Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии.




Четыре имама мазхабов о философии (калам).

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Содержание:

Что такое калам?

Запрет Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Запрет имама Малика заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Запрет имама аш-Шафии заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

Запрет имама Ахмада заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

 

Что такое калам?

 

Калам — религиозное направление, дающее догматам ислама рационалистическое толкование. В русскоязычной литературе его иногда называют спекулятивной (умопостижимой) философией, иногда — мусульманской схоластикой и т.д. Последователи калама (мутакаллимы) — джахмиты, мутазилиты, поздние ашариты и др. — в процессе познания обращались к разуму как к высшей инстанции, отдавая ему предпочтение перед текстами Корана и сунны. По их мнению, именно разум подтверждает правдивость шариата, который можно постичь только посредством разума. Они полагали, что только логические аргументы могут быть категоричными, тогда как священные тексты являются основанием лишь для предположений. К этому сводится главное различие между ними и приверженцами сунны и единой общины.

 

Разъясняя 16 пункт из книги "масаилюль джахилия" шейх Салих Али Шейх говорит:

"Другая группа оставила то, что в Книге и в Сунне, оставила то, что разъяснили ученые из числа саляфов и взялась за книги по /каляму/. /Калям/ - это нечто более узкое, чем философия. Каждый последователь /каляма/ является философом, но не каждый философ является последователем /каляма/. Они схватились за древнегреческую логику, схватились за то, что они называют непреложными правилами разума и все это они внесли в эту умму. Они написали книги по вероубеждению на основе своих правил и поставили их выше, чем Книгу и сунну. Среди них есть такие, кто посчитал, что тексты Корана и Сунны вводят людей в замешательство, а не наставляют на прямой путь. Один из таких, когда давал шарх на книгу «Джами’» имама Тирмизи, написал относительно вопроса /истиуа/, то есть возвышения: «По поводу /истиуа/ в арабском языке есть 15 мнений». Затем он привел все эти значения. Хотя это все ложь, ведь, в арабском языке /истиуа ’аля/ имеет только одно значение, а это - возвышенность. А затем он говорит: «И Аллах знает лучше, какое значение имеется ввиду в аятах». Они говорят, что если человек будет строить убеждение на основе Корана и Сунны, то он попадает в антропоморфизм /таджсим/. Поэтому они заменили Коран и Сунну, и книги предшественников, книгами по своему вероубеждению".

 

Запрет имама Абу Ханифы заниматься каламом и предаваться спорам о религии.

1. Абу Ханифа сказал: «В Басре много людей, следующих за своими страстями. Я ездил туда более двадцати раз и оставался там иногда на год, а иногда на больший или меньший срок, полагая, что калам является самой главной наукой». Источник: «Манакиб Аби Ханифа» аль-Курди, стр. 137.

 

2. Абу Ханифа сказал: «Я так много занимался каламом, что достиг в нём больших высот, и на меня даже стали показывать пальцем. Однажды, когда мы сидели неподалёку от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, ко мне подошла какая-то женщина и сказала: «Один человек, у которого есть жена-рабыня, хочет развестись с ней в соответствии с Сунной. Сколько раз он должен дать ей развод?» Я не знал, что сказать, и велел ей спросить Хаммада, а затем вернуться и сообщить мне о его ответе. Она задала тот же вопрос Хаммаду, и он ответил: «Он должен дать ей развод один раз в то время, когда у нее нет месячных, и он (после последней менструации) не вступал с ней в интимные отношения. Затем ему следует оставить её (не вступая с ней в интимные отношения), пока у нее не завершатся еще два менструальных цикла. Когда же она совершит полное омовение (после окончания последней менструации), ей станет дозволено (халяль) выйти замуж за другого». После этого женщина вернулась и передала мне слова Хаммада. Я же сказал: «Нет мне нужды в каламе», – после чего взял свои сандалии и подсел к Хаммаду». Источник: «Тарих Багдад», 13/333.

 

3. Абу Ханифа сказал: «Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, ибо он открыл для людей путь, ведущий к каламу, который им не принесёт никакой пользы». Источник: «Замм аль-Калам» аль-Харави, стр. 28-31.

 

Один человек спросил Абу Ханифу: «Какое у тебя мнение о том, что люди стали вводить в речь такие понятия, как “акциденция” (аль-а’рад) и “объектность” (аль-аджсам)?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар), следуй путем праведных предшественников (салаф) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а)» Источник: «Замм аль-Калам» аль-Харави (194/ба).

 

4. Хаммад, сын Абу Ханифы, рассказывал: «Однажды ко мне зашел отец, да будет милостив к нему Аллах, а у меня в это время находилась группа людей из числа последователей калама. Мы вели столь жаркие споры по какому-то вопросу, что даже повышали свои голоса. Когда я услышал в доме шорох, издаваемый отцом, то вышел к нему. Он спросил меня: «Что у тебя за люди, о, Хаммад?» Я ответил: «Такой-то, такой-то и такой-то», перечислив их по именам. Он сказал: «А о чём вы спорите?» Я ответил: «По такому-то вопросу». Тогда он сказал мне: «О, Хаммад, перестань заниматься каламом!» Хаммад сказал: «И я никогда не замечал, чтобы мой отец противоречил сам себе и был из числа тех, кто велит что-либо, а затем запрещает это». Поэтому я спросил его: «О, батюшка! А разве ты не велел мне изучать калам?» Он ответил: «Да, сынок, однако сегодня я запрещаю тебе это». Я спросил: «Почему?» На что он ответил: «О, сынок! Поистине, этих людей, разногласящих по вопросам калама, ты раньше видел среди тех, у кого были единые взгляды и единая религия. Так продолжалось до тех пор, пока шайтан не отнял у них это, посеяв среди них вражду и противоречия, после чего они стали разногласить друг с другом …». Источник: «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр. 183-184.

 

 

5. Абу Ханифа сказал Абу Йусуфу: «Остерегайся говорить с людьми об основах религии, опираясь на калам, ибо они подражают тебе и могут начать заниматься этим». Источник: «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр. 373.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: