Психологическое содержание отдельных признаков рисунка дерева было определено в работе Ренё.Стора «Рисунок дерева» на основании наблюдения 820 испытуемых: 212 детей в возрасте от 4 до 14-лет, 608 подростков и взрослых обоих полов от 15 до 60 лет. Статистический анализ позволил выявить достаточно значимые постоянные.
Интерпретация отдельных элементов рисунка дерева включает" стабильное ядро, скелет (корни, ствол, ветви) и элементы украшения (листва, плоды,-пейзаж).
{ Ствол представляет собой стабильное «Я» индивида, зону идеи!} Ствол одной (одинарной) линией рисуют маленькие дети и имбецилы: это признак дефицита или регрессиис[Изображе-ние ствола однрйушнией встречается также в рисунках людей, необремененных самонаблюдением и самоанализом] Антуанетта Мюэль придает этому признаку следующее психологическое содержание^~отказ видеть реальную действительность и считаться с нейГ"
Контуры ствола освещают способ контакта с внешним миром: например, волнистая линия может выражать поведение избегания, а также жест человека, рыпрямляющегося перед
лицом трудностей. Ствол, расширяющийся к основанию, указывает на поиски надежного, обеспеченного положения в езо-ей среде; сужающийся к основанию ствол' говорит об отсутствии чувства безопасности среди окружающих, которые не дают желаемой опоры. Изображение стзола дерева в виде перевернутой буквы «У» — оппозиция, вытекающая из желания показать свою силу. Разнообразные отметки, рубцы, шрамы к;. стволе указывают на осознание пережитых трудностей, промахов, ошибок.'"]Если рассматривать изображение ствола дерева в генетическом плане, как завершенный к моменту рисования фрагмент жизненного пути, то эти отметки можно оценивать как признак конфликта, пережитого в раннем детстве. если отметки встречаются у самого основания ствола, пережитого в недавнем прошлом, если они встречаются у вершины деревами т. д., соотнося указание на наличие переживания с определенным периодом жизни испытуемого.
|
Ветви выражают тот способ, которым инвивид сумел реализовать свои возможности, степень дифференциации, которок он достиг, формы его нападения» или защиты по отношению к внешнему миру, который его окружает. Ветви, изображен-' ные одной линией, указывают на избегание неприятной, реальности, ее приукрашивание или трансформацию..
Отдельные ветви'на стволе слева показывают желание быть похожим на мать или поступать как она, отдельные ветви на" правой стороне ствола — желание быть похожим на отца, обладать его силой.
Ствол, отделенный линией от кроны дерева, — ощущение воспитательных ограничений, стеснений, принуждений. Открытый ствол, изображенный двумя линиями и органично входящий в крону — хороший интеллект, нормальное развитие-Ствол, входящий в закрытую, отгороженную линиями крону дерева — беспокойство, связанное с сексуальным партнером. Ствол дерева, отделенный линией от земли, указывает на ощущение изолированности."!
Рисунок дерева в состоянии гипноза под внушением определенного переживания довольно характерен: при выражении ярости крона состоит из круговых арок, прй"выражении неискренности, лживости — из спутанных линий, при невротических состояниях — из нескольких голых горизонтальных веток, в состоянии садизма — из скопления точек. Центробежное или центростремительное направление ветвей указывает на интроверсивные или экстраверсивцые тенденции человека. ^Отрезанные или отпиленные ветви в рисунке дерева связа-
|
:-:ы с чувством неполноценности"; Мы находим ветви с обрезан
ными или.отпиленными окончаниями в рисунках больных хи
рургической клиники. > _у
ГУкре'пленные в земле корни возвращают к тому, что.есть са-могсгпримитивного в личности, и, может быть, к тому, что на-пменеё"нндивиду5льно. Часто встречающиеся у детей, в рисунках взрослых корни могут обозначать -поиск опоры, проявление импульсивной жизни или интерес к тому, что скрыто. Длинные корни указывают на непомерное любопытство.
2~«Листва_Для дерева то же, что легкие для человека», — считает Жорж Фромон. Она'символизирует обмен с внешним миром, взаимосвязи с окружающей средой. Способы контакта с внешним миром богатые, если листва развертывается широким веером, и бедные, если листва тонкая и скудная. Кох описывает рисунок дерева пятнадцатилетнего подростка с переполняющейся вверх листвой как растущее проявление амбиций: «Мир мечты охватывает его, желания множатся, так сказать, до неба». Широкое движение листвы этого дерева вправо интерпретируется как благоприятный признак в плане реализации желания. Правая сторона — направление к экстраверсии, к усилению к эффективности. Следовательно, переполнение кроны вверху в сочетании с ее движением вправо является признаком того, что испытуемый способен реализовать свои планы.
|
[Листья и особенно цветы связаны с желанием производить впечатление^]с потребностью в видимости..Фрукты в некоторых случаях являются отражением прагматической установки.
Листва в форме маленьких букетов или пучков, образующих круг, равный трети высоты ствола, означает сентиментальность, мягкую эффективность;'в форме маленьких пучков или букетов, не образующих круга — фрустрйрованную нежность.
■Опадающие или опавшие листья — чувство покинутости или разочарования, опускающаяся вниз листва — недостаток сил, несмелость. Истонченная листва с линией, похожей на спутанную нить — поведение избегания перед лицом проблем. Пустая закрытая листва (пустой круг) — не проявляющая себя агрессивность.,
Детали листвы, не, связанные с ее целостным изображением, маленькие изолированные формы, не связанные между собой и не-заключенные в круг — признак инфантильности, выделяющей малозначимую деталь из целостного контекста.
Монотонные повторяющиеся детали в листве — черты на-
вязчивости. Разнообразие деталей листвы — разнообразие знаний, хорошая память, способность к дискриминации.
Изображение листвы дерева линией в виде гирлянды показывает склонность не обострять отношений, оставаться вежливым в обороне. Листва изогнутой линией без множественных щелей — осторожность и сдержанность, привычка быть настороже. Листва с цветами на дереве—мягкость, сентиментальность, нежность.
Линия земли чаще всего показызает наличие поддержки в'
привычном кругу общения. Множественная линия земли, изоб
раженная несколькими линиями, серией линий, касающейся
краев листа, указывает на импульсивность поведения, каприз
ность, спонтанность и непредсказуемость эмоциональных реак
ций. Линия земли, поднимающаяся-к правой части листа —
активность, энтузиазм. Линия земли, опускающаяся к правой
части листа — подавленность, либо упадок сил, отсутствие
стремлений.,
ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ РИСУНКА
Изображение креста, различные крестообразные формы всегда указывают на наличие страдания или' конфликта; при интерпретации учитывается местоположение крестообразных форм в рисунке, а также индивидуальный способ их исполнения.
: Р1нтенсивная штриховка, зачернение-в изображении лист-вы.'ствола или корней — признак тревоги^интерпретируется в зависимости от местоположения.
Перечеркнутое повторяющееся судорожное зачернение акцентирует этот признак, выражает напряжение с возможными вспышками гнева, раздражения, возмущения. ЛТовторное интенсивное зачернение ствола показывает вызывающие тре-Rory отношения с родителями, накопившееся раздражение против них, а также страх быть покинутыми ими.
Однородная, не слишком интенсивная штриховка выявляет повышенную чувствительность, тенденцию к мечтательности и 'фантазированию, утешающую при потерях и утратах.
Штриховка типа'лассо показывает инфантильную' зависимость, покорность, которая оборачивается трусостью." Прямолинейная штриховка — стремление все предвидеть, постоянное планирование. Круговые штриховки —неудовлетворен-• ность эффективных потребностей, часто проблемы питания, переедания. '
•" {контрастность рисунка выявляет некоторую ригидность. установки, довольно стеничные эмоции с постоянным стремлением их контролировать.
". Симметричность в изображении различных частей рисунка,. ■ чаще всего ветвей и кроны, также имеет свое значение. Ветви,. образующие прямой угол со стволом и расположенные по обе-- им сторонам ствола напротив друг, друга, показывают тенден-
дию сдерживаться, чтобы казаться в согласии со своим окру-
- жением. Ветви, образующие со стволом более или менее ост
рый угол, расположённые напротив друг друга по обеим сторо
нам ствола, говорят о напряженном усилии обуздать свою
агрессивность, Ветви, образующие со стволом прямой угол и
f расположенные поочередно справа и слева от ствола друг за
• ", 'другом, указывают на амбивалентность, имеющую источником
. внутренний конфликт, колебания в выборе установки по отно-
• шению к аффектам.'Ветви, образующие со стволом'более или %
менее острый угол и расположенные поочередно справа и сле-
■ ва от ствола друг за другом — сдерживаемые эмоции' с воз- •
можными вспышками агрессивности, а также наряду с этим;
. переживания морально-этического плана.
Характер линии ^
Изображение массивных линий наподобие булавы в изображении листвы дерева — признак агрессивности, имеющей тенденцию брутально разряжаться больше на словах, чем на '.деле. Линии наподобие булавы при изображении ствола или земли — также признак агрессивности, явной или скрытой.
Заостренные линии в листве означают агрессивную критичность, ироничность, склонность к оппозиции, а также, возможно, ощущение виновности. Заостренные линии при изображении ствола дли земли показывают разочарование в повседневной жизни и критические установки по отношению к реальности, склонность обвинять себя или окружающих. Любые заострения оцениваются как агрессивность, скрываемая или проявляемая в поведении. Помещенные в изображение листвы,, эти заострения говорят о том, что агрессивность больше осознается, чем проявляется в реальной-жизниТ/ •-'" При интерпретации линий рассматривается также их интенсивность, напряженность, густота, либо, напротив, тонкость, хрупкость, слабость.
" /Густые ланий при изображении ствола дерева показывают за'висимость от окружающего, отсутствие сопротивления при. контакте с внешними факторами.' Слабые линии при изображе-нииствола — страх перёд самоутверждением, избежание дейст-
. {
вовать самостоятельно. Слабые линии при изображении листвы говорят о развитой чувствительности, впечатлительности, подверженности влиянию.
Четкая и прямая линия по контуру ствола — решительность, активность, эффективность. Неровная и быстрая линия по контуру ствола — горячность, поспешность, расторопность. Неровная и медленная линия по контуру ствола •=— активность, заторможенная тревогой и впечатлением, что препятствия непреодолимы. Вермишелеобразные линии — тенденция скрывать свои чувства.
Небрежная, плохо выполненная обработка ствола'—демон
страция собственных ошибок с целью наказать самого себя,
различные амбивалентные склонности, неблагоприятные суж
дения о себе самом. Хорошая, тщательн"ая обработка ствола —
поиск совершенства, желание скрыть все неблагополучное, не
приглядное для повышения своей ценности в глазах окружаю
щих. • • *.
Дробные, расщепленные линии по контуру ствола показывают реактивный страх перед реальными травмирующими ситуациями. Разнообразные линии по контуру ствола, отсутствие единообразия в рисунке ствола дерева —вариабельность поведения, связанная с внутренними конфликтующими установками.
Линии с нажимом по контуру' ствола показывают активность и самоутверждение, прямые и четкие линии ствола — решительность, активность? Геометрические линии в изображении ствола или листвы — тенденция к систематизацдш мышления или деятельности.
Имеют, значение и другие признаки, встречающиеся в ри-сунках.^Стремление обвести (окружить) дерево частично или целиком интерпретируется как символическая защита против внешней или внутренней угрозы.
- Появление в рисунке дерева тени, отбрасываемой на землю, служит признаком давления каких-либо, неудовлетворенных или фрустрированных потребностей. Отсутствие ветвей дерева говорит о наличии трудностей в установлении контактов, о том; что испытуемый склонен занимать розицию отказа или обороны.
Разнообразие содержания рисунка, наличие многочисленных различных предметов, добавленных к изображению дерева — показатель воображения, тенденции следовать за своими эмоциями. Окружающий дерево пейзаж говорит о сентиментальности.
Рисунок пальмы — признак потерянности в новой непривычной обстановке. Плакучая ива — отсутствие активности, упадок сил! Изображение на листе бумаги двух или нескольких деревьев показывает акцентирование отношений с другими i людьми, может служить признаком проблем в общении.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА
Целостная интерпретация изображения дерева дается на* основании всех выявленных признаков рисунка; при этом одни признаки нюансируются", смягчаются, меняют свое значение в соответствии с контекстом, другие заостряются, взаимно усиливают друг друга, акцентируя те или иные свойства личности или состояния испытуемого. Интерпретация дается, таким образом, не на основании суммирования отдельных признаков, а на основании их обобщенных итоговых значении. Поэтому вначале проводится тщательное изучение всех черт, составляющих анализируемый рисунок дерева, затем группировка тех, которые имеют один и тот же смысл в противоположность тем, ко-• торые несут противоположное психологическое значение.
Таким образом, мы получаем динамическую картину личности, позволяющую'выявить взаимодействие одних сил с про-' тивоборствующими им контрсилами и индивидуальный способ существования этих внутренних оппозиций. Этим путем определяется то, что Рене Стора называет «индивидуальными констелляциями». Индивидуальные констелляции формируют динамический образ личности.
Пример.
Предположим, что дерево, нарисовано в центральном положении в самом центре листа. Мы знаем,' что это положение часто встречается у испытуемых, склонных, опираться на систематические привычки. Если это дерево занимает в высоту одну восьмую часть листа, мы можем предположить, чт;о сформированные привычки служатч цели укрепления испытуемого против его сомнений.в собственной ценности, поскольку подобная высота* дерева свидетельствует о недостатке доверия к са-. мому себе у этого испытуемого, который стремится к компенсации, получаемой с помощью стабилизирующих и систематизирующих привычек,
Если, с другой стороны, размер листвы (кроны дерева) гораздо больше размера ствола, то, вероятнее всего, именно в мечтах испытуемый находит эту компенсацию. Если же, напротив, ствол гораздо больше листвы, то доверие к себе ожпдает-
ся от выполнения систематизированных, повторяющихся и, возможно, навязчивых действий.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать более или менее'скрываемая склонность к агрессивной критике. Если линии изображаются наподобие булавы, мы можем предположить расположенность к внезапному гневу: на-,-правление заострений или булавы укажет нам, к какому объекту будет направлена агрессивность: к самому себе, если линии направлены вниз; в этом.случае можно говорить о'самообвинении и мазохистских тенденциях.. ' Существует бесконечное количество возможностей в применении этого,теста, который способен*до тонкостей описать все особенности личности рисующего:
РАЗВИТИЕ РИСУНКА ДЕРЕВА У ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ •
Карл Кох уделял значительное внимание изучению этапов рисования деревьев в зависимости от возраста. После стадии «примитивной мазни» он выделяет появление в период от 3 до 7 лет первичных форм. «Первичные формы» деревьев кеуклю-. жие, неумелые, имеющие тенденцию к исчезновению после 7 лет под сопряженным влиянием школы и «естественного созревания».
Место действия и пейзажи»появляются на пороге шестого года, появление линии земли относится к периоду между 5 и 5. годами. Рисунок, расположенный в высоту в левой части листа, характерен, по-видимому, для детей 16 лет, особенно для мальчиков. Девочки 12—13 лет часто рисуют хрупкие истонченные формы. Дети от 13 до 15 лет дают больше изображе-, ний, «переполняющих» лист, чем более молодые испытуемые в возрасте от '10 до 12 лет. Кроме того, в группе старших, в отличие от группы более молодых испытуемых, наблюдается рисунок листвы, размеры которой.превышают размеры ствола де-. рева.
Франсуаза Минковска рассматривает рисунки детей в типологическом плане. Она считает, что любой детский рисунок — человечек, дом, дерево — соответствует одному из двух типов: шизоидному (или рациональному) типу или эпилепто-и-дному (или аффективному,. чувственному), типу: в рисунках'одних мы находим симметрию,.дифференцированные ма-. ленькие детали, точность и ригидность, которая кладет каждую вещь на ее определенное место; в рисунках других — кон--
2 Зак." 142 (1018) 17
* - хретные и живые большие детали, живой мир, который затра-
;'■."' гивает нас-и в котором все вещи и все существа соединены и
,^ взаимосвязаны друг с другом,
" «.■ S, Cotte и G. Roux изучают эволюцию' рисунка дереза в сравнении с различными стадиями развития рисунка челове--кагв их работах описываются стадия примитивной мазни, рисунок дерева, подстриженного шапкой наподобие головастика,
' соответствующее такому же изображению человека; появление к 4 годам настоящего изображения дерева, имеющего ствол, изображённый одной линией, соответствующего начальным ' (первичным) формам человека по данным Goodenough, когда части тела изображаются одной линией; возникновение двойкой линии со Стволом, открытым книзу, затем «ствола-трубы»,. вслед за которым появляется, уже более дифференцированный ствол.
Авторы настаивают, в частности, на определенном значении-признака «ствол с пупком»: ребенок рисует ямку в центре дерева или ставит точку. Этот признак встречается у единст-
, венных в семье детей, воспитываемых в условиях гиперпротекции, а также'у детей, имеющих' преблемы соперничества с братьями или сестрами. Признак «ствол с пупком», очевидно, отмечает нарцистическую обиду (нарцистическая рана с чувством ущемленности-).
Тени, корни, детали коры — признаки, интерпретируемые
I преимущественно" в. плане скрытности или патологических
особенностей. S. Cotte и G. \Roux отмечают также, что для
. всех мальчиков, за исключением шестилетних, больше, чем
для девочек, характерна, тенденция переполнять рисункам
лист. В исследований также подчеркивается частое наличие
теней в изображении кроны и ствола в момент пубертатного,
'криза. ■
ИЗУЧЕНИЕ'ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА
Изучалась проблема валидности метода. S. Landisberg' сравнивал тест Роршаха с тестом дерева. Эта работа, правда, не была.основана на статистическом анализе/она просто пред^ ложила некоторые аналогии. В работе показано, в частности, существование тесных связей между.рисунком ствола дерева и ответами, «хорошей формы» F-J- в тесте- Роршаха, ответа- ' ми, которые соответствуют точности" мышления. Испытуемые, • дающие кинестетические ответы (образы, связанные с движением) в тесте Роршаха, часто оказываются неспособными вы-
полнить рисунки деревьев. Те из испытуемых, которые рисуют мертвые деревья, обычно дают по Роршаху ответы с«(тени). Отсутствие или незначительное количество цветовых и кинестетических ответов соответствует на уровне рисунка ригидности и однообразию черт.
КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТА ДЕРЕВА
В разных странах проводилось изучение различных групп
психически больных с использованием в психодиагностичес
ких целях теста дерева. Основной целью подобных работ, вы
полненных во Франции, Италии, Испании, Бразилии, Бель
гии, Швейцарии и в Германии, было выявление признаков, на
основании которых рисунок дерева нормального человека
можно дифференцировать от рисунков психически больных.
Очевидно, что один какой-либо признак или линия не дает
оснований для заключения, и что необходимо множество де
терминированных черт или, по выражению Стора, «констел
ляций черт» для выявления ориентации к той или иной пси
хологической диагностике. ' '•
В работах разных авторов были получены наборы черт или признаков, отличающих рисунки пациентов с задержками умственного развития, рисунки больных психозами/неврозами, дементных больных, а также лиц с психической неустойчивостью.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Работа, проведенная Кохом по.данной теме, основана на статистических различиях в рисунках деревьев между группами здоровых детей, трудных детей и дебилов. Карл Кох убедительно показал,'что наличие или отсутствие того или иного признака в рисунке дерева может служить, в' зависимости от возраста испытуемого, критерием «нормальности» или «ненормальности».
Ренэ Стора, работа которой также основана на статистической обработке данных, предложила понятие «шкалы аффективной зрелости», которую можно использовать, при изучении констелляций признаков в рисунках деревьев у детей.
"В исследовании Bour дано характерное- описание рисунков деревьев взрослых дебилов: «Ствол одной простой линией (в терминологии Коха: плотно упаянный ствол) или, на-' против, ствол короткий и толстый, крона слишком маленькая
2* 19
по размеру пли крона иррадипрующая, центрифугированная простой линией (центробежная крона); нижние ветви дерева расположены ниже кроны, выступают за ее пределы».
Mathieu, в свою.очередь, указывает две шкалы признаков, совместное появление которых свидетельствует, по-видимому, в пользу дебильности. Первая шкала признаков Описывается Mathieu- следующим Образом: «Дерево величиной в четверть или более высоты листа бумаги и строл дерева, наклоненный влево»—как достоверно более часто встречающийся у дебилов признак, а также: «ствол, размещенный на половияу своей величины по центру листа; дерево упирается в верхний край листа («переполняет лист»); основание ствола расширено влево; поверхность ствола облуплена, покрыта пятнами и трещинами; ствол раскрывается вверх к кроне; Зачерненная линия границ ствола; ветви дерева изображены двойными линиями; крона «шарообразная» — как менее значимые признаки.
Вторая)шкала признаков включает в себя следующие
черты: «ствол расположен слева на ли*сте бумаги; изображе
ние дерева" размером в четверть или более высоты листа бу
маги, тесно спаянный плотный ствол, ствол пихты; основные
ветви в рисунке дерева обозначены одной (одинарной) ли
нией; опущенные ветви в кроне» как достоверно более часто
встречающиеся у дебилов признаки, и такие особенности ри
сунка: «расположенный по центру листа бумаги ствол; дере
во, «переполняющееся в высоту» (выступающее за верхний
край листа), крона, размер которой превышает по меньшей
мере половину высоты ствола; основание ствола расширено
влево, поверхность ствола облуплена, покрыта пятнами, в
трещинах, ствол раскрывается вверх к кроне» как менее зна
чимые признаки. '
ПСИХОЗЫ
Многие авторы, среди которых большинство составляют итальянцы, занимались изучением р'исунков деревьев больных маниакально-депрессивным психозом. Впрочем, следует добавить, что изучение ограничивалось преимущественно состоянием возбуждения и состоянием депрессии (меланхолии).
• '. мдп
Из французских работ наиболее известны исследования 20 '
N. Jacquin-Porretaz и А. -М. Cuerq.'M. Jacquin-Porretaz приводит в качестве типичных признаков меланхолического состояния следующие: «похожие на вермишель корни, редко длинные, обычно колеблющиеся, колышащнеся, изображенные одной линией, со слабым нажимом карандаша; значительный отрыв ствола или его исчезновение, или явно отделенные друг от друга или от ствола ветви; взорванное или выдернутое с корнем дерево; обезглавленный ствол; дерево производит впечатление двух рядом стоящих деревьев; ела-' бая линия, дрожащая, неуверенная, повторяющаяся, контур рисунка испачкан графитом; опущенные, вялые, ослабленные ' зетвн дерева и т. д.».
Другой французский исследователь, доктор Cuerq, на основании изучения рисунков деревьев'28-и больных меланхолией (среди них 18 женщин* а 10 мужчин) выделяет как наиболее типичные для состояния меланхолии признаки «малая величина дерева; малая величина кроны; значительная ширина кроны по отношению к высоте; изображение ствола одной (одинарной) линией^ отсутствие наклона ствола вправо; изобилие, ветвей, нарисованных одной линией и т. д.»
Маникальное состояние, по Cuerq, определяется следугог щими признаками: «значительная высота дерева, крона очень развита в высоту, дерево повсюду переполняет собою лист бумаги; дерево украшено цветами, облаками или птицами, в некоторых случаях рисуется ствол одной линией, ствол ели,. ствол открыт в пространство, нарисована линия земли, ветвн изображены одной линией и т. д.»
Итальянские исследователи Rubino и Barbiero, Marzi и Biagiotti, Scapitta, Di Naro и Escalar объединили свои усилия по изучению МДП при исследовании.тестом дерева различных групп цсихически. больных. Работа Rubino и Barbiero, следует отметить, — первая работа по.психически больным в Италии.
Рисунки деревьев депрессивных больных, очень сходные с
рисунками шизофреников, имеющих депрессивные тенденции,
по мнению' итальянских авторов, отличаются следующими
признаками: «очень маленькие размеры дерева, без линии
земли, часто изображение ствола одной линией, с резко
выраженными зачернениям'и и с признаками вялости, зна
чительной бедностью деталями. или сплющенной кроной и
осыпающимися листьями». • _
Рисунки маниакальных больных, по мнению авторов, имеют следующие отличительные особенности; «рисунок'без ли-
■нни 'земли, иногда без ствола, с изобилием листьев, цветов и фруктов».
Marzi и Biagiolti отмечают в качестве значимых признаков рисунков деревьев больных МДП по сравнелю с другими'нозологическими группами высокую вероятность появле-. ння корней в рисунках больных меланхолией, а также вероятность изображения -ствола дерева двойной линией в рисунках маниакальных больных! -
ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ
"Первым применил тест дерева в психиатрии при изучении больных шизофренией Gomez del Cerro. Arruda и Franchi, обратив внимание на высокую вероятность появления дерева в рисунках и картинах шизофреников, а также на факт «антропоморфизма» при изображении деревьев, который отмечается довольно часто, провели исследование с тестом дерева 116-ти больных в Бразилии. Авторы обнаружили некоторые черты, названные ими «патологическими», которые были типичны для рисунков данных больных. Был. предложен перечень признаков, свидетельствующих в пользу диагностики шизофрении:
1. чрезмерно длинный ствол или ветка 14,2% случаев;
2. извилистый и кривой ствол 18,5
3. повреждения или уродства на стволе 45,7
4. дисгармонии и деформации в рисунке 58,6
5. 'малоорганизованная линия земли 14,2 '6+. непомерно длинные корни 5,7
7. вермишелеобразные-корни 20,0
8. колеблющиеся ветви 12,8
9. чрезмерно, длинные ветви 65,7
10. ветви извилистые или искривленные 25,7
11. деформированные ветви (слишком толстые, или толстые и истонченные одновременно} • ■ 64,3
12+. вермишелеобразные большие и ма
ленькие ветви. 12,8
13+. угловатые ветви, нет данных
14. повреждения, уродства, отрывание
ветвей. 84,3
15+. ветви в завершенном виде длинные
и заостренные 24,2
■16. слишком много ветвей' 21,4
17. отсутствие кроны 15,7
• ■
•22 |
18+. маленькие разветвления на концах
толстых ветвей 15,7
19. дерево с'ветвями различной величи
ны и формы 17,0
20+. истонченные и заостренные ветви 5,7
21. заостренные листья с прожилками
или без них, 25,7
22+. наличие одного или нескольких
фруктов несоразмерной величины 3,0
23+. большие изолированные листья ря
дом с совсем маленькими лнсточ-
, камн 7,0
24. отсутствие гармоничности дерева 45,0
25. причудливость перспективы или изображения 48,7 '
26+. несоответствие закону тяготения 17,0
27. отсутствие связи, непоследователь- '
ность в рисунке 38,5
28+. отсутствие схемы дерева 14,2
29+. инверсированное дерево 3,0
30+. антропоморфизм, цефалоподобное'
дерево или дерево, имеющее фор- '
му животного 12,8 ч-
31. изобилие символических.аксессуаров 20,0
32. просвечивающее (прозрачное) дерево (рентгеновский снимок) 14,2
33. амебовидные,' псевдопоидные формы
/ (ложноножка) 5,7
34+. наличие преград и прерывов* в ри-
• сунке,7,1
35+. ирреальный и фантастический ха
рактер рисунка 35,7
36. последовательные разделения (дроб
ления) ветвей, 60,0
37+. стратификация (слоистость) 6,5% случаев
Авторы считают, нто наличия одних только признаков, отмеченных в приведенном перечне крестиком, уже достаточно для диагностики заболевания.
Исследования французских авторов Bour, Mathieu и Cuerq, представленные на Втором интернациональном конгрессе психиатров в Цюрихе в 1957 г., предлагают результаты, аналогичные результатам, полученным бразильскими авторами.
Среди итальянских авторов выделяются работы Rubino я v Barbiero, Gaffuri н др. Gaffuri в качестве характерных для шизофрении представляет следующие особенности рисунков деревьев: отсутствие линии земли; дерево странным образом расположено на листе бумаги; отсутствие четкого структурирования рисунка; стереотипии в рисунке, особенно часто при изображении ветвей; полное отсутствие пейзажа; антропо-морфнзацня дерева; сплюснутая и округленная крона; разъединение элементов дерева.
Можно отметить, что за исключением признака «сплющен
ная и округленная форма кроны» противоречий между спис
ком признаков, прёдложенныл! Gaffuri и перечнем Arruda и
Franchi, нет;.,
В 1952 г. Rubino и Barbiero при изучении группы взрос-, лых психически больных с помощью теста дерева проанализировали особенности рисунков 30 больных гебефренней и 44 больных параноидным психозом. Rubino и Barbiero пришли, к заключению,• что • рисунки деревьев гебефреническпх болбных легко узнаваемы по следующим признакам: «сверхизобилие стереотипии, иррациональность формы, отсутствие координации в рисунке, недостаток гармонии и рудиментар-ность изображения дерева». Авторы считают,'что рисунки параноиков и гебефреническпх больных похожи между собой.
В то время как кататонические больные выполняют рису-1 нок дерева маленьким или очень,маленьким, со стереотн-пиями, помещая изображение в нижнюю правую часть листа, паранойяльные больные имеют тенденцию делать рисунок большим или очень большим, помещая его в правой верхней части листа, и также со множеством стереотипии.
Gaffuri в 1970 г. установил различия между группами по времени выполнения рисунка:
паранойяльные больные • 12 сек — 12 мин
кататонические больные. 1 мин 25 сек — 9 мин
гебефреннческне больные 1 мин 15 сек — 15 мин
В отличие от приведенного выше описания доктор Cuerq указывает на следующие признаки рисунка, характеризующие дерево паранойяльного больного: «психическая ригидность на уровне кроны (левая половина кроны абсолютно идентична правой); ствол с полосками (разлинованный); линия земли восходящая и вправо и влево; формы креста в различных частях рисунка; спаянные плотные ветви; ветви заканчиваются в форме листьев; часто ствол ели или изображение ствола одной линией».
ХРОНИЧЕСКИЕ ДЕЛИРИИ
Результаты, полученные доктором Bour при анализе особенностей рисунков деревьев больных делириямп, несколько не соответствуют аналогичным данным доктора Cuerq. Возможно, что.речь идет о больных, имеющих различную патологическую структуру. :
Bour описывает рисунок дерева больного делирием следующим образом: «экспансивная тенденция ствола." иногда фонтанирующего как взлетающая ракета от корней до верхушки, пли распространяющегося наподобие электрической искры. Дерево со стволом свободно раскрытым, с ограниченным размахом, иногда затушевано черным-. Тенденция выходить за пределы верхнего края листа», i
Описание Cuerq отличается от приведенного выше: «дерево средних размеров, с уменьшенной левой частью кроны (крона расположена в основном справа), дерево очень, часто обнаженное, иногда ствол изображен одной (одинарной) линией, ствол открыт в высоту, очень часто'Заостренные ветви».