Права несовершеннолетних детей СК РФ




Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. N 44

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

 

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

 

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. При выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака "дефис", или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.

 

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Декларация прав ребенка

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

Преамбула

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Конвенция по правам ребенка и ее основное содержание

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходи­мости уважительного отношения к маленькому чело­веку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи с этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспита­ния и образования. Передовые мыслители на первое место- всегда выдвигали и выдвигают права человека, его свободу и в связи с этим высшей ценностью объяв­ляется человек с его взглядами, индивидуальными осо­бенностями.

Вопрос о социальной защите человека, особенно ребенка является одним из самых животрепещущих и требует к себе особого внимания. Дети дошкольного возраста многих стран мира в своей жизни уже столк­нулись с такими понятиями как сиротство, безрабо­тица, нищенство, бродяжничество, алкоголизм, нарко­мания, воровство и т. п. Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрос­лых. Этот возраст характеризуется повышенной ра­нимостью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим рас­стройствам. Дети во многих странах мира все чаще оказываются лишенными родительской любви и лас­ки. Здесь следует отметить, что взрослые для ребенка являются источником не только радости и познания мира, но и создают уверенность в защищенности, устраняют большинство неприятных для детей обсто­ятельств и событий.

На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международ­ные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. между­народное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека».

В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декла­рации прав человека принимает Европейскую конвен­цию о защите прав человека и основных свобод.

Уже во Всеобщей декларации прав человека отме­чалось, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации объединен­ных наций – Конвенцию о правах ребенка.

Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, кото­рые ее подписали и ратифицировали. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвен­цию о правах ребенка, все последующие законодатель­ные акты должны быть согласованы со статьями дан­ного международного документа.

В преамбуле (вводная часть к законодательному акту) Конвенции подчеркивается, что дети имеют пра­во на особую заботу и помощь. Кроме того, признает­ся, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех час­тей и 54 статей.

Первая часть Конвенции включает в себя 41 ста­тью. Уже в первой статье этого раздела указывается, что ребенком является каждое человеческое существо от рождения и до достижения 18-летнего возраста.

Все статьи первого раздела Конвенции направле­ны на определение прав ребенка, защиту его безопас­ности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих роди­телей, сохранять свою индивидуальность.

В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уде­ляется проблеме прав ребенка и родителей. В докумен­те записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в инте­ресах ребенка, указывается право ребенка на воссо­единение с семьей

Впервые в этом международном документе декла­рируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не мо­жет быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивает­ся право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массо­вой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.

Следует обратить внимание на статью 19, в кото­рой указывается, что государства-участники принима­ют все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обя­занности государства, связанные с системой усынов­ления, получения статуса беженца, а также всей необ­ходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребен­ка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и

социальное развитие. При этом указывается, что роди­тели или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих спо­собностей и финансовых возможностей условий жиз­ни, необходимых для развития ребенка.

Следует обратить внимание на статью 28 Конвен­ции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисцип­лина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

В статье 29 говорится о целях образования. Обра­зование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способ­ностей в их самом полном объеме; на подготовку ре­бенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия муж­чин и женщин и дружбы между всеми народами, этни­ческими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополне­ние к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соот­ветствующие его возрасту.

Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на за­щиту детей от любой экономической, сексуальной эк­сплуатации; от незаконного приобщения к употребле­нию наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечи­вают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не дос­тигнув 18 лет. В статье 38 говорится о том, что государ­ства должны принимать все возможные меры, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали участия в военных действиях.

Следует обратить внимание на статью 41 Конвен­ции. Она имеет важное значение для работников сис­темы образования, особенно образовательных учреж­дений разного типа и вида. В этой статье изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного за­конодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;

безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу ком­петентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показа­ний или признанию вины; полное уважение к лично­сти ребенка, его личной жизни на всех этапах разби­рательства; в случае необходимости предоставление бесплатной помощи переводчика.

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основ­ных положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Кроме того предлагаются пути контроля за выполне­нием всех положений Конвенции государствами, ко­торые подписали и ратифицировали этот документ.

Учреждается Международный комитет по правам ребенка. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенци­ей в области, охватываемой Конвенцией.

В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные из­менения в статьи Конвенции, подчеркивается, что по­правки вступают в силу по утверждению документа Ге­неральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народа­ми мира. В основу Конвенции о правах ребенка поло­жены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка пол­ноценной, полноправной личностью.

Впервые такой документ международного значе­ния провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного ин­теллектуального, нравственного, психического и физи­ческого развития.

Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обу­чения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основыва­ясь на содержании Конвенции, создавать нравствен­но-правовое и образовательное пространство для пол­ноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Основные идеи Конвенции о правах ребенка нахо­дят свое отражение во всех законодательных актах Рос­сийской Федерации, направленных на выживание, за­щиту, обучение и развитие детей. Исключительное место в этих законодательных актах отводится праву ребенка на образование. Оно закреплено в Конституции РФ. Закон РФ «Об образовании» в основных своих положениях также соответствует Конвенции о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании» установил, что область образования является приоритетной и основывается на ряде значимых принципов:

• гуманистический характер образования;

• общедоступность образования;

•светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, т. е. отказ го­сударства от монополии на решение всех принци­пиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования. Особенного внимания в связи с положениями,

закрепленными в Конвенции, требует государственная политика в области образования: должны четко соблю­даться права ребенка на выбор образовательного уч­реждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.

Государственная политика в области образования обязательно связана с целым рядом положений Кон­венции о правах ребенка и отражена в целом ряде правовых документов.

К таким документам можно от­нести:

Конституция Российской Федерации; Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании»; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;

Закон РФ «О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: