ВВЕДЕНИЕ
На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение двух-трех лет обучения в школе.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения).
Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.
Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени нашей практической работы в этой области показал, что эти ошибки происходят главным образом за счет того, что у ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквам, и, когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.
Данное пособие составлено с той целью, чтобы научить детей анализу и синтезу, что составляет основу чтения и письма, а также обогатить детский словарь, развить мышление и приучить детей к самостоятельной творческой работе.
Считаем, что работа над произносительной стороной речи должна вестись параллельно.
Часто у дисграфика речь фонетически правильная, но он плохо дифференцирует свистящие и шипящие, звонкие и глухие, соноры р — л. Поэтому в данном сборнике мы даем образцы того, как работать над выделением свистящих и шипящих, звонких и глухих, звуков р — л и над их дифференциацией.
Для работы над постановкой звуков имеются специальные книги по исправлению недостатков произношения Городиловой и Рау (три выпуска).
Внимательное изучение ошибок письма дисграфиков показало специфичность этих ошибок, основанную на недостаточности звукового анализа и синтеза, а у некоторых также на недостаточно четкой артикуляции и дифференциации звуков.
Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число.
Довольно часто в нашей практике встречалось, оптическое смешение букв, сходных по начертанию.
Приводим примеры ошибок письма дисграфиков.
1. Пропуск гласных букв в слове — упала -упла.
2. Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных — стол - сол, взял — вял, встают — стают.
3. Перестановка букв в слове - есть — етсъ, клюква — клювка.
4. Перестановка слогов в слове — бабочка — бачка, по сторонам - по страм.
5. Искажение слов - лошадь — ложит, коньки —куни, клюква — кулва.
6. Недописывание слов — растёт — растё.
7. Вставка лишних букв в слове — поют — поеют, стоит — стоеит.
8. Неумение обозначить мягкость согласных в письме — мяч — мач, Ваня — Вана, коньки-конки, ель — ел.
9. Неумение согласовать слова в предложении — Вова сидит на стуле — Вова сидит стул.
10. Неумение правильно пользоваться родом и числом — река покрылось льдом.
11. Смешение йотированных я, ё, ю, с а, о, у — яма — яама, ёлка — ёолка, Юра — Юура.
12. Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, л и р.
13. Оптическое смешение букв, сходных по написанию — б—д, м—л и др.
Расстройство чтения приводит к следующим ошибкам:
1. Пропуск букв, слогов и предлогов.
2. Замена и перестановка букв.
3. Искажение слов.
4. Чтение по догадке.
5. Нанизывание букв.
Исходя из перечисленных нарушений письма и чтения, нами разработаны следующие главы:
1. Развитие фонетического слуха (анализ и синтез).
2. Различие букв, сходных по начертанию.
3. Употребление предлогов, союза "и", рода и числа.
Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в:
1) сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
2) развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
3) выработке четкой артикуляции;
4) выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
5) систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.
Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой и карточками-слогами, которые нами даются в большом количестве в приложении. Карточки-слоги составлены по принципу от легкого к трудному.
Первую главу "Развитие фонетического слуха" мы начинаем с составления предложений по картинкам, а затем даем анализ предложений по словам.
Для анализа предложений по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений в два слова и кончая предложениями в четыре слова.
Методика работы с предложением сводится к следующему:
1) Составить предложение по картинке.
2) Сосчитать, сколько слов в предложении.
3) Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения.
4) Докончить начатое предложение по данному образцу.
5) Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.
Вся работа строится на индивидуальном подходе к учащимся. Если ученик еще не умеет читать предложения, то читает логопед, а ученик выделяет из предложения слова.
Кроме того, логопед проследит методику работы и в заданиях, даваемых на протяжении всей книги к каждому виду упражнений.