническая деятельность, применяется в международной и национальной практике в качестве альтернативы судебному разбирательству.

Исторический опыт России показывает, что в Одессе с 26 ноября 1808 г. достаточно эффективно действовал коммерческий суд, который с помощью посредников успешно разрешал торговые споры. Параграф 200 главы 5 Устава торгового судопроизводства предлагал сторонам торгового спора выбрать медиатора из состава коммерческого суда, который путем составления формальной записи разрешает спор по совести и на основании торговых обычаев (Яковлев В.Ф., Семигин Г.Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России: В 4 т. Т. 1: Зарождение и развитие коммерческого правосудия (XII - XIX вв.). М.: Мысль, 2004. С. 6).

В последние годы, особенно по результатам международных конференций об эффективности посредничества при разрешении гражданских, семейных, трудовых и коммерческих споров (VI Всемирный форум по медиации в Иерусалиме (Израиль), 2007 г.), в России также оживилась деятельность по выработке законопроекта о медиации.

Так, на VII Всероссийском съезде судей (2 - 4 декабря 2008 г.), прошедшем в Москве, Президент РФ Д. Медведев в своем выступлении, подчеркнув высокую значимость правосудия, отвечая на вопросы делегатов съезда, пояснил, что расширение сферы применения процедур альтернативного разрешения споров, совершенствование основ их правового регулирования позволят освободить суды от избыточного количества споров, создадут дополнительные гарантии обеспечения защиты конституционных прав и свободграждан (Российский судья. 2009. N 1).

Законопроект "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)", т.е. об альтернативном разрешении споров, подготовленный специалистами под руководством профессора Носыревой (2006 г.), был рассмотрен на заседании Совета Государственной Думы 18 января 2007 г., но, как и два последующих, так и не был вынесен на слушание Государственной Думы.

Законопроект "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", внесенный Президентом РФ Д. Медведевым, был оперативно рассмотрен депутатами Государственной Думы 14 мая 2010 г. и принят в первом чтении.

Уже на следующий день, 15 мая 2010 г., средства массовой информации восторженно приняли решение депутатов Государственной Думы о введении медиации в стране и на страницах многих газет и журналов, в сети Интернет и на телевидении развернули широкую дискуссию об эффективности процедуры альтернативного разрешения споров на практике.

В целом дискуссия свелась к принципиально следующему:

- во-первых, законопроект имеет очень сильный "административный ресурс" и его основные положения будут приняты в ближайшее время в окончательном виде;

- во-вторых, общество, выразителем воли которого являются депутаты, не обладает достаточно полной информацией о полезности медиации, многие из них недостаточно владеют терминологией, а порой заблуждаясь, пытаются противопоставлять медиаторскую деятельность судебной;

- в-третьих, концепция представленного в Государственную Думу законопроекта - это концепция добровольной и платной медиации. В силу этого к услугам объединений российских медиаторов граждане будут обращаться очень редко и для улаживания конфликтов по-прежнему станут обращаться в суды (ЭЖ-Юрист. 2010. Май. N 20).

Действительно, медиация как альтернатива правосудию может вызвать у граждан нашей страны достаточно много вопросов, ответы на которые может дать только практика применения федерального закона.

Очевидно, необходимо обратить внимание на ближайшего соседа по СНГ, Республику Беларусь: а как же там действует на практике подобный закон?

По информации главного специалиста Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Л.Р. Крывчик, "на конец 2009 года процедура посредничества в хозяйственных судах республики была открыта почти по 17 тыс. дел, завершена процедура по 15,5 тыс. дел, в 85% случаев стороны урегулировали спорные правоотношения и заключили мировые соглашения" (См.: Актуальные проблемы использования примирительных процедур как формы разрешения споров в национальном и международномправе. Минск, 2010. С. 120).

В. Перевалов, председатель Исполнительного комитета Европейско-Азиатского правового конгресса, президент Уральской государственной юридической академии, подчеркивает, что в Уральском федеральном округе эксперимент по медиации уже проходил и с 2009 г. в Центре примирительных процедур в Екатеринбурге при юракадемии стали обучать медиаторов (Российская газета. 2010. 3 июня).

После принятия Государственной Думой 7 июля 2010 г. президентского законопроекта "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в третьем (окончательном) чтении, в СМИ появилась довольно любопытная статья президента Научно-методического центра медиации и права, председателя подкомиссии по альтернативным методам разрешения споров и медиации при комиссии по совершенствованию правосудия Ассоциации юристов России ЦисаныШамликашвили (Российская газета. 2010. 8 июля).

ЦисанаШамликашвили полагает, что "...медиация - это для мужественных, умных и творческих людей, которая может вестись на профессиональной и непрофессиональной основе. Для непрофессиональных медиаторов ограничений мало - достижение совершеннолетия, дееспособность и отсутствие судимости. Профессиональные должны иметь возраст не менее 25 лет и любое высшее образование, пройти дополнительную профессиональную подготовку по программе медиаторов. Лицензирование этого вида деятельности не предполагается. Контроль будет передан саморегулируемым организациям, в которых должны присутствовать дисциплинарные органы".

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" принят и опубликован в "Российской газете". Вступает в законную силу с 1 января 2011 г.

Таким образом, статус посредника (медиатора) законодательно в России закреплен, вполне определенно в ближайшее время появится и кодекс профессиональной этики, а в будущем мы сможем оценить, насколько эффективен этот институт как альтернатива правосудию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: