Дисциплина: Специальная методика обучения крымскотатарскому языку
Дата. 13.04.2020г.
Группа: ЗСДО-17 (Л) ЗСДО-17(О)
Тип занятия: практическая пара
Мевзу: Дидактические игры по обучению детей крымскотатарскому языку
Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению крымскотатарскому, украинскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях (в зависимости от контингента). Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей крымскотатарскому, украинскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: от 4 до 6 лет и в 1, 2 классах (на занятиях с логопедом).
Цели дидактических игр:
Развитие устной монологической и диалогической речи на трёх языках.
Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам.
Перечень и содержание дидактических игр:
1. Дидактик оюн «Не арткъач?»
Цель игры:
Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Задачи игры:
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь на трёх государственных языках.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.
|
Ход игры:
Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу не?» (Что это?), «Бу ким?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на крымскотатарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Не арткъач?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее.
Пример: Папий, тавукъ, корель – бу къушлар. Ат – айван.
2. Дидактик оюн «Онгъаджа саямыз»
Цель игры:
Учить детей порядковому счету в пределах десяти на трёх языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного.
Задачи:
Развивать навыки порядкового счета, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь на трёх языках.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость.
Ход игры:
Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на крымскотатарском (украинском и русском) языке.
Далее педагог задает вопрос: Бу къач? –Не къадар?
Ребенок отвечает на вопрос полным ответом.
Примеры:
Къач къоян бар? Бир къоян.
Къач китап бар? – Беш китап.
Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми:
Тербиеджи: Къач китап?
|
Бала: Учь китап.
Тербиеджи: Къач къоян?
Бала: Бир къоян.
3. Дидактик оюн «Насыл?»
Цель игры:
Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак.
Задачи:
формирование лексико-грамматических категорий;
согласование прилагательных с существительными;
использование в устной монологической речи словарный запас крымскотатарского, украинского и русского языков.
Ход игры:
Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.
Например: алма – ешиль, сары, къырмызы.
- ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы.
Например: руки – чистые (грязный - чистый).
Копечик насыл? (темиз-кирли); савут насыл? (темиз-кирли)…
4. Дидактикоюн «Меним эвим»
Цель игры:
Закреплять знания детей по темам: «Эв» «Аиле», «Емиш», «Мальземелер».
Задачи игры:
Расширять представления о жилище;
Расширять представления о семье и членах семьи.
Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Активизировать монологическую и диалогическую речь детей народном языке.
Ход игры:
• Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных;
• Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи.
• Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: «Ресимде ким бар? Ким ёкъ?»