знать:
- сущность, функции и принципы управления;
- сущность управленческого решения и их виды;
- методы принятия управленческих решений;
- теории мотивации и теории лидерства;
- методы обработки исходных данных;
- методы оценки управленческих решений;
- определение миссии и цели организации, иерархию целей организации
уметь:
- провести активный и пассивный эксперимент для отбора исходных данных, необходимых для расчета показателей деятельности объектов управления;
- систематизировать и интерпретировать исходную информацию для экономических и социально-экономических показателей деятельности объектов управления;
- определить факторы, влияющие на эффективность работы группы;
- составить этапы рационального управленческого решения и обосновать выбор метода принятия управленческого решения;
- оценить эффективность управленческого решения.
владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории менеджмента и тенденции его развития;
- способностью осознать роль менеджмента внутри организации и во взаимодействие с внешней средой;
- методами сбора и обработки исходной информации, необходимые для расчета различных показателей деятельности объекта управления;
- навыками применения процессного, системного и ситуационного подходов к управлению;
- методами проектирования структур управления небольших объектов управления.
По дисциплине «Маркетинг»
знать:
- сущность, цели, принципы, функции, эволюцию концепций маркетинга;
- основные направления проведения маркетинговых исследований и методы сбора информации;
- сущность, необходимость и критерии сегментирования рынка;
|
- главные направления товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной политики;
- формы организации службы маркетинга на предприятии.
уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания и полученные практические навыки в процессе профессиональной деятельности;
- сегментировать рынок и позиционировать на нем товар;
- разрабатывать комплекс маркетинга и маркетинговую стратегию для предприятия;
- проводить маркетинговые исследования с использованием основных методов сбора первичной информации;
- систематизировать и обобщать маркетинговую информацию;
- планировать и осуществлять мероприятия, направленные на реализацию маркетинговой стратегии.
владеть:
- методами изучения рынка и анализа информационной базы маркетинга;
- способностью оценивать влияние внешней среды на функционирование предприятия;
- методами разработки маркетинговой стратегии;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в области маркетинга и маркетинговых исследований.
По дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»
знать:
- цели и задачи бухгалтерского учета и анализа;
- виды хозяйственного учета, учетные измерители и современное состояние экономической теории бухгалтерского учета и анализа;
- основные источники формирования средств и направления их расхода.
уметь:
- использовать системный подход при изучении хозяйственных стадий, счетов бухгалтерского учета, формирования экономических показателей и их использования в анализе;
- различать объекты бухгалтерского учета, анализа и аудита: хозяйственные средства, хозяйственные операции, результаты деятельности;
|
- оформлять хозяйственные операции и бухгалтерский баланс;
- обобщать, контролировать и анализировать финансовые результаты.
владеть:
- способами аналитического и синтетического учета, оформления бухгалтерских проводок;
- принципами построения схемы счета и оборотно-сальдовой ведомости;
- навыками анализа основных экономических показателей, складывающихся на предприятиях реального сектора экономики;
- методами оценки начисленной заработной платы работников и к выплате на основе существующих налоговых систем;
- современными информационными технологиями при проведении бухгалтерского учета и анализа.
По дисциплине «Финансы»
знать:
- понятийно-категорийный аппарат и инструментарий механизма функционирования финансов;
основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих финансовый механизм предприятия;
- тенденции развития и основные направления финансовой науки;
- состав и особенности функционирования финансовой системы;
- принципы и методы управления финансами, их элементы.
уметь:
- формировать политику управления активами предприятия и политику управления собственным и заемным капиталом;
- оценивать стоимость денег во времени и принимать решения по выбору наиболее приемлемых вариантов вложения капитала;
- осуществлять оперативное управление оборотным капиталом;
- формировать оптимальную структуры активов и пассивов предприятия, регулировать величину и динамику финансовых результатов;
- использовать механизмы нейтрализации финансовых рисков.
|
владеть:
- методами выбора управленческих решений в области финансов;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями и использования экономической литературы.
5. СитУАЦИИ, ТЕСТЫ, ВОПРОСЫи ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНАМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В ИТОГОВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИЮ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ подготовки 38.03.01 « Экономика»
МЕНЕДЖМЕНТ
Пример ситуации:
Одной из основных системных проблем стратегии развития легкой промышленности, требующей скорейшего решения, является социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка.
Руководство компании «Альфа», являющейся одним из крупнейших Российских производителей и поставщиков швейной продукции, ценит своих сотрудников, заботится о них, и они, в свою очередь, заботятся о благосостоянии и имидже компании.
В компании понимают, что эффективность работы во многом зависит от степени заинтересованности руководителей и ведущих менеджеров в результатах своего труда.
Предложить способы мотивации руководителей различных уровней управления.
Примеры тестов:
1. Как называется группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей:
а) организация;
б) коллектив;
в) корпорация;
г) общность.
2. Какая из базовых функций менеджера нацелена на упорядочение деятельности менеджмента и его подчиненных, оценку менеджмента своих возможностей, изучение подчиненных и их потенциальных возможностей, расстановку сил и т.д.:
а) планирование;
б) организация;
в) мотивация;
г) контроль.
3. Рассмотрение человека как одного из факторов производства является основополагающим для …:
а) школы научного управления;
б) административной школы управления;
в) школы человеческих отношений;
г) школы поведенческих наук.
4. Основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций называется термином:
а) «методы управления»;
б) «свойства организации»;
в) «принципы управления»;
г) «функции управления».
5. Соотнесите тип организационной структуры и его характеристику:
а) функциональная;
б) дивизиональная;
в) проектная;
г) линейно-функциональная.
- в состав структуры входит несколько автономных предприятий и управляющая компания
- каждый подчиненный имеет несколько руководителей, выполняющих различные функции
-гибкость, оперативное принятие решения по межфункциональным проблемам, ориентация на новые технологии и рынки
- в структуре имеется закрепление связей на основе двойного подчинения – линейному и функциональному руководителю
6. Расставьте в правильном порядке этапы принятия управленческого решения:
а) выбор альтернатив;
б) диагностика проблем;
в) формулировка ограничений и критериев принятия решений;
г) определение набора возможных альтернатив.
Содержание:
Понятие менеджмента, цели и функции менеджмента.
Основные школы управленческой мысли: научное управление, административный подход, подход с точки зрения количественных методов.
Основные школы управленческой мысли: системный подход, ситуационный подход.
Методы управления.
Коммуникационный процесс. Виды коммуникаций
Межличностные коммуникации. Преграды межличностных коммуникаций
Управленческие решения: процесс принятия управленческого решения классификация.
Методы экспертных оценок в принятии управленческих решений
Организационные структуры управления: функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные.
Организационные структуры управления: матричные, конгломератные.
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.
Управление группой: формальные и неформальные группы.
Управление конфликтами: классификация конфликтов, стратегии поведения участников конфликта. Процесс стратегического управления.
Внешняя и внутренняя среда предприятия.
«SWOT» - анализ.
Литература
Основная литература
1.Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. – М.: Дело, 2014. – 275 с.
2.Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
3.Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 274 с.
4.Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.
5.Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
6.Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 416 c.
7.Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Спб.: Питер, 2012. – 863 с.
8.Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
9.Калаков, Н.И. Методология прогностического исследования в глобалистике. (На материале анализа прогнозирования социально-образовательных процессов): учеб. пособие для вузов / Н.И.Калаков. – М.: Академ. проект: Культура, 2010. – 746 c.
10. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2012. – 640 с.
11. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; [пер. с англ. О.И. Медведь]. – М.: Вильямс, 2012. – 672 c.
Дополнительная литература
1.Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 214 с.
3.Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
4.Коргова, М.А. Менеджмент: краткий курс: учеб. пособие / М.А. Коргова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378 c.
5.Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова. – М.: Дашков и К, 2013. – 272 c.
7.Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. – М.: Академцентр, 2013. – 240 c.
8.Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общ. редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.
Периодические издания по менеджменту:
1. Генеральный директор
2. Менеджмент в России и за рубежом
3. Российский журнал менеджмента
4. Управление компанией
МАРКЕТИНГ
Примеры ситуаций:
Ситуация 1
Предприятие по производству товаров «NNN» более 10 лет действует на рынке города N. Емкость данного рынка составляет около 50 тыс. тонн в год. Продукция предприятия отличается довольно низкими ценами, так как объем продаж достаточно большой и составляет 35 тыс. тонн в год, из которых 75 % реализуется на местном рынке. Предприятие постоянно осваивает все новые и новые рынки, совершает на них поставки своей продукции так же по низким ценам, имея своей целью максимально увеличить объем продаж и завоевать значительную долю нового рынка.
1. Согласно матрице Ансоффа (товар – рынки), фирма «NNN» использует для своего развития стратегию
а) проникновения на рынок
б) развития товара
в) развития рынка
г) диверсификации
2. Фирма «NNN» в качестве ценовых стратегий использует стратегии …
а) ценового лидера
б) проникновения на рынок
в) дифференцированных цен
г) конкурентных цен
3.Доля фирма «NNN» на местном рынке составляет _____ %.
Ситуация 2
Предприятие по производству товаров фирма «NNN» более 10 лет действует на рынке города N. Емкость данного рынка составляет около 56 тыс. тонн в год и на котором действуют 6 предприятий. Объем продаж предприятия составляет 25 тыс. тонн в год, из которых 70 % реализуется на местном рынке. Фирма «NNN» реализует свою продукцию через розничные торговые предприятия различного формата. Последнее время предприятие открывает собственные розничные точки на местном рынке. Однако производственные мощности предприятия загружены не полностью, и предприятие ищет возможности для увеличения объемов производства и сбыта продукции.
1.В качестве продуктовой стратегии фирма «NNN» использует стратегию …
а) диверсификации
б) модернизации
в) дифференциации
г) реструктуризации
2.В качестве сбытовой стратегии фирма «NNN» использует стратегию
а) более глубоко проникнуть на местный рынок
б) сократить длину канала сбыта для повышения интенсивности сбыта
в) увеличить интенсивность сбыта
г) сократить длину канала для снижения затрат
3. Доля фирма «NNN» на местном рынке составляет _____ %.
Примеры тестов:
1.Реализуя стратегию «снятия сливок», фирма устанавливает цену товара, в первую очередь, исходя из …
1) Уровня цен конкурентов
2) Рыночной конъюнктуры
3) Сравнительного преимущества товара-новинки
4) Величины постоянных и переменных издержек фирмы
2.Укажите на графике жизненного цикла товара участок «рост»
А Б В Г
1) Б
2) А
3) В
4) Г
3.Если выпускаемые фирмами товары схожи, но имеют определенные различия по ряду параметров, то форма конкуренции товара…
1) Видовая
2) Ценовая
3) Функциональная
4) Предметная
4.Изучается возраст, пол, доходы населения. Исследование маркетинга проводится по направлению
1) Оптовые посредники
2) Розничные продавцы
3) Потребители
4) Маркетинговые посредники
Содержание:
Комплекс маркетинговых средств и роль каждой составляющей этого комплекса.
Маркетинговые стратегии и их взаимосвязь со стратегией предприятия.
Основные этапы стратегического маркетингового планирования.
Продукт как элемент комплекса маркетинга.
Маркетинговые стратегии на корпоративном уровне.
Обеспечение конкурентоспособности продукции.
Целевые рынки и оценка емкости целевого сегмента рынка.
Позиционирование товара на рынке.
Ценовая политика в системе маркетинга
Система товародвижения и каналы сбыта.
Коммуникационная политика предприятия.
Основные принципы и этапы маркетинговых исследований.
Информационные ресурсы интернет-маркетинга.
Качественные методы сбора первичной информации.
Технология проведения выборочных маркетинговых исследований
Литература
Основная литература
1. Барышев А.Ф. Маркетинг. Учебник. – М: Академия, 2012. – 224с.
2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. – Р.н/Д.: Феникс, 2012. – 400 с.
3. Гавриленко Н.И. Маркетинг. Учебник. – М: Академия, 2011. – 192 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – СПб, Вильямс, 2010. – 496 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 211 с.
6. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник. Под ред. Морозова Ю.В., Гришиной В.Т. – М: Дашков и Ко, 2010. – 448 с.
7. Синицына О. Маркетинг. – М.: КноРус, 2014. – 216 с.
Дополнительная литература
1. Березин И. Маркетинговые исследования. Инструкция по приминению. – М.: Юрайт, 2012. – 384 с.
2. Вуд М.Б. Маркетинговый план. Практическое руководство по разработке. – М: ИД Вильямс, 2007. – 352 с.
3. Герасимов Б., Мозгов Н. Маркетинговые исследования рынка. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Форум, 2014. – 336 с.
4. Дурович А.П. Маркетинговые исследования. – М.: ТетраСистемс, 2009. – 432 с.
5. Капон Н., Колчанов В., Макхалберт Д. Управление маркетингом. – Спб.: Питер, 2010. – 832 с.
6. Карасев А. Маркетинговые исследования. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 324 с.
7. Тюрин Д. Маркетинговые исследования. – М.: Юрайт, 2013. – 352 с.
8. Шарков Ф.И. Управление маркетинговыми коммуникациями (интегрированный подход). – М: Академический проект, Трикста, 2006. – 256 с.
Периодические издания по маркетингу (сайт www.cfin.ru и др.):
1. Маркетинг.
2. Маркетинг в России и за рубежом.
3. Маркетинг и маркетинговые исследования в России.
4. Практический маркетинг.
5. Бизнес, Организация, Стратегии, Системы (БОСС).
6. Маркетолог (www.marketolog.ru).
7. Интернет-маркетинг (Издательский дом Гребенникова).