III. Изучения нового материала




План-конспект факультативного занятия

«Композиция»

Ий класс, I четверть

Тема: «Декоративный характер изображения. Декоративный натюрморт»

Цель урока:

Образовательная:

-обучить новому приему декоративной композиции - членение плоскости на части;

- познакомить с термином «оверлеппинг»;

-дать понятия равновесия, оверлеппинга.

Развивающая:

- развить художественный вкус;

-совершенствование технических приемов и навыков работы графическими материалами;

- активизировать творческую деятельность, направленную на создание в дальнейшем интересных декоративных работ.

Воспитательная:

- формирование положительного эмоционально-эстетического отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства

- воспитывать аккуратность, усидчивость

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный

Оборудование:

-учителя: педагогический рисунок; образцы рисунков учащихся; термины: реалистичное изображение, декоративное изображение, оверлеппинг, таблица «Равновесие», таблицы с членением плоскости, раздаточный материал для упражнения «Равновесие».

-учеников:

бумага формата А-4, фломастер и маркер черного цвета (или гуашь черного цвета; кисточки, баночку для воды), карандаш, ластик.

Структура урока:

I.Организационный момент (2-3 мин.)

II.Введения в тему урока (2 мин.)

III.Изучения нового материала (10 мин.)

IV.Практическая часть (25 мин.)

V.Подведения итогов (5 мин.)

 

Ход урока

План урока:

I.Организационный момент

До начала урока подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала.

1. Приветствие:

- Добрый день, ребята!

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Я вижу, вы уже приготовились к уроку и готовы меня внимательно слушать.

II. Введения в тему урока

1.Сообщение темы урока:

Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом. Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами два натюрморта, в чем их различие? (оба написаны в разных техниках – реалистичной и декоративной).

III. Изучения нового материала

Реалистичное изображение - это изображение правдоподобное, отражающее действительность.

Декоративное изображение - изображение приукрашенное, не реалистичное.

Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и в нем не надо передавать материальность и воздушное пространство. Условностью так же является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как составляющей части декоративного натюрморта.

Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.

- Давайте вспомним, какие правила композиции мы уже знаем?

Предметы не должны быть большими или маленькими. Композиция должна быть уравновешенной.

– Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. А теперь посмотрите на эту схему (таблица «Равновесие»). О чем мы сейчас будем говорить?

О равновесии.

– Кто скажет, уравновешена ли композиция представленная на верху?

– Нет.

– А как мы можем ее уравновесить? Две нижние картинки вам подскажут.

– Можем добавить к маленькому предмету еще один предмет. Можем сдвинуть большой предмет к центру.

– Правильно. Равновесие мы чувствием. Чтобы наша композиция была уравновешенной, необходимо чтобы предметы вписывались в правильную геометрическую форму, как представлено на рисунке. (Таблица № 2). Какие это формы на работах?

– Квадрат, треугольник.

– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача - уравновесить свет и тень, как на этом рисунке.(Рисунок с членением плоскости). А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?

– Предметы объединены

– А как?

– Один предмет перекрывает другой.

– Совершенно верно. Это называется прием оверлеппинга (словарное слово на доске) – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет.

Предметы, накладываясь друг на друга, меняют цвет.

В декоративной композиции существует такой прием. Так же, предметы могут быть объединены каким -либо дополнительными линиями фона, тенями и т. д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.

Раздача карточек с заданиями на уравновешивание композиции.

Физкультминутка ( Упражнения для глаз):

Нарисовать ими следующие геометрические фигуры: правильный треугольник; окружность по часовой стрелке, а потом против; прямоугольник; параллелограмм; трапецию; параллельные прямые.

IV. Практическая часть

Так как тема нашего урока «Декоративный характер изображения.

Декоративный натюрморт»', рисовать мы будем натюрморт. Рисуем одной линией, такой рисунок называется линейным.

Далее мы наносим на наш рисунок линии и получаем на рисунке сетку - мы раздробили лист бумаги.

Далее обводим контуры рисунка фломастером. Сначала проводим линии, которые разделяют лист бумаги, а затем уже контуры рисунка. Далее получившиеся квадратики закрашиваем в шахматном порядке, чередуем чёрные и белые участки. Этот прием называется оверлеппинг.

Задание всем понятно?

Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передавать объем предметов не надо. Изображение получится плоским, прозрачным.

Приступаем к работе.

Задачи учителя: Подойти к каждому ученику, проконтролировать ход работы.

Индивидуальная работа с учащимися.

V. Итог урока



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: