Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70-е годы.




Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.

Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых, не давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых, это привело бы к “увеличению численности армии в ущерб ее достоинству”, при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.

Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирное время до 64 (без гвардейских и гренадерских), т.е. на 10 дивизий, причем половину их, расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75% военного времени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах - с укомплектованностью 56% военного времени. Одновременно с этим сокращались армейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрастала всего на 80 батальонов.

Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад (по числу дивизий) и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-артиллерийские бригады расформировывались, а их батареи включались по одной в состав кавалерийских дивизий.

Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий, за счет ограничения их состава 4-мя полками: драгунским, уланским, гусарским и казачьим.

Резервные или вспомогательные войска должны были формироваться только в военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельных резервный батальон. Таким образом, общее количество этих резервных частей должно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалось формировать при запасных артиллерийских батареях.

28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание, под председательством Александра II. На совещании была окончательно утверждены организация и состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без изменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии. Каждая дивизия разделялась на 2-е бригады. Организационно дивизия включала 4 полка, полк - 4 батальона, по 4 роты в каждом.

В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было принято разделить пополам, образовав 16 дивизий 4-полкового состава, для чего каждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждая дивизия так же разделялась на 2-е бригады.

Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейными бригадами, из расчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии, а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи

Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срок действительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г. - до 12 лет, а в 1868 г. - до 10 лет. В результате этих мероприятий численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских держав.

Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности, остановимся на записке “О главных основаниях личной военной повинности” от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности:

Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят в одном из 4-х разрядов ВС: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.

Зачисление на действительную службу решается жребием.

Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевки предоставляются: а) единственному сыну (внуку - не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей, если он имеет семейство, хозяйство или дом.

Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.

В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением в ополчение.

Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.

Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляется право поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав экзамен, зачисляться в запас офицерами.

Воинская повинность распространялась на все население Империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний.

Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывного возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии - жеребьевкой.

Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда - единственному сыну при неработоспособном отце или матери - вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну, при работающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих за братьями, находящимися на действительной военной службе.

 

Заключение.

Таким образом, анализ реформ Петра 1 и Александра 2, а также периода между правлениями этих русских реформаторов даёт понять, что реформы в армии необходимы. Военные реформы Петра I
создали русскую (национальную) регулярной армию и флот, основанных на рекрутской системе комплектования, упразднили ранее существовавшие разнородные воинские формирования и ввели однотипную организацию вооружения в пехоте, коннице и артиллерии. Они явились основой единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами. При Петре1 открылись военные школы для подготовки офицерских кадров и регламентирования службы офицеров. По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

Военные реформы 1860-70, преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д.А. Милютина, составная часть буржуазных реформ в России 60-70 годов 19-го века. Имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в крымской войне 1853-56 гг. Заменить рекрутскую повинность всесословной воинской повинностью, создать обменный резервный запас, образовать военно-окружную систему управления (15 округов); выделить новое «Положение о полевом управлении войсками в военное время». Одними из главных задач были перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ), военно-судебные реформы способствовали усилению русской армии.

Таким образом, при сравнении 2-х реформ мы видим, что после Петра 1 Россия стала ведущей державой мира, а после реформ Александра 2 такого стремительного подъёма не наблюдалось, но и эти реформы повысили обороноспособность страны. Однако, как отмечает большинство нынешних историков, Пётр 1 слишком рьяно взялся за дело и добивался многого только из-за страха людей перед ним. И своими реформами он просто-напросто “задушил” инакомыслие в России. Становиться понятным, что такая система будет работоспособна только при очень суровом правителе, каким был Пётр 1. А при его более мягких потомках и армия размякнет и ослабнет.

 

Список использованной литературы:

1. Исаев И.А., История государства и права России, М.: Юристъ, 1996г.

 

2. Волкова И.В., История России, М: Высшая школа, 1997г.

 

3. Антонов А.И. Очерки о Петре I. М., 1989г.

4. Сахаров В.Н. История России с начала 18 до конца 19 в. М: 1988г.

5. Игнатов А.П. История России. Учебник для вузов. М., 1997г.

6. Б. В. Личман. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г.

7. М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев История России для технических вузов. М: Высшая школа, 2003г.

8. Яковлев А.И. Александр 2 и его эпоха. М.:Знание 1992 г.


[1]Учебник для вузов М.Н. Зуев стр. 464

[2] История государства и права России И.А. Исаев стр. 102 3 История России сначала 18 до конца 19в. Сахаров стр.72

 

[4] История России сначала 18 до конца 19в. Сахаров стр.339

[5] Александр 2 и его эпоха. Яковлев стр.33

[6] История России Игнатов стр. 207



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: