План-конспект факультативного занятия
«Живопись. Графика. Скульптура»
Ий класс, I четверть
Тема: «Композиция. Рассвет» (гуашь)
Цель урока:
Образовательная:
- актуализация представлений о выразительных возможностях цвета;
Развивающая:
-формирование умений определять настроение произведения по его цветовой гамме;
- совершенствование навыков передачи цветом спокойного эмоционального содержания художественного образа;
Воспитательная:
-развитие цветового восприятия, образного мышления.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование:
-учителя: карточки для игры «Знатоки», карточки для подведения итога урока (продолжить предложение), слайды с иллюстрациями для игры «Угадай слово», иллюстрации художников пейзажистов., цветные карточки (5*5), магниты, музыкальное сопровождение.
-учеников: альбомы, карандаши, резинка, листы бумаги, краски (гуашь), тряпочка, кисти, банка с водой.
Структура урока:
I.Организационный момент (2-3 мин.)
II.Введения в тему урока (2 мин.)
III.Изучения нового материала (10 мин.)
IV.Практическая часть (25 мин.)
V.Подведения итогов (5 мин.)
Ход урока
План урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие:
– Здравствуйте ребята! Садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассуждать, рисовать, оценивать и красиво говорить.
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
У всех на столах лежат: краски, белая бумага, кисточки, карандаши, ластик, палитра.
II. Введения в тему урока
1.Сообщение темы урока:
Я прочитаю вам стихотворение В.Г.Лужецкого, а вы скажите какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок.
На рассвете как бывает!
Ночь с рассветом тихо тает,
Засыпают светлячки,
Замолкают вдруг сверчки.
Травка тихо просыпаясь,
От росы слегка качаясь,
К солнцу нежно потянулась,
И от ветра вновь качнулась.
Тут проснулись и цветочки,
Распуская лепесточки.
Аромат цветка проснулся,
И по полю потянулся.
На пруду идут разводы,
Это рыбы мутят воду.
Им проснувшимся с утра,
Поплескаться уж пора.
Солнце выше поднималось,
Все в округе просыпалось.
Недалече лес густой,
Разгонял свой сон листвой.
Правильно, ребята, тема нашего урока: «Рассвет». Я вас научу как при помощи цвета создать спокойный цветовой образ объектов и явлений природы.
III. Изучения нового материала
Мы с вами сейчас сыграем в игру «Угадай слово». Я вам буду показывать по 4 картинки, а вы должны сказать одно слово, которое их объединяет.
Слайд (Пейзаж): Поль Сезанн «Пейзаж с виадуком», «Каштаны в Жа де Буффан», Шалаев Алексей «Новогорск», Алекс Ирина «Нежная зелень» (Пейзаж)
Слайд (Закат): Панов Эдуард «Закат на рыбалке», Панов Эдуард «Зимний закат», Бердышев Игорь «Закат», Головченко Алексей «Закат жаркого дня».
Слайд (Рассвет (утро)): Симонова Ольга «В предрассветном тумане», Клейменова Елена «Проснулось утро», Чувашев Олег «Туманное утро», Васильева Ф.А. «Рассвет».
Молодцы.
Давайте разделимся на две группы. Теперь мы сыграем в игру «Знатоки». При помощи нее мы сможем проанализировать какую цветовую гамму надо использовать для передачи определенного времени суток – рассвета.
Вы видите картину Васильевой Ф.А. «Рассвет». Я вам даю карточки с опорными словами и словосочетаниями передающие состояние и эмоции картины. Вам надо отобрать правильные, соответствующие данной картине карточки. (2 мин. на выполнение задания). Играет тихая, спокойная мелодия во время самостоятельной работы в группах.
Карточки, которые выбрали дети: летнее утро, тихая водяная гладь, сырая земля, спокойное утро, зелёный луг, пышные верхушки деревьев, дымка утреннего тумана, деревья в тумане, лёгкие облака, розовато-синеватые облака, спокойствие, тишина, сумеречное небо, золотистые лучи, густые тени, свежесть, нежность.
Вы отлично справились с этим заданием! Теперь я вам раздам маленькие квадратики, закрашенные разными цветами, а вы отберете цвета, которые ассоциируются с утром, рассветом. (1 мин. на выполнение задания) Играет тихая, спокойная мелодия во время самостоятельной работы в группах.
Теперь по очереди выходим к доске и прикрепляем нужный цвет магнитом и говорим какой это цвет и где его нужно использовать в пейзаже.
-голубой (небо, задний план)
-серо-голубой, сине-зеленый (задний план, вода, деревья дальнего плана)
-синий (тени, вода, небо)
-фиолетово-коричневый, коричневый (земля)
-розовы, бледно желтый (небо, вода)
-серебристо-зеленый, темно-зеленый (трава, деревья)
-холодный серый (задний план, туман, вода)
-желто-зеленый(листья, трава освещенные лучами солнца)
Объяснение последовательности изображения рисунка
Этапы изображения:
1.Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты. Пейзаж лучше начинать рисовать с нанесения крупного объекта переднего плана, высоту которого можно выбрать произвольно. Этот предмет будет исходным для сравнения с ним остальных.
2.Выполнение рисунка в цвете: ближе к горизонту светлее и холодные цвета, к краю теплые и темные.
- А что по тону будет светлее: земля или небо? (Небо светлее и прозрачное)
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище назад, вперед)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
Бегут, бегут со двора (шагам на месте)
Гулять, гулять в луга: (прыжки на месте)
Курка, (хлопаем в ладоши)
Утка, (топаем ногами)
Гусь, (приседаем)
Конь, (прыжки на месте)
Корова. (топаем ногами)
IV. Практическая часть
Рассаживаемся по местам.
Итак: наше рабочее место готово. Приступаем к работе и помним, что когда немного подсохнет начинаем прорисовку деталей тоненькой кисточкой.
(Звучит спокойная музыка. Произвожу контроль за деятельностью учащихся, даю индивидуальные консультации.)
V. Итог урока