Мевзу: Дидактические игры по обучению детей крымскотатарскому языку




Дисциплина: Специальная методика обучения крымскотатарскому языку

Дата. 13.04.2020г.

Группа: ЗСДО-17 (Л) ЗСДО-17(О)

Тип занятия: практическая пара

Мевзу: Дидактические игры по обучению детей крымскотатарскому языку

 

Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению крымскотатарскому, украинскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях (в зависимости от контингента). Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей крымскотатарскому, украинскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: от 4 до 6 лет и в 1, 2 классах (на занятиях с логопедом).

Цели дидактических игр:

Развитие устной монологической и диалогической речи на трёх языках.

Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам.

 

Перечень и содержание дидактических игр:

1. Дидактик оюн «Не арткъач?»

Цель игры:

Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Задачи игры:

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать монологическую и диалогическую речь на трёх государственных языках.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу не?» (Что это?), «Бу ким?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на крымскотатарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Не арткъач?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее.

Пример: Папий, тавукъ, корель – бу къушлар. Ат – айван.

 

2. Дидактик оюн «Онгъаджа саямыз»

Цель игры:

Учить детей порядковому счету в пределах десяти на трёх языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного.

Задачи:

Развивать навыки порядкового счета, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь на трёх языках.

Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на крымскотатарском (украинском и русском) языке.

Далее педагог задает вопрос: Бу къач? –Не къадар?

Ребенок отвечает на вопрос полным ответом.

Примеры:

Къач къоян бар? Бир къоян.

Къач китап бар? – Беш китап.

Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми:

Тербиеджи: Къач китап?

Бала: Учь китап.

Тербиеджи: Къач къоян?

Бала: Бир къоян.

 

 

3. Дидактик оюн «Насыл?»

Цель игры:

Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.

Задачи:

формирование лексико-грамматических категорий;

согласование прилагательных с существительными;

использование в устной монологической речи словарный запас крымскотатарского, украинского и русского языков.

Ход игры:

Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.

Например: алма – ешиль, сары, къырмызы.

 

- ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы.

Например: руки – чистые (грязный - чистый).
Копечик насыл? (темиз-кирли); савут насыл? (темиз-кирли)…

 

4. Дидактикоюн «Меним эвим»

Цель игры:

Закреплять знания детей по темам: «Эв» «Аиле», «Емиш», «Мальземелер».

Задачи игры:

Расширять представления о жилище;

Расширять представления о семье и членах семьи.

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Активизировать монологическую и диалогическую речь детей народном языке.

Ход игры:

• Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных;

• Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи.

• Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: «Ресимде ким бар? Ким ёкъ?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: