Произношение скороговорок




Развитие дикции у подростков.

(рекомендации логопеда)

Материал подготовила:

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАОУ СОШ № 7 им.Героя России А.Р.Курбангалеева

Е.С.Юдина

Что такое дикция?

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи.

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте.

Для чего нужна хорошая дикция?

Поставленная дикция помогает:

· Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.

· Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны.

· Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие дикции подростка и взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

· Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и».

· Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад.

· Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот.

· Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта. Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ.

· Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной.

· Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться. Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда.

· Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у».

· Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык.

· Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык.

· Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью.

ВАЖНО: Все упражнения из артикуляционной гимнастики стоит проделывать около десяти секунд. После непродолжительного перерыва каждое упражнение следует повторять еще по несколько раз.

Упражнения для дикции и голоса

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию и сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

· Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.

· Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо.

· Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.

· Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.

· Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.

· Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.

· Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м».

· Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

Произношение скороговорок

А А мне не до недомогания.Архип осип, Осип охрип. Б Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат. В Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. Проворонила ворона вороненка.
Г Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки. Собрала Маргарита маргаритки на горе, Потеряла Маргарита маргаритки во дворе. Д Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры,Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры, до времени. Е Ест Федька с водкой редьку, Ест редька с водкой Федьку. Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
Ж Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. У ежа — ежата, у ужа — ужата. З Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Все озера — зеркала Из зеленого стекла. И Инцидент с интендантом. Ишак в кишлак дрова возил, Ишак дрова в траву свалил.
К Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. Л Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски, Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. М Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.
Н Не мы ли на Ниле налима ловили? Наш Наум себе на уме. П Павел Павлушкупеленовал, Распелёнывал, да перепелёнывал. Р Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
С Старый Семён сказал своим сыновьям: «Скосите стог сена». Сыновья скосили стог сена. Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо». Т Только Таня утром встанет. Танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять? Таня любит танцевать. У Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится: «Ну что из них получится?»
Ф Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом. Х Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался. Ц Куцая лисица в платьице из ситца Мучицу из пшеницы сеет через ситце.
Ч Чики-чики-чикалочки. Едет гусь на палочке. Уточка — на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, А мальчик на собачке. Ш ПрошкинаШавка укусила Пашку; Бьёт Пашка шапкой ПрошкинуШавку. Щ Щёголь-щегол над чащобой щебечет. Щеголиха у щегла щеголихою была.
Ю Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. Я Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.  

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржскийбесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

ВАЖНО: Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению.

Тренировка дыхания

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы.

Одно из упражнений заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25 секунд. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

ВАЖНО: При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно тренироваться постоянно.

Чтение вслух

Чтение вслух может стать важным, замыкающим упражнением для работы над совершенствованием дикции. Читая вслух, проще понять, где и какие имеются проблемы, над чем еще стоит поработать.Если при очередном прочтении вслух будут учитываться все предыдущие ошибки, то можно заметить, что каждый раз речь будет звучать все чище и чище.

ВАЖНО: Для чтения вслух лучше выбирать белые стихи, многостопные стихи, сложные для восприятия отрывки текстов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: