Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения.
Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху.
Придумывание учеником слов в два слога. Деление слов на слоги мы приводим также и на игровом материале по картинке и без картинки. Логопед называет первый слог, ученик — второй слог, и наоборот.
Затем переходим к делению на слоги двусложных слов, имеющих в своем составе три звука (о—сы, И-ра).
Работа с этими словами проводится так же, как и предыдущая работа с двумя открытыми слогами.
Слова в один слог дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги (дом, шар, сом). Закрепление этого понятия дается на картинках. Ученик сам называет картинку и говорит, можно ли разделить слово на слоги.
От анализа двусложных слов тут же переходим к чтению двусложных слов по схемам (синтез), которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение по подобию).
- ша
ма - ки
- ма
Одновременно с этим надо приступить к составлению слов из карточек-слогов, данных в приложении в конце книги.
В схемах и слогах-карточках слоги даны в нарастающей трудности (ра—ма, за—мок, тра—ва, бантик, ста—рик).
Разрезную азбуку следует держать в алфавитной кассе.
От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Для упражнения в чтении двусложных слов нами частично использован статейный материал азбуки Л.Н.Толстого, методически подобранный с соблюдением принципа от легкого к трудному.
Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они перебирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы.
Поэтому нами дается большой материал в словах, в предложениях, в рассказах, стихах для слогового чтения. Чтение стихов рекомендуем проводить под такт, хлопая в ладоши.
Здесь также материал приводится в нарастающей трудности — слова в два слога, в три слога, в четыре слога.
После совместной работы ученика с логопедом по слоговому анализу и синтезу мы подводим ученика к самостоятельному делению слов на слоги.
Сначала ученик находит по слуху первый, второй, третий слог в слове, затем переходит к самостоятельному делению слов на слоги в предложениях, стихах и в рассказах.
Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги даем письменные упражнения — дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога. Заканчиваем работу по слоговому анализу и синтезу игровым материалом в виде ребуса по составлению слов из слогов. Звуковой анализ надо начинать одновременно со слоговым анализом.
В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск гласных и одной из согласных при стечении двух, трех согласных, например: бежала — бежла, стул — сул, что свидетельствует о том, что ученики не владеют звуковым анализом, а это имеет чрезвычайно важное значение для правильного письма.
Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова. Поэтому нами разработан большой материал в разделе звукового анализа по выделению звука, начиная с самых легких упражнений.
1) Выделение первого звука в слове по картинке.
2) Выделение гласных звуков а, о, у, ы, и.
3) Выделение и дифференциация согласных.
4) Выделение любого звука из слога и слова.
5) Выделение согласных в словах со стечением согласных.
После выделения первого звука по картинке мы даем для развития слухового внимания и памяти упражнения в повторении рядов звуков, так как дисграфики не чувствуют последовательности звуков в слове.
Повторение рядов звуков начинаем с простейшего слова ау в два звука, потом мы даем ряды слов в три звука и ряды слогов.
Выделение гласных звуков проводим последовательно в таком порядке:
1) Выделение звука из слова.
2) Анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением.
3) Запись названия картинки после звукового анализа.
4) Придумывание слов с требуемым гласным звуком.
5) Выделение и дифференциация согласных.
После выделения согласных в слове можно приступить к выделению любого звука в слоге и в слове.
Соблюдение последовательности ряда звуков в письме в словах со стечением согласных является наиболее затруднительным для дисграфиков, поэтому приведенный нами материал в этом разделе дан в большом количестве и методически разработан в следующем порядке:
1) Слова со стечением двух согласных в начале слова.
2) Слова со стечением двух согласных в конце слова.
3) Слова со стечением двух согласных в начале и в конце слова.
4) Слова со стечением трех согласных
Методика выделения из этих слов звука остается та же.
Для упражнений в звуковом анализе и в чтении нами подобран большой материал слов по подобию, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову, например
1) В конце слова — сом, сор, сок;
2) в начале слова — мак, рак, бак;
3) в середине слова — мал, мил, мел,
4) прибавление буквы — стал — встал, низ — вниз.
Йотированные буквы, как представляющие своеобразную трудность для дисграфиков, нами выделены в особый раздел.
Йотированные буквы даны нами в двух значениях.
В начале слов и после гласных они обозначают йотированные гласные, например: Яша, Юра, ёлка, заём, пою.
После согласных как знак смягчения предыдущего согласного, например: мясо, мёд, изюм.
Звуковой анализ с этими гласными мы не приводим, а даем только упражнения для выделения их как гласных букв, так как при протяжном произнесении эти буквы разлагаются на два звука (я—йа, ю—йу, ё—йо).
Следующей трудностью для дисграфиков является смягчение согласных — как при смягчении их путем мягкого знака, так и при смягчении путем йотированных я, ю, ё.
Для различения твердого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова мы используем прием сопоставления твердого и мягкого произношения согласных: