Районный конкурс «Лидер xxi века»
«Я – психолог».
Конкурс на умение вести себя в конфликтной ситуации и находить выход из них.
Критерии оценки:
- Знание основ бесконфликтного поведения;
- Умение договариваться;
- Знание основ взаимодействия лидера и коллектива;
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Будучи людьми с разными потребностями, вкусами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Но обязательно ли они должны приводить к ссоре и, тем более, к скандалу? Английский поэт Г. Тейлор писал: «Ничто так не показывает превосходства характера, как хорошее поведение в ссоре, которую нельзя избежать». Конфликт может быть позитивным и негативным в зависимости от того, как мы его разрешим. Конфликт может послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.
Типы межличностных конфликтов.
Конфликт – это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого конфликта – конфликтная ситуация. В свою очередь в структуре конфликтной ситуации можно выделить участников конфликта и его объект – то, из-за чего возник конфликт, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например, какая-либо престижная вещь), так и идеальным (правила поведения, статус в группе и т.д.).
Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, никак не проявляясь. К примеру, в комнате, в которой проживают поэт, музыкант и футболист, - один телевизор. Конфликт может возникнуть только тогда, когда они одновременно выразят желание посмотреть свои любимые передачи: один – вечер поэзии, другой – концерт, третий – футбол – и попытаются завладеть пультом управления. Такие действия условных жителей комнаты называют инцендентом.
|
В зависимости от того порождена ли конфликтная ситуация объективными обстоятельствами или создана намеренно, возник ли инцидент случайно или инициативно, можно говорить о разных типах конфликтов. Конфликты, происходящие из-за конкретных объектов, некоторые исследователи называют деловыми. Затянувшийся деловой конфликт может перейти в эмоциональный, т.е. основанный исключительно на чувствах антипатии и враждебности участников конфликта по отношению друг к другу. По количеству лиц, участвующих в конфликте, можно выделить диадические, локальные (вовлечена некоторая часть группы), всеобщие (вовлечены все взаимодействующие люди) и межгрупповые конфликты.
Конфликты могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненными в конкретной группе) и горизонтальными (между равноправными членами коллектива).
С точки зрения осознания участниками конфликтной ситуации конфликт характеризуют как адекватно или неадекватно понятый, а также как ложный (объективная конфликтная ситуация отсутствует и отношения ошибочно воспринимаются людьми как конфликтные).
В зависимости от причины возникновения конфликтной ситуации различают производственно - организационные (из-за проблем в организации совместной деятельности), межличностные (определяемые особенностями взаимоотношений: нет взаимопонимания, психологическая несовместимость и т.д.) и личностные (имеющие в основе особенности личности, их внутренние переживания, обиды или разочарования) конфликты.
|
По критерию «целесообразность – нецелесообразность возникновения конфликта» определяют неизбежные, необходимые, вынужденные и функционально неоправданные конфликты.
Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития находится конфликт в настоящий момент. Первый этап – напряжение и дискомфорт во взаимоотношениях людей, второй – инцидент, актуализация конфликтной ситуации, третий – осознание людьми взаимоотношений конфликта, четвертый – развитие конфликтных отношений и действий, пятый – завершение конфликта, установление новых взаимоотношений между участвовавшими в конфликте (в том числе возможен их полный разрыв).
С этих позиций конфликт можно характеризовать как кратковременный, длительный или затяжной (зашедший в тупик); а также – как управляемый или неуправляемый. По результату специалисты различают мобилизующие и дезорганизующие, а также стабилизирующие (направлены на устранениеповедения, отклоняющегося от принятых в группе норм), конструктивные (способствующие развитию группы) и деструктивные (приводящие куглублению проблемы) конфликты.
Классифицировать конфликты можно и по другим основаниям. Правильное понимание конфликта – обязательное условие для его эффективного разрешения как непосредственно участниками конфликта, так и посредниками (друзьями, руководителями, специалистами – конфликтолагами и др.).