Технология основных производств локомотивного депо




Станция Свердловск–Сортировочный является одной из крупнейших сортировочных станций нашей страны. Расположена она на главном ходу Транссиба. От станции отходят железнодорожные линии в следующих направлениях: Пермь – Балезино – Киров, Красноуфимск – Казань, Тюмень – Омск, Нижний Тагил – Серов, Каменск-Уральский – Челябинск, Реж – Егоршино – Тавда. Размещена станция в г. Екатеринбурге (микрорайон старой Сортировки) в полосе отвода железной дороги, на правом берегу Верх-Исетского водохранилища и занимает площадь около 5 га.

На станции Свердловск-Сортировочный дислоцируется локомотивное депо (ТЧ-5), оснащённое современными локомотивами 2ЭС6 “Синара”. Маневровую работу на станции осуществляют тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ7, ТЭМ7А и ТЭМ18Д.

Общие сведения о ремонтном локомотивном депо станции Свердловск-Сортировочный приведены в таблице 1.

Таблица 1

Общие сведения о предприятии

Наименование Параметры и реквизиты
Полное официальное название предприятия Ремонтное локомотивное депо Свердловск Свердловской дирекции по ремонту тягового подвижного состава структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава филиала ОАО «РЖД» производственная площадка Свердловск-Сортировочный
Юридический адрес 107141, г.Москва, ул.Новая Басманная, д.2
Фактический адрес 620050, г.Екатеринбург, ул.Электродепо, 3
Руководитель предприятия Начальник депо Тенихин Сергей Леонидович

 

Специализация деятельности локомотивного депо – капитальный ремонт и обслуживание локомотивов. В результате хозяйственной деятельности локомотивного депо создается продукция в виде исправной работы локомотивов, движения поездов, маневровой работы локомотивов, движения поездов, маневровой работы и ремонта локомотивов других депо и предприятий.

На территории локомотивного депо выполняется полный спектр по ремонту и восстановлению локомотивов. Проводится техническое обслуживание, замена запасных частей, мойка и уборка подвижных составов, токарные, слесарные и электрогазосварочные работы.

Основными целями деятельности локомотивного депо являются: обеспечение Дороги исправными локомотивами для выполнения плана перевозок; организация на основе передовой технологии обслуживания и ремонта локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава; создание условий для соблюдения установленного порядка труда и отдыха локомотивных бригад.

Основная площадка включает в себя:

- Электровозоремонтное производство;

- Тепловозоремонтное производство;

- Пункт технического обслуживания локомотивов Восток (ПТОЛ «Восток»);

- Пункт технического обслуживания локомотивов Юго-Восток (ПТОЛ «Юго-Восток»);

- Пункт технического обслуживания локомотивов Запад (ПТОЛ «Запад»);

- ПУ по обслуживанию зданий и сооружений (Стройгруппа);

- Очистные сооружения;

- Гараж;

- Пункт реостатных испытаний тепловозов;

- ПУ по подготовке локомотивов в ремонт (Цех обмывки локомотивов);

- Химлаборатория.

На второй площадке располагается ПТО-Запад.

Оперативное руководство ремонтом локомотивов возложено на заместителя начальника депо по ремонту, которому подчинены диспетчерский аппарат по ремонту, старшие мастера ремонтных цехов, участков.

По данным перечня производственных участков на балансе предприятия находятся: 1 грузовая машина; 1 легковая машина; 1 автопогрузчик; стенд универсальный для ремонта и испытания автотормозного оборудования; стенды для испытания электрической прочности изоляции аппаратов, регулировки и испытания электрических аппаратов; пескосушилки; металлообрабатывающие станки (токарный – 5 шт, заточной станок – 2 шт, сверлильный – 4 шт, вулканат – 1 шт, наждачный – 1 шт).

 

 

2. Оценка экологического воздействия на окружающую природную среду

Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду является обязательным элементом планирования и проектирования строительства или развития объектов железнодорожного транспорта для определения характера и степени всех потенциальных видов влияния на природную среду намечаемой хозяйственной деятельности и связанных с ней экологических, социальных и экономических последствий. При оценке воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду предусматривается проведение следующих работ:

• сбор и анализ информации о намеченной деятельности объекта и характере его воздействия на окружающую среду, о состоянии окружающей среды в регионе на момент проектирования, определение источников, видов и объектов воздействия;

• прогнозирование изменения состояния природной среды методами сравнительного анализа, экспертных и других видов исследований, определение вероятности аварийных ситуаций и их последствий;

• оценка экологических, социальных и экономических последствий от реализации проекта;

• рассмотрение альтернативных вариантов проекта, включая нулевой (не реализован проект), их сопоставление по экологическим и экономическим показателям и выбор рационального варианта;

• разработка способов снижения отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье людей.

По данным проекта нормативов ПДВ, разработанного ООО «СанГиК»:

Ø В настоящее время на данном предприятии имеется 192 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 170 организованных, 22 неорганизованных, 13 источников находится на консервации.

Ø В атмосферу от источников предприятия поступают 38 загрязняющих веществ, в том числе 24 газообразных и жидких, и 14 твердых, образующие 15 групп веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия. Общий валовый выброс – 76,764385 т/год, в том числе твердых – 44,395690 т/год, жидких и газообразных – 32,368695 т/год.

Ø В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативная санитарно-защитная зона для данного предприятия составляет 100 м.

Ø В связи с тем, что вклад предприятия в загрязнение атмосферы на границе СЗЗ и ближайшей жилой застройки не превышает допустимых значений, дополнительных мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух не требуется.

Твердые промышленные и бытовые отходы, образующиеся на предприятии: лом черных металлов и медных сплавов несортированный; опилки древесные и обтирочный материал, загрязненные минеральными маслами; шлак сварочный; отходы бумаги и картона; покрышки отработанные; ртутные лампы (2665 шт); стружка и пыль черных металлов. Жидкие отходы, образующиеся на территории локомотивного депо: отработанные масла; отработанная смазывающе-охлаждающая жидкость (СОЖ); шлам от обмывки деталей; электролиты; фекалии.

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Рассмотрим некоторые производственные участки, в которых образуются сточные воды.

Химическая лаборатория

Химическая лаборатория обеспечивает входной контроль сырья и материалов, поступающих в депо, производит анализы сточной воды, топлива, нефтепродуктов.

Все химические реактивы, образующиеся от анализа, разбавляются большим количеством воды и сбрасываются в канализацию.

Очистные сооружения

На балансе предприятия имеются 2 вида очистных сооружений:

ü очистные сооружения производственных сточных вод,

ü очистные сооружения ливневых сточных вод.

Очистные сооружения производственных сточных вод предназначены для очистки сточных вод цехов депо от нефтепродуктов и взвешенных веществ.

Производственные сточные воды из цехов депо по канализационной сети поступают в нефтеловушку, где происходит предварительная грубая очистка от нефтепродуктов. Стоки поступают в проточный горизонтальный отстойник, разделенный на две секции.

Всплывшие нефтепродукты отводятся в нефтесборный колодец, образуя отход всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей). После заполнения нефтесборного колодца нефтепродукты из него откачиваются в бак, установленный на отмостке нефтеловушки. Наполненный бак транспортируется автопогрузчиками к цистерне, вкопанной на территории флотационной установки.

Осадок, образующийся на дне нефтеловушки, периодически откачивается в приямок, откуда пульпа поступает на иловую площадку. Подсушенный на иловой площадке осадок, образует отход шламы нефти и нефтепродуктов (шламы нефтеуловителей ливневых и промышленных вод). Далее сточные воды поступают в приемный резервуар, откуда насосами подаются в три параллельно работающих блочно-модульных водоочистных комплекса (БМВК) «Урал Д-10», производительностью 10 м3 каждый.

БМВК «Урал Д-10» включает электрореактор, объемный фильтр с плавающей загрузкой, блок-адсорбер, устройство промывки фильтра, накопительный бак очищенной воды.

В электрореакторе с набором алюминиевых электродов при наложении электрического тока происходит растворение электродных пластин и выделение коагулянта. Под действием коагулянта происходит укрупнение мелких взвешенных частиц и эмультированной части нефтепродуктов, способствующее более глубокой очистке сточных вод. Далее сточные воды поступают в фильтр контактного осветлителя, загруженный вспененным полистиролом и в адсорбер с загрузкой природным материалом ОДМ-2Ф. Очищенные воды собираются в секции чистой воды установки, сбрасываются в канализационную сеть и совместно с бытовыми сточными водами через контрольный колодец СК-86 поступают в городской коллектор. За качеством сбрасываемых сточных вод осуществляет контроль химическая лаборатория депо и ЕМУП «Водоканал».

Замена фильтров производится при ухудшении качества очищенной воды. При этом образуется отход фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (щебень, загрязненный нефтепродуктами).

Очистные сооружения ливневых сточных вод не эксплуатируются в связи с отсутствием разрешения на сброс ливневых сточных вод на рельеф (отклонение согласования проекта нормативов допустимых сбросов, разработанного для выпуска сточных вод на рельеф местности), а также в связи с предписанием № 191 от 13.09.2007г. Управления Росприроднадзора по Свердловской области о решении вопроса по прекращению сброса с очистных сооружений ливневых вод на рельеф местности. Сброс на рельеф не возобновлялся с началом весенне-летнего периода.

В 2007 году Уральским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УрУГМС) в В - Исетском водохранилище (район станции «Электродепо») рассчитаны фоновые концентрации загрязняющих веществ. Как видно из таблицы 2, фоновые концентрации превышают ПДКр.х. в связи с огромным количеством предприятий, сбрасывающих в него сточные воды помимо ремонтного локомотивного депо (жёлтым цветом – превышения).

Таблица 2

Фоновые концентрации загрязняющих веществ в Верх–Исетском водохранилище и их ПДК после выпуска сточных вод [4]

  № п/п Вещество или показатель химического состава воды Фоновая концентрация, мг/дм3 ПДКхоз-быт. в воде водоёма, мг/дм3   ПДКр.х в воде водоема, мг/дм3
  РН 7,17 6,5-8,5 6,5 – 8,5
  Сульфаты 61,7   100,0
  Хлориды 21,2   300,0
  Минерализация 195,1 1000,0 1000,0
  Железо общее 0,84 0,5 0,5
  Нефтепродукты 0,15 0,3 0,05
  Алюминий 0,4775 0,2 0,04
  Трихлорэтилен отс 0,06 0,01
  4-хлористый углерод 0,00004 0,006 0,000014
  Тэтрахлорэтилен отс 0,02 0,16
  Хлороформ 0,0086 0,1 0,005

 

Таблица 3

Допустимые концентрации веществ в поверхностном стоке с территории станции Свердловск–Сортировочный [4]

Наименование вещества Допустимая концентрация веществ в пределах ПДС, мг/дм3 Допустимая концентрация веществ в пределах ВСС, мг/дм3
Взвешенные вещества 7,3 7,3
Минеральный остаток 425,4  
Сульфаты 75,2 75,2
Хлориды 38,3 38,3
Железо общее 0,56 0,56
Нефтепродукты 0,05 0,16

Таблица 4

Фактические концентрации загрязняющих веществ после нефтеловушки в ливневых сточных водах ремонтного локомотивного депо [4]

Наименование вещества Выпуск 5
Взвешенные вещества, мг/дм3 90,09
Сухой остаток, мг/дм3 170,88
Хлориды, мг/дм3 17,09
Сульфаты мг/дм3 25,62
Железо, мг/дм3 2,16
Нефтепродукты, мг/дм3 0,05
рН 7,40
Трихлорэтилен, мг/дм3 0,022
4-х хлористый углерод, мг/дм3 <0,0001
Хлороформ, мг/ дм3 0,010
Тетрахлорэтилен, мг/ дм3 0,004

 

Проанализировав таблицы 2–4, сделаем (с кем?) вывод: для сохранения экосистемы водохранилища и предотвращения снижения его хозяйственно-питьевой и рыбохозяйственной значимости необходимо снижать концентрации загрязняющих веществ в ливневых сточных водах с территории ремонтного локомотивного депо. Снижения концентрации взвешенных веществ и содержания железа можно добиться путем установки очистного сооружения на линию пятого выпуска – аккумуляционного фитофильтра.

 

3. Разработка природоохранных мероприятий

Производственные сточные воды железнодорожных предприятий представляют собой сложные системы, содержащие органические и минеральные вещества, состав которых определяется характером техногенных процессов.

Снижение загрязнений окружающей среды объектами локомотивного депо представляет собой важную экологическую задачу. Снижение уровня отрицательного воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую природную среду, ее комплексы, экосистемы и людей достигается внедрением природоохранных мероприятий.

Природоохранные мероприятия должны быть направлены на улучшение состояния окружающей среды или создание условий для этого. Отнесение мероприятий к природоохранным производится по следующим критериям: повышение экологичности выпускаемой продукции; сокращение потребления природных ресурсов; уменьшение загрязнения природных комплексов выбросами, стоками, отходами; снижение концентрации вредных веществ в выбросах, стоках, отходах; улучшение состояния среды обитания людей.

К основным плановым показателям мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов относятся следующие:1. "Забор воды" – определяет весь объем воды, забираемой собственными водозаборами из различных поверхностных источников (рек, морей, озер и т.д.), подземных источников, городского водопровода и т.д. Суммарный объем забора воды устанавливают с учетом потерь при транспортировке воды до потребителя.2. "Водопотребление" (использование воды) – отражает суммарный объем воды различной категории, используемой на собственные нужды по различным направлениям.3. "Использование воды оборотной" – включает расход воды оборотного водоснабжения, при отсутствии которого потребовалось бы использовать равноценное количество свежей воды; количество воды в системе оборотного водоснабжения поддерживается постоянным и убыль ее из системы (безвозвратное потребление, потери воды в производстве, при испарении и т.п.) возмещается свежей водой из источника водоснабжения.4. "Повторно-последовательное использование воды" – учитывает объемы отработанной, а затем вторично используемой воды, т.е. воды, прошедшей через станции очистки; дождевые стоки и другие воды, которые после соответствующей очистки и обработки направляются в систему производственного водоснабжения – на данном предприятии нет оборотной схемы водопотребления.5. "Передача воды другим предприятиям и организациям" – отражает суммарный объем воды, передаваемой другим потребителям в производство, очистку или захоронение, а также в системы канализации других организаций для очистки и сброса – по выпускам сточные воды сразу сбрасываются в водохранилище.6. "Водоотведение" (сброс сточных вод) – определяет суммарные объемы всех видов сточных вод независимо от их происхождения и характера7. "Извлечение из сточных вод ценных веществ" – определяет стоимость уловленных веществ, которые используются как самостоятельные продукты на предприятии или передаются на переработку другим предприятиям – из поверхностных сточных вод на данный момент не извлекаются ценные вещества.В группу мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов включаются мероприятия, направленные на: · сокращение водопотребления и водоотведения; · увеличение использования воды в системах оборотного и повторно-последовательного использования; · сокращение непроизводительных расходов и потерь воды;· совершенствование технологических процессов с целью уменьшения водопотребления и снижения (прекращения) сброса загрязненных вод; · очистку сточных вод и извлечение из них ценных веществ.

На данный момент на территории ремонтного локомотивного депо станции Свердловск–Сортировочный располагается ранее работавший выпуск, снабженный сливной канавой, бонами и нефтеловушкой. Однако по нему до сих пор протекают ливневые сточные воды, так как они не отводятся в городской коллектор.

Необходима доочистка ливневых сточных вод, для чего рекомендуется применение аккумуляционного фитофильтра. При этом вода поступает сверху вниз в бак, загруженный керамзитом, из которого затем попадает в фитофильтр, представляющий собой бак, загруженный природным ионообменным сорбентом – опокой, на которую высажены высшие водные растения, поглощающие тяжелые металлы и фракции нефтепродуктов, адсорбированных на опоке.

Таблица 5

Химический состав (%) опоки

Состав, %
SiO2 Al2O3 Fe2O3 MgO CaO Na2O, K2O
82,80 6,60 4,95 0,78 1,18

 

Рис.1 – Эскиз аккумуляционного фитофильтра (АФФ)

В качестве растений, поглощающих загрязняющие вещества с опоки, будут использоваться водный гиацинт, тростник обыкновенный или рогоз узколистный, так как их корневая система способна успешно расти и развиваться при недостаче и даже полном отсутствии кислорода в почвенно-водной среде благодаря исключительному строению тканей корней и других органов.

Эйхорния (Сrassipes). Очень эффективное плавающее водное растение, надводная часть которого состоит из листьев и цветка, напоминающего гиацинт (что послужило причиной его второго названия – водный гиацинт). В воде находятся нитевидные корни, опущенные ресничками, между которыми и происходит основной процесс очистки. Произрастает эйхорния в естественных условиях в странах с тропическим и субтропическим климатом, что означает возникновение некоторых трудностей в ее использовании для более холодного Уральского региона.

Тростник обыкновенный (Phragmites communis) многолетний гигантский злак. Побеги тонкостенные, толщиной в палец, с центральной воздухоносной полостью, максимальная высота 5-7 метров, заканчивающаяся метелкой. Побеги ежегодно отмирают осенью и отрастают весной от полых трубчатых корневищ. Тростник произрастает как в условиях субтропиков, так и в умеренных широтах, что дает возможность его использования в аккумуляционном фитофильтре.

Рогоз узколистный (Typha angustifolia) растет по всей Европе, Северной Америке и на Канарских островах. Высота растения 100-180 см. Корневище толстое, ползучее. Предпочитает глинистые питательные почвы. Климат Уральского региона способствует вегетации данного растения.

Крупные гидрофиты (тростник, рогоз и др.) способны извлекать из воды в больших количествах биогенные элементы – N, P, Ca, K, Na, S, Fe – и этим значительно снижать степень эвтрофикации (заболачивания) водоемов. Для АФФ наиболее важно извлечение гидрофитами железа и его соединений с опоки, что делает возможным ее регенерацию.

Таблица 6

Химические элементы, аккумулируемые водными растениями (по Черникову В.А., 2000г.)

Растение Орган растения Химический элемент
Тростник обыкновенный листья N, K, Cl, Si, Ca, Mg, Mn
Рогоз узколистный листья N, Ca, Cl, K, P, Mg, Mn, Na

 

Оптимальными условиями для успешной вегетации и размножения эйхорнии являются камерные условия (вторичный отстойник) при температуре воды от 20 до 31°С, воздуха от 20 до 36 °С и регулярной подпитки растений через 2 дня активным илом. Таким образом, использование водного гиацинта предполагает более закрытую систему очистки сточных вод, чем АФФ. Наиболее эффективно эйхорния очищает сточную воду от хлоридов, сульфатов, нитратов, азота аммонийного и патогенных микроорганизмов.

Тростник и рогоз при совместном присутствии в водоеме наиболее эффективно очищают воду от взвешенных веществ (степень очистки – 95%), а также различных солей (хлоридов, сульфатов, фосфатов, нитратов) и патогенных микроорганизмов (степень очистки примерно 50%).

 

Заключение

На железнодорожном транспорте создана своя система охраны окружающей среды, начало которой было положено более 20 лет назад, как раз в то время, когда экологические вопросы стали влиять на экономику и на развитие транспорта. В период с 1991 по 2002 год на федеральном железнодорожном транспорте действовали три комплексные экологические программы. Внедрение природоохранных мероприятий позволило на 65,4 тыс. тонн сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на 2,2 млн кубометров в год уменьшить объем сбрасываемых в водные объекты загрязненных сточных вод, с 44,1 до 47% увеличить долю оборотной и последовательно используемой воды. Выполнен значительный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по природоохранной тематике.

В целях дальнейшего снижения вредного воздействия предприятий железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава на окружающую среду, сокращения непроизводительных затрат в виде платежей за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ была разработана отраслевая экологическая программа железнодорожного транспорта на 1996–2000 годы, утвержденная указанием МПС России от 03.09.96 № Г-791у.

К основным направлениям экологизации технологических процессов локомотивного депо следует отнести:

— создание замкнутых систем водопользования;

— рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережение растительного и животного мира;

— использование энергии солнца, ветра, термальных подземных вод;

— создание на каждом производстве средств защиты окружающей среды (воды, воздуха, почв) от различных видов загрязнений.

В данной курсовой работе была проведена оценка вредного воздействия, создаваемого деятельностью ремонтного локомотивного депо станции Свердловск–Сортировочный; даны теоретические основы оценки сбросов загрязняющих веществ, создаваемых локомотивным депо; дана оценка загрязнений поверхностных вод, создаваемых деятельностью локомотивного депо; разработан проект мероприятий по улучшению экологической обстановки в локомотивном депо станции.

Проанализировав существующую схему сброса ливневых сточных вод локомотивного депо станции Свердловск–Сортировочный, сделали вывод о необходимости доочистки воды перед сбросом в Верх-Исетское водохранилище. На основе научных работ Харловой А.С. и Мережко А.И. разработана новая схема очистки воды перед сбросом в Верх-Исетское водохранилище.

Предложенная ботаническая гидропонная система (аккумуляционный фитофильтр) обеспечит глубокую очистку талых и дождевых вод до норм ПДК рыбохозяйственных водоемов. При этом для очистки сточных вод используются экологически чистые природные материалы (опока) и высшая водная растительность (тростник обыкновенный). В составе проектируемых сооружений очистки талых и дождевых сточных вод вредные выделения в воздух отсутствуют. Почва и грунтовые воды не загрязняются.

Применение разработанной технологии очистки поверхностного ливневого стока позволит улучшить экологическую обстановку на Верх–Исетском водохранилище, предотвратить сброс неочищенных талых и дождевых вод с территории локомотивного депо станции Свердловск–Сортировочный.

 

 

Список литературы

1. Яковлев С. В. Технологические проблемы очистки природных и сточных вод// Мелиорация и водное хозяйство.- 1998- №3-с 31

2. Охрана труда и основы экологии на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве: Учеб. для техникумов ж.-д. трансп. и трансп. стр-ва/ под ред. В. С. Крутякова – М.: Транспорт, 1993.-352 с.

3. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для локомотивного депо Свердловск-Сортировочный Свердловского отделения СЖД филиала ОАО «РЖД», Екатеринбург, 2011.

4. Харлова А.С. Технология очистки поверхностного ливневого стока с территории станции Свердловск-Сортировочный/ дипломный проект – Екатеринбург, 2008.

5. Отчет о научно-исследовательской работе. Обследование и инвентаризация источников поступления загрязняющих веществ в Верх-Исетское водохранилище на участке Свердловского отделения железной дороги/ МПР РФ, Рос НИИВХ, Екатеринбург, 1997.-38 с.

6. Дикаревский В. С.. Курганов А. М., Нечаев А. П., Алексеев М. И. Отведение и очистка поверхностных сточных вод. Учебное пособие для ВУЗов. Л: Стройиздат, 1990.-224 с.

7. Мережко А.И. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИДРОФИТОВ, КАК БИОФИЛЬТРАТОРОВ СТОЧНЫХ ВОД

8. https://www.allrailways.ru/ История железнодорожного транспорта.

9. https://www.jd-enciklopedia.ru/21-ekologiya/21-2-3-ekologicheskie-normativy-kachestva-okruzhayushhej-sredy/ Энциклопедия Ж/Д

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: