Приводим примеры ошибок письма дисграфиков.




ВВЕДЕНИЕ

На логопедические пункты часто направля­ются дети, которые не могут овладеть письмом и чте­нием в течение двух-трех лет обучения в школе.

Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения).

Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени нашей практической работы в этой области показал, что эти ошибки происходят главным образом за счет того, что у ученика недоста­точно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквам, и, когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.

Данное пособие составлено с той целью, чтобы научить детей анализу и синтезу, что составляет осно­ву чтения и письма, а также обогатить детский сло­варь, развить мышление и приучить детей к самостоя­тельной творческой работе.

Считаем, что работа над произносительной сторо­ной речи должна вестись параллельно.

Часто у дисграфика речь фонетически правиль­ная, но он плохо дифференцирует свистящие и шипя­щие, звонкие и глухие, соноры рл. Поэтому в данном сборнике мы даем образцы того, как работать над выделением свистящих и шипящих, звонких и глухих, звуков рл и над их дифференциацией.

Для работы над постановкой звуков имеются спе­циальные книги по исправлению недостатков произно­шения Городиловой и Рау (три выпуска).

Внимательное изучение ошибок письма дисграфиков показало специфичность этих ошибок, основан­ную на недостаточности звукового анализа и синтеза, а у некоторых также на недостаточно четкой артику­ляции и дифференциации звуков.

Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число.

Довольно часто в нашей практике встречалось, оп­тическое смешение букв, сходных по начертанию.

Приводим примеры ошибок письма дисграфиков.

1. Пропуск гласных букв в слове — упала -упла.

2. Пропуск согласных букв, особенно при стече­нии согласных — стол - сол, взял — вял, встают — стают.

3. Перестановка букв в слове - есть — етсъ, клюква — клювка.

4. Перестановка слогов в слове — бабочка — бачка, по сторонам - по страм.

5. Искажение слов - лошадь — ложит, коньки —куни, клюква — кулва.

6. Недописывание слов — растёт — растё.

7. Вставка лишних букв в слове — поют — поеют, стоит — стоеит.

8. Неумение обозначить мягкость согласных в письме — мяч — мач, Ваня — Вана, коньки-конки, ель — ел.

9. Неумение согласовать слова в предложении — Вова сидит на стуле — Вова сидит стул.

10. Неумение правильно пользоваться родом и числом — река покрылось льдом.

11. Смешение йотированных я, ё, ю, с а, о, у — яма — яама, ёлка — ёолка, Юра — Юура.

12. Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, л и р.

13. Оптическое смешение букв, сходных по написанию — б—д, м—л и др.

 

Расстройство чтения приводит к следующим ошибкам:

1. Пропуск букв, слогов и предлогов.

2. Замена и перестановка букв.

3. Искажение слов.

4. Чтение по догадке.

5. Нанизывание букв.

 

Исходя из перечисленных нарушений письма и чтения, нами разработаны следующие главы:

1. Развитие фонетического слуха (анализ и син­тез).

2. Различие букв, сходных по начертанию.

3. Употребление предлогов, союза "и", рода и числа.

 

Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в:

1) сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;

2) развитии анализаторов (слухового, зрительно­го, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;

3) выработке четкой артикуляции;

4) выработке четкой дифференциации оппозици­онных звуков;

5) систематическом подборе материала для уп­ражнений по анализу и синтезу, письму и чте­нию, по обогащению словаря и развитию мыш­ления.

 

Большое место должна занимать работа с разрез­ной азбукой и карточками-слогами, которые нами да­ются в большом количестве в приложении. Карточки-слоги составлены по принципу от легкого к трудному.

Первую главу "Развитие фонетического слуха" мы начинаем с составления предложений по картин­кам, а затем даем анализ предложений по словам.

Для анализа предложений по словам дается лег­кий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предло­жений в два слова и кончая предложениями в четыре слова.

 

Методика работы с предложением сводится к сле­дующему:

1) Составить предложение по картинке.

2) Сосчитать, сколько слов в предложении.

3) Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения.

4) Докончить начатое предложение по данному образцу.

5) Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

 

Вся работа строится на индивидуальном подходе к учащимся. Если ученик еще не умеет читать предло­жения, то читает логопед, а ученик выделяет из пред­ложения слова.

Кроме того, логопед проследит методику работы и в заданиях, даваемых на протяжении всей книги к каждому виду упражнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: